Урок литературы по повести Фаталист (9 класс)
Скверо-Казахстанская область
Аккайынский район
КГУ «Чаглинская средняя школа»
Урок-исследование
по литературе в 9 классе
Повесть «Фаталист» как сюжетно-психологическая кульминация романа
«Герой нашего времени»
(«Лучшая презентация с ИКТ»)
Разработала урок
учитель русского языка
и литературы
Мартьянова Светлана Сергеевна
аул Шагалалы, 2012-2013 учебный год
Повесть «Фаталист» как сюжетно-психологическая кульминация романа
«Герой нашего времени»
Цели урока:
Образовательные:
ознакомление учащихся с философскими понятиями судьба – фатализм – рок - случайность;
выяснение на примере художественного произведения, есть ли судьба или нет, возможно ли человеку управлять, руководить своей жизнью.
Воспитательные:
Воспитание субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним задач, способного к самоизменению, саморазвитию и самоопределению, направленных на правильное отношение к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
Развивающие:
Развитие устной речи учащихся посредством создания на уроке ситуаций, дающих школьникам возможность рассуждать, высказывать свое мнение, отношение к произведению, герою или ситуации.
Задачи:
привлечь учащихся к активной познавательной деятельности (разрешение проблемы, настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды);
выявить позицию учащихся к проблеме судьбы и синонимичных ей понятий.
обогатить терминологический запас слов;
создать условия для переосмысления прежних понятий на основе художественной литературы и жизненного опыта.
через творческое задание попытаться привести детей к долговременному планированию и созданию образа «Я».
Оборудование урока: текст произведения, эпиграф, толковый словарь русского языка, философский словарь, интерактивная доска, презентация.
Ход урока
Организационный момент
Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке, создать соответствующий эмоциональный настрой.
Первый этап. Подготовка учащихся к восприятию произведения.
- В какое бы время, столетие ни жил человек, его всегда волновали вопросы бытия, жизни и смерти, добра и зла. И всегда среди этих вопросов был такой: есть ли судьба, рок, предопределение. В течение многих веков наиболее прогрессивные, интеллектуальные люди пытались разгадать эту загадку, состоящую из слов рок – судьба – предопределение. Идея рока, ощущение предопределенности судьбы всегда волновала М. Цветаеву. На ее трагедиях таких, как «Ариадна», «Федра» лежит мрачный оттенок. Они говорят о злосчастных, безвыходных судьбах сильных, страстных людей, которые вступают в борьбу с темными силами рока. Но борьба эта безнадежна: человек обречен на страдания, гибель, ибо рок, удары судьбы – это злая воля богов, перед которой человек бессилен. Трагичен финал «Федры», но виноваты в этой трагедии не люди, а боги, которые орудуют в мире (мы судим об этом по цитате из произведения):
Ипполитовы кони и Федрин стук –
Не старухины козни, а старый стук
Рока. Горы сдвигать – людям ли?
Те орудуют. Ты? – Орудие.
А вот великий писатель-философ Л. Н. Толстой в свое время сказал: «В чем состоит фатализм восточных? Не в признании закона необходимости, но в рассуждении о том, что если всё предопределено, то и жизнь моя предопределена свыше и я не должен действовать».
- Обратимся к этому высказыванию. В нем есть слово, от которого мы можем оттолкнуться в наших дальнейших рассуждениях. Слово, которое спорит с роком, с предопределением. Назовите его. (Действовать) (Записывается на доске и в тетрадях)
- Какая это часть речи? (Глагол)
- Какой человек – творец своей судьбы? (Тот, который действует)
- На сегодняшнем уроке перед нами произведение, в котором все эти понятия: рок – судьба – предопределение – действие – случайность - тесно взаимосвязаны.
Тема нашего урока: «Повесть «Фаталист» как сюжетно-психологическая кульминация романа «Герой нашего времени». (Ученики записывают тему в тетрадях).
Цель: что такое судьба, выяснение на примере художественного произведения, есть ли судьба или нет, возможно ли человеку управлять, руководить своей жизнью.
