Образовательная программа по декоративно-прикладному искусству: «Мир кукольного искусства» Срок обучения — 3 года Для обучающихся 5-6 классов














Образовательная программа

по декоративно-прикладному искусству
«Мир кукольного искусства»
Срок обучения - 3 года
Для обучающихся 5-6 классов





Автор-составитель: Ахмерова Фаруза Салимовна,
учитель технологии
высшей квалификационной категории:





Направленность: художественно-эстетическая





г. Нефтеюганск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Кукла, играющая на сцене, - это для ребенка ожившая сказка, которую можно увидеть своими глазами и потрогать. Кукольный театр заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребенка. В совместной работе над спектаклем или куклой формируются навыки сотрудничества, творчества, эмоциональной гибкости, коммуникативности, самопрезентации и самореализации. В отличие от персонажей телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.
Программа составлена в соответствии с программой «Кукольный театр» - рекомендации, мини-спектакли, пьесы/ Составитель А.Д. Крутенкова. – М.: Глобус; Волгоград: изд. «Учитель»,2009
Актуальность программы
Игра различных направлений, игра с куклой - основной вид деятельности ребёнка младшего школьного возраста. Именно в игре развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Самый скромный ребёнок развивается и раскрывается во время игры с куклой, забывает об условностях, заявляет о себе, пробует, на что способен, начинает верить в себя. Маленькие успехи складываются в большие победы. Вот у него получился этюд с куклой, следующая ступенька - маленькая сценка. Вот он уже пробует свои возможности на публике, совсем забывая о её присутствии. Возникает первая победа, радость от того, что он может сам делать интересные постановки. Проходит время, и ребенок начинает мыслить, думать, предлагать свои идеи. Задача автора - поддержать крупицы его творчества, помочь развить им способности ребенка. Автор программы предлагает интересные, увлекательные и полезные занятия для детей. Кукольный театр – стартовая дорожка для формирования успешности. Сами того не замечая, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, и пусть у них потом изменятся интересы, и мало кто из них станет актёром - сейчас они живут увлекательной, интересной жизнью.
Кукольный театр - это творческий коллектив ребят, основной деятельностью которых является работа с куклой - постановка этюдов, кукольных спектаклей, изготовление кукол больших и маленьких, разработка к ним декораций. Работа театра включает в себя выступления на концертах, разработку художественных номеров с использованием кукол, внедрение проектной деятельности. Здесь проявляется самостоятельность ребят, их творчество. Изготовление кукол – это творческий процесс; каждая кукла, созданная руками детей, уникальна. Конструкция кукол совершенствуется год от года, учитываются ошибки предыдущих конструкций.
Цель учебного процесса в театре кукол – приобщить детей к миру театрального искусства и спланировать досуг обучающихся, формировать навыки сотрудничества, творчества, эмоциональной гибкости, коммуникативности, самопрезентации, самореализации через занятия, постановку спектаклей, изготовление кукол, декораций.
Для реализации данной цели поставила следующие задачи:
Программа объединения разработана с целью, открыть для ребенка мир театрального искусства, раскрыть его творческий потенциал и спланировать разумный досуг, научить изготовлению кукол и декораций для спектакля, учить ставить пьесы развивать игры, упражнения и этюды с куклами и «ожившими предметами.
ЗАДАЧИ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ


Направления деятельности
1-й год обучения
2-й год обучения
3-й год обучения

1
2
3
4

Формирование коллектива
заложить основы коллективных отношений через совместную деятельность, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка
создать условия для естественного рождения из группы коллектива единомышленников;
формировать внутриколлективные отношения
создать играющий театральный коллектив;
побуждать к самореализации как гарантии жизненного успеха в будущем

Работа с родителями
привлечь внимание родителей к интересам детей
вовлечь родителей в совместную деятельность
вовлечь родителей в совместную деятельность

Работа с детьми:
1. Развитие
сценической
речи
развивать технику и культуру речи;
развивать творческие игры со словом
формировать работу над образом
развивать технику и культуру речи до уровня мастер- класса

