Статья: Формы и методы контроля как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка


г. Арзамас ГБПОУ
«Арзамасский приборостроительный
колледж имени П.И. Пландина»
преподаватель английского языка
Максимова М.Р.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАК СРЕДСТВО
АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно - педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса.
Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль - это средство управления учебной деятельностью учащихся, и для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых объективность проверки знаний : многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий, корректная постановка контрольных вопросов, применение индивидуальных тестовых заданий, обеспечивающих равные для всех обучаемых объективные условия проверки, устных опросов или письменных контрольных работ, практические задания, которые могут составлять часть общей проверочной работы.
Содержание обучения иностранному языку включает в себя 4 вида речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо и чтение. Для выявления уровня владения каждым видом речевой деятельности разработаны критерии. Данные виды деятельности являются основой для реализации системы контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания обучения по иностранному языку.
Студент с самого начала обучения в техникуме должен знать, как будет оцениваться его работа, какие требования в обучении будут к нему предъявляться.
Наша главная задача – повысить качество обучения иностранным языкам. По результатам, полученным в ходе контроля, можно судить о состоянии уровня обученности студентов на определенном отрезке времени ( для этого мы используем входное, рубежное и промежуточное тестирование) и об их готовности для включения в учебно-познавательную деятельность.
Проведение контроля обеспечивает своевременную корректировку учебного процесса по иностранному языку с целью приведения его к уровню, заданному Программой и стандартом СПО, который регламентирует его требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Эти требования включают в себя знания фонетики, лексики, фразеологии, грамматики, профессиональной лексики, фразеологических оборотов и терминов, техники перевода со словарем профессионально-ориентированных текстов.
С целью проверки базовых (школьных) знаний и практических навыков по дисциплине «Английский язык», а также с целью выявления пробелов в знаниях вновь поступивших студентов мы проводим в колледже входной контроль. Формы проведения входного контроля определяются ЦМК гуманитарных дисциплин и проводятся в форме тестирования. Материалы входных тестов составляются на основе школьной программы. Мы проверяем умения использовать теоретические знания по грамматике при выполнении практического задания; языковую компетенцию (правильность использования изученных лексических единиц, языковую догадку, отбор нужной информации и т.д.), глубину, осознанность и прочность усвоения знаний. Итоги входного контроля анализируются преподавателями предметно-цикловой комиссии, выявляются типичные ошибки, определяются пути их устранения, составляется сводный отчет по итогам проведения контроля.
Основная цель проверки как для учащихся, так и для преподавателя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по данной теме или разделу и основной функцией здесь является контролирующая.
Поэтому после изучения небольших "подтем" или циклов обучения, составляющих какой либо раздел, мы проводим тематический контроль с целью установления правильности понимания студентами учебного материала и уровней овладения им.
Когда речь идёт о систематической контрольно-корригирующей функции проверки используем на занятиях текущий контроль.
Устную проверку знаний на уроках английского языка мы проводим в форме фронтальной беседы. Конечно это не позволяет установить всю глубину усвоенных знаний, но зато в течение короткого времени уточняем, насколько учащиеся владеют основными представлениями об изучаемом материале, насколько они умеют обобщать и систематизировать знания, устанавливать простейшие связи. Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развитию памяти учащихся.
Применяя письменную форму контроля, можно охватить одновременно всех учащихся, кроме того, ошибки в письменных работах легче квалифицировать и анализировать, поскольку действия учащихся точно зафиксированы. Письменный контроль эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах, но, к сожалению, используя этот вид контроля, невозможно проверить в письменной форме умение учащихся вести беседу или высказываться по теме, поэтому я прибегаю к письменной проверке с целью контроля умений и навыков письма , а также для контроля умений переводить научно-популярную литературу со словарём. Большое внимание уделяется контролю грамматических навыков, так как он выступает одной из важных составляющих учебного процесса. Для этого на занятиях применяю имитационные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные грамматические упражнения.
С целью максимального охвата учащихся за единицу времени на уроке, мы используем фронтальную форму работы - одну из основных организационных форм контроля при обучении (составление планов, подбор опор, построение коллективного рассказа по принципу «снежного кома»...). Преимущество фронтального контроля в том , что он держит в напряжении весь коллектив, учащиеся знают, что в любую секунду они могут быть спрошены, их внимание сосредоточено, мысли сконцентрированы вокруг той работы, которая ведётся . Фронтальный контроль осуществляю как в устной, так и в письменной форме, но устная форма контроля преобладает.