А эпиграфом будут слова замечательного поэта С. Есенина из его знаменитого стихотворения «Письмо к женщине»:
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий…
- Действительно, куда несет нас рок событий? Ведь никто из нас не знает, что произойдет с ним через день, через год. Человек точно знает одну вещь – дату рождения, но не дату смерти.
Эти понятия: фатум – рок – судьба – область философии, поэтому давайте обратимся к философскому словарю за разъяснениями данных категорий.
Словарная работа.
Фатум – судьба.
Фатальный – предопределенный роком, судьбой.
Фатализм – мистическая вера в неотвратимость судьбы, в то, что в этом мире все заранее якобы предопределено судьбой, роком.
Фаталист – человек, проникнутый фатализмом, верящий в предопределение свыше.
- Сегодня нам предстоит работа ума и сердца. Мы попытаемся быть философами.
II. Этап исследования (анализа) произведения.
- Итак, перед нами последняя часть романа «Герой нашего времени» – повесть «Фаталист».
- Заметили ли вы, что в этой повести, в отличие от предыдущих, появляется какая-то приключенческая романтика, интрига, загадочность? Где она начинает проявляться? (В споре)
- Как вы поняли спор Печорина с Вуличем? О чем он? (Возникает спор о том, что же решает участь человека: его воля или судьба, предопределение)
- Спор – это одно из основных событий повести «Фаталист». А какие еще два события лежат в основе этой главы? (Испытание судьбы Вуличем и Печориным)
- Исходя из этих событий, давайте запишем план нашего урока, так как произведение сложное и это облегчит нашу работу.
План
Спор Печорина с Вуличем.
Испытание судьбы Вуличем.
Испытание судьбы Печориным.
- Но значение повести состоит не только в этих трех событиях. Подлинно художественное произведение всегда ставит важные проблемные вопросы. В «Фаталисте» есть слова, прямо формулирующие такой вопрос. Исходя из темы нашего урока, эпиграфа, найдите эти слова. («И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? Почему мы должны давать отчет в наших поступках?»)
- Все персонажи повести делятся на верящих в судьбу и противящихся этой вере. К кому же из героев относится философское определение, вынесенное в заглавие повести: к Вуличу, Печорину или, наконец, к Максимы Максимычу? Чтобы ответить на этот вопрос, проследим по тексту, что конкретно говорят о судьбе, роке участники этого спора.
Работа с текстом: офицеры поначалу не верят, «будто судьба человека написана на небесах».
- Найдите в тексте логическое продолжение этого спора.
Печорин: «Утверждаю, что нет предопределения».
- Поразительно, что в тот самый момент, когда он утверждает, что не верит в судьбу, он предсказывает Вуличу близкую смерть, основываясь на том, что «на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы». Это еще раз убеждает нас в том, что эти вопросы, есть ли судьба или нет, остаются до конца не разрешенными.
- Итак, поначалу общество офицеров и Печорин не склонны верить в «мусульманское поверье, будто судьба человека написана на небесах». Значит, кто является сторонником фатализма? (Вулич) Докажите текстом. («Я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минуту».)
- Каким же образом Вулич доказывает свое убеждение? (Учащиеся приводят из текста пример, когда Вулич стреляет и происходит осечка)
- Итак, рискуя жизнью, Вулич доказал Печорину и офицерам свою правоту. Скажите, а что убедило всех, что есть высшее предопределение, не позволившее Вуличу умереть? (Осечка). А как вы думаете, осечка – это случайность или вмешательство судьбы? (Учащиеся склоняются к мысли, что все-таки это случайность)
- Но пари затеяно Вуличем не только для того, чтобы сделать Печорина фаталистом. Вулич себе хочет доказать, что судьба к нему все-таки благосклонна. Хотя в картах он «обыкновенно проигрывал»: «постоянные неудачи только раздражали его упрямство». Вот это упрямство и заставило Вулича играть, но уже с жизнью своей. И он очень доволен, увидев в осечке пистолета признак благосклонности судьбы.
