Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы


О здоровьесбережении на уроках русского языка и литературы.
Задача образовательного процесса в школе состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся, а также задаче устранения перегрузок учащихся. Решение этой задачи будет иметь существенное значение для сохранения здоровья школьников. Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия развития, но в тоже время с негативным влиянием на здоровье детей влияют и школьные факторы.
По моему мнению, здоровье учеников складывается из простых вещей. О том, как я применяю здоровьесберегающие технологии на своих уроках, расскажу ниже.
Кабинет русского языка и литературы настраивает на рабочий лад: чистота, свежий воздух, пространство наполнено светом, на партах подготовленные учениками принадлежности. Количество видов учебной деятельности на моих уроках составляет не менее четырёх (4-7 видов), и их продолжительность не превышает 10 минут. Смену видов учебной деятельности, как советуют психологи, произвожу через 7-10 минут. Обязательное количество видов преподавания—не менее трёх, они чередуются через 10-15 минут. Учащимся предоставляю возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность. Наличие на уроке оздоровительного момента обязательно (норма: на 20-й минуте урока 1 минута из трёх лёгких упражнений с 3-4 повторениями).
Огромное значение имеет психологический климат на уроке: взаимоотношения между учителем и учениками, между учащимися; наличие эмоциональных разрядок; наличие внешней мотивации (похвала, поддержка); стимуляция внутренней мотивации (стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу).
Уроки- игры, уроки- путешествия, уроки- интервью с радостью воспринимаются учениками. На уроках русского языка часто использую такой вид работы, как заочная экскурсия, который позволяет совмещать принципы здоровьесбережения и воспитательный потенциал. В канву этого вида урока при умелом подборе текстов и упражнений легко вписывается практически любая грамматическая тема. Использую туристическую карта-схема города Сыктывкара, Усинска и других городов РК, применяю мультимедийные презентации. Работаю с сайтами о Республике Коми, на уроках литературы при изучении творчества коми писателей, композиторов, поэтов использую http://foto11.com/komi/art/singing/ . Слайды презентации позволяют имитировать остановки в экскурсионном маршруте; используются разнообразные упражнения (тексты со словами, которые требуется поставить в нужную форму; выборочные диктанты; творческие диктанты; свободные диктанты, мини-сочинения и т.д.) Органично вписывается в структуру подобного урока и оздоровительный момент: учащимся предлагается сделать остановку в парке или сквере и размяться. Физкультминутка позволяет:
-снять усталость,
-дать отдых мышцам, органам слуха, восстановить силы ребенка,
-поднять детям настроение,
-помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка,
- снять статическое напряжение.
Психологический климат на уроках, где применяются здоровьесберегающие технологии, всегда благоприятный.
В педагогической литературе имеется целый ряд разработанных комплексов зарядок, физкультминуток для использования на уроках. Но следует иметь ввиду, что дети хорошо сами сочиняют небольшие стихотворения для проведения физкультминуток, это позволяет им проявить свои творческие способности и обрести уверенность в своих силах.
Воспитание правил здорового образа жизни тесно связано с использованием текстов на уроках русского языка и литературы. Например, при изучении темы «Односоставные предложения» учащимся было предложено задание на дом: составить текст о здоровьесбережении в рамках урока с использованием различных видов односоставных предложений, указать виды данных предложений. В пример приведу текст Канева Антона, учащегося 8 класса: «Утро. Потягиваюсь и неохотно встаю. Вокруг солнечный свет. Через 20 минут в школу. Ждешь встречи с одноклассниками. Улыбки и шутки. Урок. Пишем, читаем, размышляем, доказываем. Звонок. До свидания, школа. Завтра встретимся.» Подобные задания практикую достаточно часто и в качестве домашних, и на уроке. Особенно удобно это при изучении синтаксиса, так как фантазия школьников не ограничивается необходимостью ориентироваться ни на определённую часть речи, ни на конкретную грамматическую категорию.
«Литература—учебник жизни». Действительно, литература предоставляет нам возможность учиться на примере жизни, действий и поступков различных героев, способствует стремлению учиться на чужих ошибках, а не совершать собственных. С этой точки зрения литература уже самим своим содержанием позволяет формировать здоровый образ жизни. Эти возможности даёт:
- комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»
- «Поучения» Владимира Мономаха», житие святых
- «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В.Гоголя- роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
-роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»
-роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» и многие другие произведения, среди которых русские народные сказки.
Яркие, запоминающиеся образы, высокие идеи, талантливые картины—всё это пробуждает эмоции учащихся, способствует воспитанию нравственности и формированию навыков здоровьесбережения.
Таким образом, умелая организация урока на основе здоровьесбережения содействует сохранению здоровья учащихся, а подбор примеров, приёмов, заданий способствует формированию у учащихся норм и правил здорового образа жизни.