Обучение иностранному языку предполагает создание условий, мотивирующих выражение своих мыслей, поэтому наряду с фронтальной формой контроля следует регулярно осуществлять индивидуальный контроль - проконтролировать какой-то этап подготовленной речи каждого ученика (план или программу высказывания), который должен быть направлен на выявление умения решать коммуникативные задачи, вытекающие из индивидуального постижения действительности.
Для взаимной тренировки учащихся в усвоении языкового материала мы широко используем парную работу. Особо эффективно её применение для развития диалогической речи (например, ответить на вопросы партнёра, используя определённый языковой материал), при парной работе могут решаться и коммуникативные задачи (диалогическая речь) ).
На своих уроках я придаю большое значение работе с карточками. Такая проверка знаний дает возможность дифференцированно подойти к учащимся, проверить знания большого количества детей. В карточках представлены дифференцированные задания для сильных, средних и слабых учащихся, что позволяет использовать «зону ближайшего развития» каждого учащегося, а, соответственно, поверить в свои возможности всем учащимся группы.
На заключительном этапе работы по теме, можно предложить ребятам задания для самостоятельной работы (эссе, рефераты, творческие проекты, маршрутные листы, доклады, сочинения...). Это активизирует познавательную деятельность.
Одна из наиболее распространенных в последнее время форм контроля тестовые задания. Учащиеся не тратят время на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время, снимают трудности, характерные для устных и письменных ответов учащихся на поставленный вопрос.
При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Варианты заданий индивидуальны для каждого, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся.
С целью проверки уровня усвоения учебного материала в объеме учебных тем, разделов семестра и подтверждения результатов текущих оценок, полученных студентами ранее мы проводим периодически рубежный контроль. Формами рубежного контроля навыков сформированности устной и письменной речи в зависимости от уровня подготовленности студентов и с учетом дифференцированного подхода могут быть подготовка и защита творческих проектов, описание фотографий, картинок, уроки-конференции, дискуссии, сочинение, отзыв на текст, статья, реферат, письмо, письмо о приеме на работу, написание резюме, аннотации, изложение краткого содержания текста, тест (у преподавателей разработаны тесты разного уровня сложности). Задания для проведения рубежного контроля составляются на основе Рабочих программ, охватывают наиболее актуальные разделы и темы изученного материала, разрабатываются преподавателем с учетом уровня обученности студентов, что позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению студентов.
Чтобы определить достигнутый уровень усвоения студентами основного учебного материала по иностранному языку в целом, качество сформированности базовых знаний, умений, навыков в области чтения и письма, мы применяем промежуточный контроль. Это могут быть защиты проектов, рефераты, обобщающие тесты для самообследования.
Этот вид контроля формирует у студентов навыки нестандартного решения проблемы, способность к научно-исследовательской деятельности, умение работать в команде, развивает логическое мышление, а также расширяет кругозор и повышает культурный уровень студентов.
Задача итогового контроля - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. На завершающем этапе обучения мы проводим обязательные контрольные работы с целью:
- контроля за полнотой и прочностью теоретических и практических знаний по иностранному языку за определенный период обучения, формирования умений применять полученные теоретические знания по грамматике на практике, использовать их в устной речи;
- контроля за самостоятельной работой студентов, за умением студентов работать с учебной и справочной литературой, словарями; за выявлением пробелов в знаниях студентов и путей их устранения.
Таким образом, учебный процесс необходимо тщательно планировать: рационально выбирать методы, формы, средства обучения и формы контроля знаний и, если контролирующие задания содержат в себе и выполняют все необходимые функции (контрольно-корректирующую: выявление степени овладения новым материалом отдельными группами учащихся с целью улучшения этого владения; контрольно-предупредительную: обращает внимание учащихся на то, какие умения и навыки подлежат контролю; контрольно-обобщающую: выявление степени владения речевыми навыками и речевыми умениями по определенной части курса в обучении; контрольно-стимулирующую: отметка в баллах является стимулом в обучении; контрольно-обучающую: содержание, приемы и методика должны носить обучающий характер; контрольно-диагностическую: позволяет своевременно обнаружить успешность или безуспешность усвоения материала и в зависимости от этого строится дальнейший процесс обучения и контрольно-воспитательную и развивающую), то контроль может стать высокоэффективным средством проверки знаний учащихся.

15