- Ребята, сейчас я хочу предложить вам такое определение, относящееся к Вуличу. Игрок. Да, он игрок, постоянно испытывающий судьбу. И в картах, и в истории с выстрелом он ищет власти над судьбой. А если это игра, то в ней всегда должен быть победитель и побежденный. В этот раз Вулич – победитель. Но игра – это ведь не бесконечное везение. Когда-то оно закончится.
- Так что же тогда сильнее – человек или судьба? (В этот раз получается, что сильнее судьба (или случай). Но до конца этот вопрос все же не решен. Поэтому Лермонтов не останавливается на этом. Он решает довести дело до конца, и поэтому ставит Вулича в более тяжелые обстоятельства, не зависящие от него.
- А Печорин в этом первом случае с Вуличем – участник или свидетель? (Свидетель). А такому рисковому, смелому человеку, как Печорин, самому теперь хочется убедиться, что же сильнее: человек или судьба? А почему? Да потому что случай с осечкой не убедил Печорина в правоте Вулича, в том, что человек подчинен высшему предопределению. Докажите это тестом. (Вид ночного неба, в котором как бы спорят между собой «месяц полный и красный, как зарево пожара», и спокойно сияющие на темно-голубом своде звезды, освобождают его от «таинственной власти», какую приобрел над всеми присутствующими офицерами Вулич. Дети читают текст от слов «Я возвращался домой…» до слов «…во всякой борьбе с людьми или судьбой». В этот момент Печорин не верит, что существует высшая сила, управляющая жизнью людей).
- И в то же время о чем он тоскует, сожалеет? (Тоскует по вере, воодушевлявшей предков, убежденных, что небесный мир участвует в их делах. Ведь потомки, не верящие в судьбу, не верят и в себя).
- В этих размышлениях Печорина есть слова, близкие строкам из стихотворения Лермонтова «Дума», где он так же горько судит свое поколение. Что это за строки?
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно… и т. д.
- Зачитайте в тексте повести «Фаталист» строки, перекликающиеся по мысли со стихотворением «Дума». (Дети читают со слов «А мы, их жалкие потомки…»)
- Печорин, как и многие молодые люди его времени ищет веры, потому что без нее невозможно жить человеку. Ведь почему сейчас стало модно обращаться к астрологам? Потому что в кризисные, трудные минуты жизни человек всегда обращается за помощью к высшим силам.
- А Вулич между тем продолжает играть! Что же произошло с ним? (Вулич был убит пьяным казаком. И убит потому, что вера в счастливый свой жребий не позволила ему мгновенно понять ситуацию, ясно увидеть, кто перед ним. Ученики читают текст от слов «Вулич шел один по темной улице…» до «…печать близкой кончины»).
- Какое слово здесь, в тексте, выделено автором курсивом? (Тебя). Смотрите, что получается: этот казак предстает перед Вуличем как судьба, которая все-таки настигла именно его, искала именно его. И Вулич это понял. Почему? (Потому что последние слова Вулича: «Он прав».) Кто прав? (Конечно, Печорин, который предсказал Вуличу смерть). Печорин берет здесь на себя роль пророка. В каких строках он сам это утверждает? («Я предсказал невольно бедному его судьбу…»)
- В чем убедил нас этот случай? (Этот случай с Вуличем убедил нас в том, что судьба все-таки есть, ведь Печорин предсказал Вуличу смерть, и это случилось. И если в первый раз от смерти Вулича спасла осечка, то во второй раз судьба настигла его. От судьбы, как говорится, не уйдешь).
Самостоятельная исследовательская работа учащихся.
- Вот так разрешилась ситуация с Вуличем. А что же Печорин? (Печорин сам теперь горит желанием испытать судьбу: «В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу».)
- Как же испытывает Печорин свою судьбу? (Читаем текст от слов «Велев есаулу…» до «…и точно было с чем».)
- Чем окончилось это испытание судьбы для Печорина? (Из этой игры с судьбой он вышел победителем)
- Как вы думаете, победа Печорина – случайность или проявление точно рассчитанных действий, ловкости, силы, ума? (Да, он победил, потому что действовал)
- Докажите это, исследуя текст. (Учащиеся выбирают из отрывка, где Печорин испытывает свою судьбу, только глаголы, то есть слова, обозначающие действие).
