Презентация к уроку литературы по рассказу А.Платонова Юшка 7 кл.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности. (Словарь русского языка С.И.Ожегова)
Урок - размышление по рассказу А.П.Платонова «Юшка»Учитель Левачева Н.М.Тема урока:«Уметь любить человека»
Эпиграф:- Что ты ищешь, Диоген, днём с фонарём?- спрашивали его афиняне.- Я ищу человека,- отвечал он.- Кого именно? Меня? Его?- Ищу человека,- повторял мудрец, вглядываясь в лица своих сограждан, и продолжал свой путь по городской площади.
Что значит быть человеком?
Поговорим о прочитанном.Юшка «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы». «…летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму 5всю жизнь одну и ту же пару».
Образ жизни Юшки:работал помощником кузнеца;работал с утра до ночи;чаю не пил;сахару не ел;ходил в одной и той же одежде много лет…
Блаженный – 1. В высшей степени счастливый. 2.Не совсем нормальный. 3. То же, что святой.Юродивый - безумный, божевольный, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. (Из словаря В.И.Даля).
Осмыслим прочитанное1-я группа: Юшка и дети. Расскажите о взаимоотношениях Юшки и детей. Почему Юшка верит, что дети его любят? 2-я группа: Юшка и взрослые. Как автор объясняет, почему взрослые обижали его? А что вы думаете по этому поводу?
3 группа: отношение юшки к людям (разговор с дочерью кузнеца)С какой целью дан этот разговор? Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит, только сердце в людях слепое бывает…»?Что значит «СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ»? Согласны ли Вы с мнением Юшки?
«…в них всегда стояла влага, как неостывшие слезы…»
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благо творите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас» Из «Нагорной проповеди» (Евангелие от Матфея)
4 группа:“Встреча Юшки с Весёлым прохожим”1.Почему осерчал Юшка?2.Что приводит к убийству? 3.Как заканчивается эпизод?
Серчать (просторечное) – то же, что сердиться. Блажной (просторечное) – взбалмошный, неуравновешенный, сумасбродный.Юродивый - безумный, божевольный, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. (Из словаря В.И.Даля).Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.
«Что в имени тебе моём…»Юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью.
“Человечество – одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному – больно всем. Умирает один, мертвеют все. Нет человека, который был бы как остров, сам по себе … ” А. Платонов.
Добро ? зло
«Что в имени тебе моём…»Ефим – благочестивый, благожелательный, священный.Дмитрий – (восходит к древнегреческому имени Деметра – богиня плодородия) благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
“Так всякое добро приносит плоды добрые” (Евангелие от Матфея)
Что значит быть Человеком?
Тема урока: «Уметь любить человека»«Если ты человек, ты должен…«Чтобы уметь любить, ты должен быть…«Если ты умеешь любить, ты…
Без доброты и сострадания нет человека…
Афоризм – краткое выразительное изречение- Побеждай зло….-Нужно любить человека вовремя, чтобы…-Добро не уходит…-Счастлив человек не только получающий, но….- Жизнь каждого человека…. -Ты « тоже всему свету ….»-Сердце человека не должно быть….-Без доброты и сострадания нет…-Все имеют право на …-Нам жизнь дана, чтобы ….-Силу подлости и злобы одолеет дух ...
Домашнее задание. Письменная работа:1. «Пирамидальное письмо»2. Написать синквейн «Юшка»
Синквейн состоит из 5 строк Его форма напоминает ёлочку. 1 слово2 слова3 слова4 слова1 слово
1 строка2 строка3 строка4 строка5 строка1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?)4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)
СИНКВЕЙН1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола.4 строка – фраза, несущая определённый смысл.5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
«Пирамидальное письмо» 1.О чём этот рассказ? (1 слово). 2.Характер рассказа. ( 2 прилагательных). 3.Место и время действия ( 3-4 слова). 4. Главные события в рассказе ( 5-6слов). 5. Главные герои, какие они? (7-8 слов). 6.Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (8-9 слов). 7.О чём этот рассказ?(1 предложение). 8. Ваше мнение (10-12слов).
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Б.Паскаль Прошу прощения у тех, кого нечаянно обидел. А.Дементьев. Верю я, придёт пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Б.ПастернакА он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой. М.Лермонтов
Формула жизни по Платонову Любовь к Родине Любовь к ближнему ЖИЗНЬ Любовь ко всему живому Умение сострадать, иметь доброе сердце