Конспект урока по художественной культуре на тему Народная и профессиональная культура через призму истории Украины первой половины 19 века

Тема: Народная и профессиональная культура через призму истории Украины первой половины 19 столетия.
Цель: Учить сравнивать образцы народной и профессиональной культуры, находить признаки взаимодействия; способствовать формированию эстетического вкуса и эстетического развития личности.
Материал: репродукции, освещающие художественное творчество народных и профессиональных творцов, ученические презентации, ТСО, музыкальные произведения: «Ой, на горе та жинці жнуть», увертюра к опере Н.Лысенко «Тарас Бульба».
Сила традиций и сила творчества в их сочетании –
животворящий источник всякой культуры.
Петр Николаевич Савицкий
Ход урока

Организационный момент. Музыка Н.Лысенко
Актуализация опорных знаний: Наш урок начнет основоположник украинской классической музыки, автор первой украинской оперы, которая идет и на Донецкой сцене, Николай Лысенко. Слайд №.
Вам предстоит ответить на его вопросы: (Слайд:)
- Культура – это система материальных и духовных ценностей человека (да,нет)
– слово «культура» переводится с латинского как «воспитание» (нет)(обработка земли.)
- мировая культура – это совокупность культур разных народов(да,нет)
- культура существует в 2 основных формах – материальная и духовная (да, нет)
-результаты интеллектуальной и творческой деятельности, т.е. мораль, наука, воспитание, философия, искусство - относятся к материальной культуре (нет)
- художественная культура – часть духовной культуры (да,нет)
- художественная культура – совокупность материальных ценностей(нет)
- на развитие украинской культуры начала 19 века повлияло украинское национальное возрождение (да)
-пьеса Ивана Котляревского , написанная в начале 19 века (1819 г), ставшая основой первой украинской оперы (Н.Лысенко 1889 г), называется (Наталка Полтавка)
- в среде украинского народа в 19 веке не могло быть талантливых ученых, деятелей культуры (были: Шевченко, Котляровский, Тропинин и т.д.).
-народная культура - элитарная, она не может быть массовой. (нет) (Фишки, фото)
3. Мотивация: Задумывались ли вы над тем, почему классическая музыка звучит в филармонии для изысканных слушателей и ту же мелодию в упрощенном варианте мы слышим как сигнал мобильного телефона? Что именно кроется в такой трансформации, в ее сути? Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе, обратившись к его истокам.
Слайд №
4.Новый материал : Сейчас вы видите репродукции произведений 19 века. Расположены они по определенному принципу. Какому? Слайд №
Народные Профессиональные
Мы уже знаем, что носителями культуры могут быть отдельные люди и целые социальные группы. Но источников формирования культуры всего 2: народная и профессиональная.
Народная культура – это художественная коллективная деятельность народа, в которой изображена его жизнь, мировоззрение, эстетический вкус, идеалы.
Слайд №
Народная культура возникла на зоре человечества, она ярко представленная в различных видах искусства. Какие из них вы знаете? (мифы, легенды, сказки, думы, песни, танцы, народные промыслы)
Презентация - мультфильм «Ой, на горе та жинці жнуть» (Какие виды народного искусства представлены в клипе? Историческая песня, костюм, свадебный обряд,, гончарство и т.д.) (Выписать во время просмотра. )
Народная культура не имеет конкретного автора и передается из поколения в поколение, постоянно испытывая изменения. Чтобы сохранить это неимоверное богатство, возникла наука про фольклор – фольклористика (занимается сбором, изучением, публикацией и исследованием народного творчества.) (распечатать на столы, дать прочитать.), которая имела особую популярность в начале 19 века. Этот период в истории Украины носит название этнографического этапа национально-освободительного движения.Слайд №
Назовите имена известных исследователей народного творчества этого периода. (учебник стр.15-16) Слайд №
В национальном искусстве наиболее полно и ярко раскрывается национальное своеобразие украинского народа
Духовная сила нации, творческий потенциал народа зависит от того, насколько сохранены достижения минувших поколений. Именно это позволяет нам чувствовать себя наследниками мирового культурного достояния.
В нашей школе создан музейный уголок украинской народной культуры. Заглянем туда Слайд
Экскурсия (муз сопровождение – бандура.)
Последний экспонат – бандура. Тест: Это:
Инструмент оркестра симфонического, народного, духового
Русский, белорусский, украинский
Его любил Моцарт, Шуберт, Шевченко
Его название гусли, кобза, бандура .
Рассказ о бандуре видео №

Прекрасные достижения архитектуры, живописи, музыки и других видов искусства являются основой для дальнейшего развития культуры будущего общества. Мы говорим о втором источнике формирования культуры – профессиональном. Профессиональная культура возникла тогда, когда в обществе образовалось разделение на умственный и физический труд. Слайд № Она создается людьми, прошедшими специальную подготовку и посвятившими себя определенному виду искусства. Слайды №
Большое количество учреждений готовят профессиональных актеров, музыкантов. Певцов, художников, режиссеров, скульпторов, архитекторов, танцоров и т.д. В Украине первые профессионалы в этой сфере появились с появлением таких учебных заведений, как Харьковский университет, Одесский, Киевский. Слайд №
В искусстве этого времени проявляются черты барокко и классицизма. Появляется термин «Украинское барокко»
Презентация «Барокко»
- Кого называют основоположником украинской литературы, пророком национального возрождения в Украине?
На доске ассоциативный ряд


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(поэт, художник, народник, борец, украинец, график, живописец, истории, свобода, профессионал.) Слайд
Презентация «Т.Г.Шевченко»
Тест: какие произведения принадлежат руке т.Г.Шевченко Слайд №

5.Вывод :Послушайте отрывок из интервью с Анжелой Рудницкой – украинской певицей, журналисткой, художником, работы которой называют вышивной живописью. Слайд№
«Переломный этап в моей жизни наступил, когда меня парализовало , и я не смогла ходить. Именно тогда важно было открыть в себе что-то новое, прислушаться к своему внутреннему миру. Еще в детстве бабушка и мама научили меня вышивать. Это умение я перенесла в искусство, используя старые технологии для создания модернизированных вещей. Свои работы не продаю. У них другая цель - рассказать миру про Украину, да и самим украинцам открывать нашу Украину.» Итак, нужно ли нашим современникам, профессионалам народное искусство? Ваше мнение? Слайд №
6.Дом.задание: Подготовить Вернисаж произведений, помогающих вам в самовыражении.
Слайд №






















Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ст. № 85





Народная и профессиональная культура через призму истории Украины первой половины 19 столетия.
Урок художественной культуры, истории Украины и
украинской литературы в 9 классе


Подготовили и провели:
учитель художественной культуры
Матренина Н.С.,
учитель истории Украины
Слонская А.М.,
учитель украинской литературы
Сухань С.В.





















Донецк - 2014
Шевченко Т.Г.