III. Заключительный этап урока. Обобщение.
- Итак, Печорин не желает подчиняться предопределению. Он берет ситуацию в свои руки. Это и делает его героем времени в подлинном, а не в ироничном смысле. Судьба есть, но нужно не слепо ей подчиняться, а действовать, брать каждую ситуацию в свои руки. Наша судьба – это наш анализ, расчет и воля. И только от нас самих она зависит.
Таким образом, мы ответили на главный вопрос нашего урока: воля, рассудок даются нам, чтобы действовать!
- А то, что Печорин оказался в точно таких же обстоятельствах, как и Вулич, - это естественный ход событий или воля автора? Или случайность? (Воля автора. Ведь ему нужно было довести дело до конца, узнать, что же сильнее: человек или судьба).
- Так кто же Печорин: фаталист? реалист? человек действия? В тексте есть подсказка. Печорин сам говорит о себе, ведь точнее, чем ты сам, о тебе никто не скажет. (Учащиеся читают от слов «Я люблю сомневаться во всем…»)
IV. Рефлексия. Домашнее задание.
- А какую «судьбу» вы себе хотите?
- Создайте себе рекламу: «Я через 30 лет». От чего будет зависеть ваша судьба?
- Что необходимо для этого сделать и кто это будет делать: судьба, Бог или …?
- Дело в том, что у каждого из нас есть такие черты характера, которые нужно совершенствовать, улучшать, а есть такие, которых нет, но очень бы хотелось, чтобы они были. Поэтому вы дома составите план работы над своим образом, чтобы добиться той судьбы, о которой вы мечтаете. В него войдут три столбца:
Самовоспитание Самосовершенствование Самостроительство
- Мне хочется, чтобы при выполнении домашнего задания вы не забывали те выводы, к которым мы пришли на сегодняшнем уроке и помнили слова В.Соловьева: «Источник всех действий человека есть его воля».
И в заключение проводится рефлексия:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
я приобрел…
я научился…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Выставление оценок за урок с комментариями учителя.
Самоанализ урока
Данный урок – «Повесть «Фаталист как сюжетно-психологическая кульминация романа «Герой нашего времени» - включен в программу по литературе для 9 класса при изучении произведений русских писателей и поэтов первой половины XIX и рассматривается последним в системе уроков по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Урок прошел апробацию в ходе моей педагогической деятельности.
С точки зрения общедидактических принципов, на моем уроке прослеживаются следующие:
- научность. На первом этапе урока дается определение таких философских понятий, как рок – судьба – фатализм. Значение этих понятий взято из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова под редакцией члена – корреспондента АН СССР Н. Ю. Шведовой. - М., «Русский язык», 1988 год, с. 635, 558,694; а также их «Философского словаря» под редакцией М. М. Розенталя и П. Ф. Юдиной. – М., Издательство политической литературы, 1968 год, с. 348, 374;
- системность. Данный урок связан непосредственно с темами предыдущих уроков по роману «Герой нашего времени» и логически завершает их. На предыдущих занятиях много говорилось о личности, характере, поступках Печорина, о загадочности его натуры. Следовательно, ученики уже имеют представление о личности героя, поэтому на последнем уроке они оперируют полученными знаниями. А глава «Фаталист» позволяет им выяснить, понять то, что до сих пор оставалось для них неизвестным – загадочность натуры главного героя, смысл его поступков;
- доступность. Для того чтобы учащимся был понятен и доступен материал урока, я построила его в строгой логической последовательности, без «перепрыгиваний» через какой-то этап, в соответствии с психолого-педагогической характеристикой класса. Например, чтобы школьники лучше поняли содержание, суть повести, сначала были даны определения таких сложных философских категорий, как рок – судьба – фатализм. А весь дальнейший ход урока был построен по принципу от частного к общему (или от простого к сложному), то есть учащимся задавались, например, вопросы, ответы на которые нужно было найти в тексте, а затем этим ответам придавался обобщающий, философский смысл. В частности, на втором этапе урока словами из текста произведения сначала доказывается, что Вулич – игрок, а затем этому понятию придается философский, обобщающий смысл. Такое построение урока – от простого к сложному – соответствует также психологии детей этого возраста (об этом далее). Ребятам еще трудно пока сразу делать сложные философские обобщения, поэтому такое построение урока делает этот материал для них более доступным;
