Доклад на тему: «Нетрадиционные формы контроля знаний учащихся на уроках математики» (заседание методического объединения учителей естественно- математического цикла )
Доклад на тему: «Нетрадиционные формы контроля знаний учащихся
на уроках математики»
(заседание МО ЕМЦ )
Многие годы единственной формой итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся оставалась контрольная работа, при этом личностный рост ребенка оставался вне поля зрения педагога. Сегодня совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых нетрадиционных форм обучения. Изменение форм обучения влечет за собой изменение в системе контроля. Она становится более гибкой, позволяющей, с одной стороны, организовывать контроль знаний, умений и навыков, а с другой стороны – находить возможность развития интеллектуальных и творческих способностей учащегося.
Нетрадиционные формы тематического контроля частично повторяют уже известное, но существенно отличаются учетом эмоционального состояния ученика, зачастую в игровой формой работы, более широкими возможностями развития памяти, внимания, мышления, воспитания каждой личности и коллектива в целом.
Мы рассматриваем возможности контроля и оценки знаний спозиции личносно ориентированного обучения. Под личносно ориентированным мы будем понимать обучение, которое реализуетсяпосредством совместной деятельности, предполагающей свом внутренним содержанием сотрудничество, саморазвитие субъектов учебного процесса, проявление их личностных функций.
Тоесть при выборе форм и методов проверки знаний мною двигало понимание важности активной деятельности ученика, превращающее его из пассивного объекта воздействия в активного субъекта деятельности.
Деятельностьна уроке рассматривается как последовательность цепь действий: настройка (актуализация) →целеполагание → определение критериев успеха →планирование собственной деятельности → реализация плана →рефлексия→ оценивание →коррекция собственной деятельности.
Для осуществление контроля в рамках личностно ориентированного образования необходимо, чтобы:
уровень проверяемого материала опирается на ральные достижения учащихся;
цели поставленные учителем или сформулированные в процессе настройки с учащимися были достигаемы;
неудача рассматривалась бы как переход на более высокий уровень;
- происходило побуждение к разноообразным формам деятельности, имеющим опору на зону ближайшего развития;
- акценировалось внимание на характер деятелльности каждого ученика или на особенностях его личности;
- предупреждалось состояние тревожности, не допускалось перенапряжения уровня притязаний;
- подчеркивалась возможность решения более трудных задач.
ЗАЧЕТ – «ВЕРТУШКА»
Редко учителя математики применяют такую форму как зачет- «вертушка». Он проводится слежующим образом.
1 этап. 5-6 учащихся класса, которые усволи эту тему лучше других, заранне опрашиваются учителем и начинают вместе с ним готовиться к опросу остальных. Они готовят теоретические вопросы и задачи обязательного уровня, а также необходимые вывески и другое оформление.
2 этап. На зачете класс разбивается на группы по пять человек (количество групп должно совпадать с числом опрашиающих).
Каждому учащемуся в группе прикалывают номер от 1 до 5. Каждый опрашивающий сидит за столом с номером 1-5. Зачет проходит по следующей схеме. За столом с №1 вопрос или задачу с №1 получает ученик с №1. При переходе за следующий стол (№2) вопрос №1 получает ученик с №2, а за третьим сторлом вопрос №1 учащийся с №3. Остальные участники группы получают следующий вопрос согласно своим номерам. Группа должна за 40 минут обойти все столы.
Подведение итогов. За правильный ответ или решенную задачу учащийся получает отметку в зачетный листок (отметок будет пять), в качестве итоговой за теорию берется средняя.
Зачет расчитывается всегда на два урока. На втором уроке работа продолжается в группе по решению сложной многоступенчатой задачи. К группе подключается и тот, кто на первом уроке спрашивал. Он выступает в роли руководителя группы, хотя содержание полученной задачи, зараннее не знает. Таким образом собрав тетради, учитель может поставить вторую отметку за практическое применение знаний. Или обговорить с руководителем группы отметку каждого ученика.
ЗАЧЕТ-«СЛАЛОМ»
Форма работы называется нетрадиционной, потому что она позволяет учащимся лучше раскрыть свои творческие способности. Так, при подготовке к этому зачету ребята кроме традиционного повторения темы, готовили себе зачетные листы, которые представляли собой маршрут слаломной трассы, а учитель вписывал в каждые ворота, через которые должен пройти горнолыжник, задания. По мере спуска задания усложнялись. Учащиеся записывают ответы на флаге. По этим ответам учитель оценивает работу учащихся.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СМОТР ЗНАНИЙ
Общественные смотры знаний являются одной из нетрадиционных форм проверки знаний учащихся по определенному, достаточно большому разделу программы.
Привлечение к уроку контроля знаний и коррекции знаний родителей, представителей школьной общественности, учащихся из параллельных классов позволяет превратить его в праздник знаний, поднять интерес учащихся к учебе, повысить эффективность обучения; рассмотреть материал по объему и содержанию, выходящий за рамки одного урока.
Для общественного смотра знаний учитель заранее тщательно отбирает основные теоремы, определения, упражнения, которые учащимся надо повторять, и их перечень вывешивается в кабинете, примерно за две недели до смотра.
Поэтому предстоящий смотр знаний побуждает учащихся к глубокой и систематической работе над темой.
Подготовка к смотру предусматривает не только активную работу учеников данного класса, но и тех ребят, которые будут принимать участие в работе жюри. Это возможность заинтересовать родителей учебой детей, не только в плане «отметок», а показать учебную деятельность изнутри.
