Презентация к уроку по рассказу А.Платонова Юшка
Урок литературы по рассказу А. П. Платонова «Юшка»7 класс
Эпиграф к уроку1.До конца, до тихого креста Пусть душа останется чиста! Н.Рубцов2. Жизнь дана на добрые дела.(Пословица) 3.Все возможно — и удается все, но главное — сеять души в людях. А.Платонов4. Досадно мне, когда невинных бьют. В. Высоцкий.5. Так всякое добро приносит и плоды добрые. Евангелие от Матфея4. Не воздавайте злом за зло .(Из Библии)5. Верю я, придет пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Б.Пастернак.
Песня –притча «ОКНО»Светлана_КопыловаОкно_(audiopoisk.com).mp3
Девиз урока: Сотвори добро в душе своей
Андрей Платонович Платонов 1899-1951 Платонов был писатель, пожелавший разобраться в самых сложных, а значит, самых простых основахчеловеческого бытия... Вас. Гроссман
Побеждай зло добром.
Ключевые слова урока Словарная работаСОСТРАДАНИЕ - … ПРАВЕДНИК - … МИЛОСЕРДИЕ - …
Ключевые слова урокаСОСТРАДАНИЕ- Чувство жалости, вызываемое чьим-либо несчастьем, горем; сочувствие.ПРАВЕДНИК- Человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой-либо религии.Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.МИЛОСЕРДИЕ- Готовность помочь кому-либо из чувства сострадания, человеколюбия; снисхождение, помощь кому-либо, вызванные такими чувствами.
Значение имени Юшка (Ефим Дмитриевич)Юшка - кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Юшка – воплощение добра. Утрата его губительна для людей. кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Юшка – воплощение добра. Утрата его губительна для людей.Ефим - значение имени «благочестивый», «благожелательный», «священный». значение имени «благочестивый», «благожелательный», «священный».Дмитрий - вос восходит к имени Деметра, древнегреческая богиня земледелия. Благие зёрна, выращенные на плодородной почве родительской любви, приносят плоды добра. ходит к имени Деметра, древнегреческая богиня земледелия. Благие зёрна, выращенные на плодородной почве родительской любви, приносят плоды добра.
Психологический этюдЭтюд (франц. etude - изучение) - художественное произведение, выполненное, как правило, непосредственно с натуры.1 группа: «Портрет Юшки»Найдите в тексте портрет Юшки. Ответьте на вопросы: Что особо выделяет автор в портрете Юшки? Какое впечатление производит портрет Юшки, его внешний вид?- Можем ли мы назвать его красивым?- Принято считать, что такие люди, как правило, не вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как себя ощущает Юшка в окружающем его мире?
ЮРОД ЮРОДИВЫЙ
style.rotationppt_wppt_y
В. Суриков «Боярыня Морозова»
Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.
2 группа: «Юшка и дети» Найдите отрывок в тексте и ответьте на вопросы:- Как дети относились к Юшке? (подчеркните глаголы).- Как Юшка относится к детям? (подчеркните глаголы).- Что влечет детей к Юшке?- Почему Юшка не обижается на детей?- Зачем дети добивались того, чтобы он был «как все большие люди»?- Это их отношение к Юшке или это идёт от взрослых?- Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку?- Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?
Увидев тихо бредущего старого Юшку, дети переставали играть на улице и бежали за Юшкой и кричали: - Вон Юшка идет! Вон Юшка! Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.
ДЕТИЮшка…ничего не отвечал и не обижался……шёл тихо и не закрывал лицо……шёл и молчал……не пугал и не гнался за ними…не трогал и не отвечал им……говорил…Радовался Дети…переставали играть, бежали, кричали……поднимали ветки и бросали……снова окликали, бросали, трогали и толкали……опять толкали и кидали комья земли……сильнее толкали, …кричали вокруг Юшки……делали слишком больно……не слышали и не понимали егоРадовались
«Юшка и взрослые» Найдите отрывок в тексте и ответьте на вопросы:- Как относятся взрослые к Юшке? (подчеркните глаголы).- Почему они обижают его? Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки?- Чем Юшка отвечает им? (подчеркните глаголы).- Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение?
Юшка и взрослые…обижали его……их сердце наполнялось лютой яростью……и тут же били его……приходили в ожесточение и били его ещё больше……и в этом зле забывали на время своё горе…….Юшка останавливался, слушал и молчал……потом долго лежал в пыли на дороге……очнувшись, он вставал……люди меня без понятия любят, сердце у них бывает слепое…
«Юшка и природа»Найдите отрывок в тексте и ответьте на вопросы:- выразительное чтение отрывка «Юшка и природа»- Каков Юшка по отношению к природе? - Изменяется ли стиль, язык рассказа здесь? Что появляется?
В июле или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.
Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам.
Физминутка
«Юшка и веселый прохожий»Найдите отрывок в тексте и ответьте на вопросы:- Мы уже привыкли к Юшке, стали лучше его понимать, как вдруг произошло то, чего многие давно ждали. Юшка осерчал. Что произошло, почему Юшка рассердился? Прочитайте по ролям и ответьте на вопросы: - Почему Юшка, «осерчал» на «веселого прохожего»? - Почему человек, убивший Юшку, назван «веселым прохожим»?- Читать эти строки тяжело, а художник-иллюстратор ещё сильнее помогает почувствовать трагедию происходящего. Удалось ли художнику передать трагедию, в чём это выразилось?
И вот сначала хозяйская дочь, а потом и «веселый прохожий» задают Юшке вопрос: «Зачем ты живёшь? Чего ты землю нашу топчешь?» Впервые в жизни Юшка рассердился: - А чего я тебе, чем всем вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя.
: «Смерть Юшки»Прочитайте отрывок о смерти и похоронах Юшки и ответьте на вопросы:- Раскаялись ли люди?- Что стало с людьми после смерти Юшки? Что изменилось в их жизни?- Можем ли мы сказать: «Прости нас, Юшка!»
Молитва.Помоги мне, господи!Сделай руки мои проявлением твоего мира.И туда где ненависть, дай мне принести ЛЮБОВЬ;И туда, где обида, дай мне принести ПРОЩЕНИЕ;И туда, где рознь дай мне принести ЕДИНСТВО;И туда, где заблуждение, дай мне принести ИСТИНУ;И туда, где сомнения, дай мне принести ВЕРУ;И туда, где отчаяние, дай мне принести НАДЕЖДУ;И туда, где мрак, дай мне принести СВЕТ;И туда, где горе, дай мне принести РАДОСТЬ!Помоги не столько искать утешение, сколько утешать;Не столько искать понимания, сколько понимать;Не столько искать, сколько любить!Ибо, кто отдает – тот получает,Кто забывает себя – вновь себя обретает,Кто прощает – тому прощается!
Поразмышляйте… Что нужно делать, чтобы добра в мире было больше?
Спешите делать добро, пока не стало поздно
Спасибо У вас добрые сердца
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕСоставить синквейн по теме урока;2. Стихотворение ( свое или любого автора по теме урока – строками из поэтических произведений высказать свое отношение к поднятой на уроке проблеме);3. Составить тест по рассказу «Юшка;4. Мини- сочинение ( темы на выбор): а) «По нравственным законам жить…» как я понимаю эти слова б) О чем вас заставил задуматься рассказ? В) Письмо Юшке ( от своего имени или от имени приемной дочери Юшки) 5. Составить кластер по теме урока