Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Бесталанная И.И.
средняя общеобразовательная школа-гимназия №17 г. Актобе

Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто (древнегреческий философ Сократ) Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. Если бы людей судили за преступление к собственному здоровью, многие получили бы высшую меру. На сегодняшний день тема “сохранение здоровья” – очень важная и злободневная. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние “полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится всё труднее. Поэтому в настоящее время педагоги и методисты ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм. Ещё Я.А.Каменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человека и природы. Тогда обучение не потребовало бы иного, кроме искусного распределения времени, предметов и методов.
По оценкам различных отечественных и зарубежных специалистов, у современных младших школьников в последнее время наблюдается снижение темпов роста и функциональных показателей, отмечается замедление развития по сравнению с данными 10-20-летней давности. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Отвечая на этот вопрос, в последние 2-3 года были разработаны “здоровьесберегающие технологии”, цель которых – это достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии.
Здоровьесберегающие технологии в образовании – это организация учебно-воспитательного процесса, позволяющая достигать положительного результата без излишнего напряжения и переутомления учащихся и учителей. При этом речь не идет об избавлении от нагрузки вообще (без неё невозможно ни умственное, ни физическое развитие), но нагрузка должна быть индивидуализирована, рациональна, приводить к успеху без переутомления и утраты здоровья.
Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!” Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и учащиеся и педагоги были здоровы. Каким образом от нас зависит здоровье учащихся и что мы, учителя, можем сделать для его сбережения?
Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:
во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;
во-вторых, общий настрой школы на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.
Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании.
Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный.
Итак, целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий.
Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучают учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим, тогда как прекращение систематических занятий снижает функциональные возможности организма.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка. Она предполагает преемственность ступеней обучения.
Принцип индивидуализации и доступности имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий, осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. Название принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и знаний.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающий технологий.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
Принцип активности –предполагает высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчество учащихся. Двигательная активность школьников в течение дня не соответствует двигательному оптимуму и совершенно недостаточна для нормального развития растущего организма, особенно, если ученик много времени проводит за компьютером. Под влиянием такой работы могут происходить нарушения не только функции зрения, слуха, но и, прежде всего, осанки. Соблюдение принципа активности в педагоги ческой практике современного педагога позволяет организовать занятия образом, чтобы не вредить здоровью детей.
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.
Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников подразумевает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей. Работая за компьютером, очень важно соблюдать особые гигиенические требования и нормы, предъявляемые к продолжительности работы, к светлому режиму, к осанке и т. д.
Принцип гарантии – реализация конституционных прав детей на получение образования и воспитания, выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения.
Принцип связи теории с практикой –призывает настойчиво приучать учащийся примерять свои знания на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
Принцип акмеологического подхода к учебно – воспитательному процессу позволит сделать обучение увлекательным и лёгким как для педагога, так и для учащихся. Педагог – важнейшее лицо в учебно - воспитательном процессе современной школы. Человек высокой культуры, он воспитывает культуру личности, создаёт фундамент культуры последующих поколений, сам стремится к совершенствованию, учит детей быть более совершенными как физически, так и духовно.
Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителя начальных классов. Так как здоровье закладывается в детском возрасте, в начальной школе этому отводится значительная роль, потому что именно через начальную школу проходят все. [1, с.93]
Основной целью нашей работы стало формирование ЗОЖ у младших школьников. Для достижения поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
сформировать знания о здоровье, о факторах его формирующих, укрепляющих и разрушающих;
учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к своему поведению;
способствовать стремлению учащихся понять окружающих и анализировать своё отношение к ним;
способствовать развитию эстетической и эмоциональной личности.
Разрешение поставленных цели и задач повлияли на построение системы работы.
Специальные занятия для наиболее успешной адаптации учащихся “Минутки вхождения в день”.
В 1-ом классе проводятся эти занятия 3 раза в неделю в сентябре и октябре, в последующие месяцы 1 раз в неделю (в понедельник обязательно) и по мере необходимости в дальнейшем. Во 2-м-3-м и 4-м классах в понедельник обязательно, в дальнейшем по необходимости, по желанию. В 1-м классе “Минутки” проводятся 10 минут перед занятиями (такая возможность существует, т.к. уроки в период адаптации длятся 30 минут), в дальнейшем “Минутки” можно проводить на этапе “оргмомент”. “Минутки” можно проводить в виде бесед, упражнений с сюжетным содержанием, с музыкальным сопровождением, с элементами психогимнастики. После проведения таких занятий детям намного легче было войти в школьную жизнь.