Для учащихся общественный смотр знаний – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве ( а значит, новые обязанности и ответственность). Такой урок – возможность развивать свои творческие способности личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду, это возможность получить оценку своих знаний не только от учителя, но и родителей, других учащихся.
Пока ученики повторяют материал, учитель разрабатывает критерии оценки работы учащихся на уроке, привлекая для этого членов жюри.
На общественном смотре знаний оцениваются все ученики по сумме отметок в течении всего урока. Оценки выставляет жюри в конце урока.
Во время устной работы жюри должно оценивать речь, логику, умение формулировать проблему и др., и при этом не все учащиеся получают отметку за каждый этап урока, хотя они должны стремиться к наибольшему их числу.
При работе в парах отметку пара получает одинаковую, поэтому учащимся следует согласовать свой ответ.
При письменной работе оценивается правильность решения задачи.
В групповой работе группа получает одинаковые отметки с правом коррекции 1-2 отметок по согласованию с жюри.
При представлении у доски решения задачи в группе жюри оценивает решение:
- верное (неверное);
- полное ( неполное);
- рациональное (нерациональное);
- новый способ решения;
- несколько способов;
- грамотное и аккуратное оформление;
- выделение главного;
- четкость выводов;
- доказательность;
- лаконичность;
- эмоциональность.
Общественный смотр знаний является очень эффективным средством систематизации и обобщения изученного материала, он помогает решить важные воспитательные задачи: развитие навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся, повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успех всего коллектива.
Обычно в общественный смотр знаний входит:
а) математический диктант;
б) фронтальный опрос;
в) групповые задания;
г) индивидуальные задания;
д) составление или разгадывание кроссвордов по теме. Комиссия сразу проверяет все задания, и в конце урока ребята получают отметки.
Опишем методику проведения общественного смотра знаний.
За две недели до смотра объявляется точная дата его проведения и состав комиссии, т.е. учащиеся параллельного или старшего класса, родители, учителя.
В их задачу входит предварительная консультационная работа с учащимися и экспертное оценивание уровня сложности предлагаемых задач.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ
Интересная, но незаслуженно забытая форма тематического контроля знаний – «Математический лабиринт».
I этап. Учитель готовит 12-15 вариантов заданий таким образом, чтобы ответ одного был номером другого.
II этап. В начале урока все учащиеся разбились на две группы (т.е., если в классе 24 человека, то группы по 12 человек и учитель составляет 12 вариантов; количество вариантов может быть и меньшим, т.е. например, 8, но тогда групп будет 3, иначе работа учащихся потеряет смысл, если два человека придут за одной и той же карточкой).
III этап. Получив карточку с заданием, например.
34умножить на –23m4n4учащийся выполняет его и ищет следующую карточку.
-12m4n4…
Решение продолжается до тех пор, пока ученик не дойдет до карточки, на которой стоит только число и запись «конец маршрута».
ТАНГРАМ
В течении четырех тысячелетий китайская игра танграм служила любимым развлечением в странах Востока, а с начала XIX века она получила распространение и на Западе. Трудно переоценить логическую и творческую ценность головоломки, богатые возможности для ее применения на уроках математики.
Для изготовления танграма необходим лист плотного картона квадратной формы (лучше 8Х8 см2), квадрат необходимо разрезать на 7 частей как показано рисунке 1, для простоты использования стороны частей –танов можно пронумеровать.
Зачет «Танграм» - это одна из форм проверки знаний учащихся, которая в занимательной форме требует проявления таких качеств личности как умение взаимодействовать в группе, сообразительность, проявление волевых усилий в достижении поставленной цели. Она дает каждому ученику опыт совместной с партнером деятельности, ощущение значимости своего вклада в общее дело.
Методика проведения
Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает задание решить уравнения (неравенства). Номера уравнения (неравенства) с одинаковыми ответами –это стороны танов, которые должны соединиться. Все таны должны быть задействованы, нельзя накладывать их друг на друга.
После составления фигурки учащиеся могут раскрасить ее, придумать рекламу, стихотворение. Проверить, правильно ли решены уравнения (неравенства), помогает верно полученная фигурка. (см разработка урока математики в 6 классе на тему: «Вычитание рациональных чисел»).
«Танграм-1». Учащиеся в группе распределяют между собой задания. Выполняют их, затем обмениваются и проверяют. Задания имеющие равные ответы, соединяют стрелками. Номера заданий- стороны танов, которые должны соединяться. Соединив таны, на магнитной доске, получают фигурку.
1) 5-7=-2; 9)27,6-(-2,1)=29,7; 17) -7212 - (-1212)=-60;
2) 8-14=-6; 10) 36,5-6,8=29,7; 18)16,74-(+7,64)=9,1;
3) -17-10=-27; 11)-53,2-(+6,8)=-60; 19) -4138-(-14)=-4112;
4)-18-42=-60; 12)-312 - 2,7=-6,2; 20) 3,8-918=-5,325;
5)-27-52=-79; 13) -6,7-(-15,8)=9,1; 21)615-8=-1,8;
6) 138-75=63; 14) 8,7-(+115)=7,5 ;
7)0,9-2,7=-1,8; 15) 317-5314=-2114 ;
8) -15,2-11,8=-27; 16)-3,2-15,75=-18,95
center9842500
Литература:
Математика. 5-11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках/ М.Е. Козина, О.М. Фадеева.- Волгоград: Учитель,2006.