- сознательность. Ученики осознанно воспринимали материал урока, так как он давался в доступной, приемлемой для их возраста форме. Например, в самом начале урока в своем вступительном слове мною разъясняется школьникам значение философских понятий рок – судьба, их связь с жизнью человека, роль, которую они играют в ней. Осознав, поняв это, дети в дальнейшем воспринимают новый для них материал с пониманием. При этом активизируется мыслительная деятельность школьников через такие виды памяти, как слуховая (слово учителя) и зрительная (интерактивная доска, записи в тетрадях). Сознательное усвоение темы достигается также проблемными ситуациями, возникающими на уроке, в ходе которых работают такие формы мышления, как рассуждение, интуиция и др. Ведь если бы материал воспринимался детьми неосознанно, они бы не сумели разобраться в довольно сложных ситуациях, описываемых автором произведения. Это доказывает такой момент урока: «Победа Печорина – случайность или проявление точно рассчитанных действий, ловкости, силы, ума?» На такой вопрос нельзя ответить с ходу, наобум. Нужно очень хорошо представлять себе ситуацию, в которой оказался Печорин, разбираться в ней, что невозможно без осознанного понимания текста;
- наглядность. Для лучшего понимания, усвоения темы учащимися мною использовались такие наглядные средства, как словари («Словарь русского языка» С. И. Ожегова и «Философский словарь), записи на доске и в тетрадях с целью зрительного запоминания материала и для того, чтобы при необходимости можно было его воспроизвести; презентация урока на интерактивной доске, помогающая сделать урок более информативным, интересным и наглядным.
- воспитание интереса. Урок литературы – это урок, где школьники учатся умению высказывать свое мнение, свое отношение к произведению, герою; учатся рассуждать, думать (мыслить), быть искренними. Поэтому моя задача заключалась не только в том, чтобы научить их всему этому, но и в том, что я старалась создать на уроке такую атмосферу (обстановку), в которой учащиеся чувствовали бы себя свободными, раскованными, не боялись высказывать свою точку зрения. (Кто же Печорин – реалист? фаталист? человек действия?) Интерес к уроку я пробуждала также при помощи нестандартных заданий. Это проблемные ситуации, то есть «ситуации, вызывающие затруднение, путь преодоления которого следует искать творчески». Например, на первом этапе мною была создана такая проблемная ситуация: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?» И действительно, зачем? Ребята удивляются. Возникает противоречие. Но с удивления начинается любознательность, то есть желание узнать причину, добраться до сути, а отсюда и интерес к узнаванию нового и, следовательно, к уроку и предмету в целом. Кроме того, такое задание заставило детей мыслить, работать активнее.
Методы, используемые мною при изучении темы «Повесть «Фаталист» как сюжетно-психологическая кульминация романа «Герой нашего времени»
На первом этапе урока мною используется объяснительно-иллюстративный метод. Он позволяет объяснить суть данной темы, новые для учеников понятия, нужные для раскрытия темы (рок – судьба – фатализм), сформулировать цель урока, подобрать эпиграф, а также вызвать у учащихся интерес к теме. Чтобы усвоение материала шло успешнее, используются наглядные пособия: словари, записи на доске и в тетрадях, презентация.
На втором этапе урок включает в себя репродуктивный метод, проблемное изложение (проблемную ситуацию) и частично-поисковый.
Суть репродуктивного метода заключается в том, что учитель и ученики работают совместно (вопрос – ответ). При этом проверяется знание детьми содержания текста. (Очень важно в начале урока сформировать прием навыка внимательного «вчитывания» в текст, умения точно находить в нем нужные цитаты для ответа). В процессе такой деятельности и начинает «работать» принцип сознательности. На данном этапе ученикам важно было разобраться в сути спора Вулича и Печорина, так как понимание ими этого необходимо для дальнейшего анализа текста. И помог в этом именно репродуктивный метод (вопрос – ответ): «Как вы поняли спор Печорина с Вуличем? О чем он?)