Одним из направлений в укреплении здоровья школьников является снижение психоэмоционального напряжения, стресса, тревожности.
С этой целью мы проводим с учащимися своего класса мероприятия по профилактике стрессогенных состояний путём обучения школьников навыкам управления своими эмоциями и формирования чувства уверенности в себе. Это курс специальных занятий на развитие различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) – психогимнастика. На этих занятиях широко используются элементы изотерапии, практически все занятия имеют музыкальное сопровождение. Занятия строю на воображаемом материале, чтобы не отвлекать внимание детей на атрибуты. Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, которые я провожу 2 раза в неделю по 30-35 минут.
Известно, что при эмоциональном напряжении возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц.
Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, поэтому мы учим детей расслаблять мышцы, чувствовать напряжение мышц, изменять степень их напряжения и совсем снимать его, расслабляя определённые группы мышц. Упражнения на релаксацию проводятся течение 3-5 минут на любом уроке.
С целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушения осанки, повышения внимания и эмоционального тонуса используются кратковременные перерывы на занятиях(1-3 мин.) – физкультминутки. Они проводятся ежедневно, по 2-3 на каждом уроке, примерно на 10-й и 20-й минутах.
Так же проводятся физкультурные паузы– комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями.
Учащимся более интересен групповой способ проведения физкультурных пауз, т.к. он носит комбинированный характер и состоит из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр.
После проведения физкультурных пауз и физкультурных минуток, дети становятся более активными, их внимание активизируется, формируется мотивация к изучаемому предмету, улучшается психоэмоциональное состояние, изменяется отношение к себе и своему здоровью.
Для профилактики близорукости, замедления её прогрессирования применяем зртельно-пространственную активность в режиме школьного урока.
Достигается это за счёт максимального удаления от глаз учеников учебного дидактического материала. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Эту работу чередуем с занятиями на ближних дистанциях (работа с учебником, письмо и т.д.). На практике используем специальную гимнастику для глаз, разработанную специалистом по охране зрения детей профессором Э.С.Аветисовым.
Сохранение высокой работоспособности и здоровье детей в значительной степени зависит от их умения правильно дышать.
От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм сердца и циркуляция крови в организме. Основная цель дыхательных упражнений - выработать умение дышать правильно, чтобы было постоянное массирующее воздействие на внутренние органы. Дыхательные упражнения являются важным восстановительно-профилактическим средством.
Дыхательные упражнения не просто оздоравливают организм, но и повышают умственную активность, способствуют эмоциональному равновесию, снятию нервного перенапряжения вследствие нагрузки.
В оздоровительных целях в нашем учреждении созданы условия для удовлетворения потребности учащихся в движении. Одним из мероприятий для осуществления двигательной активности является проведение динамических пауз, предполагающих проведение подвижных игр, спортивных часов, эстафет.
Для проведения динамических пауз подбираются игры, правила которых позволяют детям, не нарушая хода, вступать в игру и выходить из неё в любое время. Чаще всего для проведения подвижных перемен используем народные игры, т.к. они способствуют совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Корме того, в играх много познавательного материала, способствующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности.
Большую роль в решении проблемы укрепления и сохранения здоровья играет семья. Основной целью работы с родителями поставлено просвещение в вопросе по воспитанию ЗОЖ у детей в семье, переориентировать родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества. Младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребёнок будет жить по тем правилам и законам, которые существуют в семье. [4, с.10]
Все эти формы и методы работы дают возможность осуществлять неформальные связи с родителями, служат средством обратной связи, дают объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи.
Особое внимание в условиях начальной школы должно уделяться благотворному течению адаптации учащихся к школьному обучению, развитию мотивации к ЗОЖ, увеличению двигательной активности.
Использование в учебном процессе различных методов и приёмов, направленных на здоровьесбережение, позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Если мы не научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколения будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Литература
1.Елизарова Л.Н. Оздоровительная работа в начальной школе/ Л.Н.Елизарова, С.Н.Чирихин// Начальная школа. - №9.- 2000. – с.93.
2.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1 – 4 классы/ В.И.Ковалько.- М.:ВАКО. -2004. – 296 с.
3.Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра/Е.П.Митина//Начальная школа. - №6. – 2006.- с.56.
4.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы/Н.К.Смирнов.- М.:АПКПРО. – 2002.- с.10.
5.Сураева Л. Технология педагогики здоровья/Л.Сураева, О.Федорахина//Приложение к журналу “Директор школы”: “Экспресс опыт”.- №2.- 1999. – с.6-12.
15