Методические рекомендации «Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы»
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ
Русский язык и литература
–
серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся
приходится много писать, а потому учитель
-
словесник должен уделять особое внимание
здоровьесберегающим технологиям.
Основные
ринципы здоровьесберегающих
образовательных технологий:
-
принцип «Не навреди!»;
-
принцип сознательн
ости и активности;
-
непрерывности здоровьесберегающего процесса;
-
принцип систематичности и последовательности;
-
принцип доступности и индивидуализации;
-
принцип всестороннего и гармонического развития личности;
-
сис
темного чередования нагрузок и отдыха;
-
возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;
-
принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоро
вье и здоровье
окружающих людей.
На уроках русского языка
в 8 классе
широко исп
ользую тексты
о здоровье человека,
здоровом
образ
е
жизни, спорт
е
, туризм
е
.
В период проведения 22 Олимпийских игр в
Сочи я проводила уроки русского языка на материалах о спорте, выдающихся
спортсменах
.
У
роки
русского
языка
дают
прекрасную
возможность
для
формирования
у
ребёнка
позиции
признания
ценности
здоровья,
ч
увства
ответственности
за
сохранение
своего
здоровья.
Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с
динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды
работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесооб
разно не только
объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический,
лексический разборы.
Текстовый материал спос
обствует пропаганд
е здорового образа
жизни. Такого содержания тексты
можно использовать по
-
разному: предлагать в
качестве проверочных, самостоятельных, контрольных работ, применять для
индивидуальной проверки знаний. Отдельные предложения можно разбир
ать на
синтаксических пятим
инутках, небольшие тексты
предлагать детям для запоминания и
записи по памят
и (письмо по памяти). З
адания можно использовать как при изучении
какой
-
либо новой темы, так и на уроках повторения пройденного материала. На каждом
у
роке русского языка я провожу орфографические пятиминутки, цель которых
-
актуализация определённых орфографических правил. Эти пять минут можно
использовать и в целях формирования привычки к здоровому образу жизни, подобрав
соответствующий материал. Работ
а над орфограммами в таких упражнениях, имеет смысл
ненавязчиво и легко коснуться данной темы.
Для
этих
целей
можно
использовать
и
такой
вид
письменных
упражнений,
как
диктанты
(слуховые, свободные, творческие, выборочные,
распределительные
и
др.).
Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ:
самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие зад
ания
–
необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных
операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное
распределение её во времени достигается благодаря применению г
ибких вариативных
форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы в 10
-
11 классах блочно
-
модульной системы снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего
задания; разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья уча
щихся.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на
перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать
монотонности на уроке.
Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех
видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить
строго по календарно
-
тематическому планированию.
В последнее время с использованием
на уроке проектора, интерактивной доски, ПК во время уроков в компьютерном к
лассе
значительно возрастает нагрузка на зрение . Поэтому на уроках я стараюсь строго
соблюдать нормативы использования мультимедиа оборудования. Таблица с указанием
времени возможного использования мудьтимедиа для каждого возраста находится на
классном ст
енде.
На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить
физкультминутки (2
-
3 раза), делать игровые паузы, зрител
ьную гимнастику и, конечно,
эмоциональную разгрузку (2
-
3 минуты).
Физкультминутка для снятия утомления с
плечевого пояса и рук
1. И.п.
-
стоя или сидя, руки на поясе. 1
-
правую руку вперед, левую вверх, 2
-
переменить
положения рук. Повторить 3
-
4 раза, затем расслабленно опустить
вниз и потрясти
кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п.
-
стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1
-
2
-
свести локти вперед,
голову наклонить вперед, 3
-
4
-
локти назад, прогнуться. Повторить 6
-
8 раз, затем руки
вниз и потрясти расс
лабленно. Темп медленный.
3. И.п.
-
сидя, руки вверх. 1
-
сжать кисти в кулак, 2
-
разжать кисти. Повторить 6
-
8 раз,
затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
4. И.п.
-
стойка ноги врозь, руки за голову. 1
-
резко повернуть та
з направо, 2
-
резко
повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным.
Повторить 6
-
8 раз. Темп средний.
5. И.п.
-
стойка ноги врозь, руки за голову. 1
-
3
-
круговые движения тазом в одну сторону,
4
-
6
-
то же в другую сторону, 7
-
8
-
руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп
средний.
6. И.п.
-
стойка ноги врозь. 1
-
2
-
наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз,
левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3
-
4
-
и.п., 5
-
8
-
то же в другую сторону. Повторить 6
-
8
раз. Темп средний.
Гимнастика для глаз
Упражнения выполняются сидя
.
Дыхание свободное, без напряжения.
1. Пальминг. Сядь прямо. Прикрой глаза ладошками так, чтобы не было щёлочек,
опусти веки, сосчитай до двадцати.
2. Письмо носом. Представь, что твой нос
–
ручка, которой можно написать. В воздухе
напиши носом своё имя, имя соседа, название месяца, название любимого блюда и т.д.
3. Сквозь пальцы. Разомкни пальцы и прикрой ими глаза. Глядя сквозь них, делай
плавные повороты головой направо
–
налево.
4
. Часики. Широко открытыми глазами
водим по часовой стрелке. (
3, 6, 9, 12)