Этот же этап урока включает в себя и проблемное изложение (проблемную ситуацию).
Проблемная ситуация нужна здесь для того, чтобы заинтересовать детей, вызвать у них интерес к теме, уроку, а это стимулирует их мыслительную деятельность, делает их более активными, заставляет высказывать свои мысли. На этом этапе урока две проблемные ситуации:
И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?
К кому из героев относится философское определение, вынесенное в заглавие повести: к Вуличу, Печорину или Максиму Максимычу?
Последняя проблемная ситуация хороша еще и тем, что позволяет логически перейти к частично-поисковому методу.
Анализируя произведение, учитель ставит вопрос и предлагает детям найти нужный ответ в тексте. Но в наиболее трудных случаях преподаватель помогает учащимся найти нужный ответ. Таким образом, школьники под руководством учителя, применяя свое знание текста, дают ответы на поставленные вопросы. И есть даже вопросы, самим своим содержанием помогающие школьникам ответить на них: «Осечка – это случайность или вмешательство судьбы?» Ученикам для ответа остается только выбрать нужный вариант ответа и доказать свою точку зрения.
На этом этапе используется частично-поисковый метод, а также исследовательский.
Частично-поисковый метод опять оказывается здесь необходим, так как еще продолжается аналитическая работа над текстом. Только на этот раз данный метод включает в себя еще элемент сопоставления, аналогии с другим литературным произведением – стихотворением Лермонтова «Дума». Элемент сопоставления нужен для того, чтобы школьники лучше поняли значение строк повести «Фаталист», в которых отражается взгляд Лермонтова на современное ему поколение.
Исследовательский метод – это самостоятельная работа учащихся. Он связан с творческой деятельностью учащихся. Они должны доказать, что победа Печорина – это не случайность, а проявление точно рассчитанных действий. Для этого берется фрагмент текста, над которым ведется исследовательская работа: выбираются слова, обозначающие действия. Это и позволяет ученикам доказать, что победа Печорина – проявление точно рассчитанных действий. В данном случае должен сработать и интуитивный метод, так как ребята могут и сами догадаться, как найти доказательства в тексте. Это их творческое мышление.
Кроме вышеназванных методов (исследования, проблемный ситуаций), применялись мною на уроке и другие современные методы работы – презентация, помогающая сделать урок более информативным, интересным и наглядным.
Таким образом, все методы и приемы находятся в тесной взаимосвязи между собой, дополняют один другой, что позволяет построить и провести урок на высоком уровне.
Активность учащихся на уроке была довольно высокой. Темп урока быстрым. На протяжении всего занятия мною поддерживался интерес к теме урока. Учебный материал был организован таким образом, что при выполнении большинства заданий учащиеся должны были сами «додумываться» до правильного ответа. Данная тема урока не потеряла своей актуальности и в наше время, так как и поныне человека волнуют вопросы бытия, жизни и смерти, добра и зла. И всегда среди этих вопросов такой: есть ли судьба, рок, предопределение. В течение многих веков (и в наше время) наиболее прогрессивные, интеллектуальные люди пытались и пытаются разгадать эту загадку, состоящую из слов рок – судьба – предопределение.
В ходе урока осуществлен контроль за деятельностью учащихся.
Психологическая атмосфера на уроке была доброжелательной, все учащиеся работали активно, творчески.
Цели и задачи, поставленные в начале урока, были достигнуты, план урока был выполнен в полном объеме.
В качестве домашней работы было предложено задание творческого характера: составить план работы над своим образом, чтобы добиться той судьбы, о которой ученики мечтают. Это позволит развить письменную речь учащихся и их творческие способности, а также явится проверкой того, как учащиеся усвоили тему урока.
Учитель русского языка
и литературы
Мартьянова Светлана Сергеевна