2. Обучение театральной игре
развивать такие качества, как:
внимание;
наблюдательность;
воображение;
фантазия;
ориентация в окружающей обстановке;
смелость;
находчивость
формировать сценическое оправдание нафантазированным ситуациям
учить действовать естественно и целенаправленно, находить выход из незапланированных ситуаций

3. Обучение ритмопластике
развивать двигательные способности детей:
ловкость;
подвижность;
гибкость;
выносливость;
развивать пластическую выразительность:
ритмичность;
быстроту реакции;
координацию движений
формировать способность к созданию пластических образов
формировать способность к пластической импровизации


4. Обучение кукловождению
.воспитывать бережное отношение к труду других, к кукле;
создавать пластические этюды «руки актера»
сформировать устойчивые ЗУН при работе с куклой;
создать единый образ на сцене: «актер - кукла»
развивать полученные ЗУН до стадии мастерства и самостоятельного творчества;
импровизировать на сцене;
развивать ощущение жанра, чувство стиля

5. Работа над
кукольными
спектаклями
сформировать готовность к творчеству: занятиям кукольным театром через создание атмосферы комфорта на занятиях;
развивать игры, упражнения и этюды с куклами и «ожившими предметами
развивать аналитическое мышление;
формировать понимание детьми того, что спектакль - коллективное дело
учить определять основную задачу и сверхзадачу спектакля;
создавать гармонию в спектакле

6. Обучение основам прикладного творчества


выбирать вид куклы для данного спектакля;
создавать эскиз куклы;
выполнять посильную работу по созданию куклы

7. Обучение основам театральной культуры
формировать культуру поведения в театре
знакомить с азбукой театра;
показать особенности театрального искусства;
познакомить с видами театрального искусства
знакомить с историей театра, историей искусств

8. Индивидуальная работа


работать над образом куклы: «выжимать» действия из конструкции;
детализировать костюм куклы

9. Выбор проблемы, планирование работы




10. Формирование культуры общения
формировать навыки общения: гибкость, коммуникативность, толерантность
совершенствовать навыки общения:
сотрудничество,
самопознание;
развивать адекватную самооценку
совершенствовать личные качества:
самопознание,
самореализацию,
самопрезентацию


Программа рассчитана для обучающихся 5-6 классов на 72 часов по 2 часа в неделю. Данная программа предполагает обучение в течение трех лет и предлагает разработку и постановку этюдов, кукольных спектаклей, больших и маленьких, разработку к ним декораций. Работа театра включает в себя выступления на концертах, разработку художественных номеров с использованием кукол, внедрение проектной деятельности. Форма работы: коллективная и индивидуальная.
Ожидаемый результат: раскрепощенный, общительный человек, владеющий словом и телом, готовый к творческой деятельности в любой области. Внешним результатом деятельности служат:
показ спектаклей;
участие в школьных, муниципальных конкурсах, фестивалях детского творчества.






Учебный план

п\п
Наименование темы
Кол-во часов



всего
теория
практика

1
Введение

1

1



2
Знакомство с особенностями занятий кукольным театром
1
1


3
Учебные кукольные миниатюры
10
4
6

4
Знакомство с особенностями пьесы-сказки

4


2


2


5
Прикладное творчество: изготовление кукол
30
2
28

6
Ритмопластика
2



2


7
Прикладное творчество: изготовление декораций
8

2

6


8
Репетиции над кукольным спектаклем
8

2

6


9
Премьера кукольного спектакля
6


4

10
Заключительное занятие
2
2



Итого:
72
17
55


Тематическое планирование

Тема №1-2: Вводное занятие. Знакомство с особенностями занятий кукольным театром. (2 час)


п\п
Кол-во
часов

Тема занятия
Дата проведения занятия
Теоретическая часть
Практическая часть
Воспитательная работа

1

2
1 час

1 час
Вводное занятие

Основы театральной культуры

Правила внутреннего распорядка и охрана труда. Правила личной гигиены.
Организация трудового процесса, подготовка и оснащение рабочего места.
Знакомство детей с театральной терминологией, с видами театрального искусства, с главными творцами сценического чуда (создателями спектакля);
Познакомить с театральными профессиями: костюмер, осветитель, звукорежиссер; с устройством зрительного зала и сцены;

Воспитывать культуру поведения в театре;
Активизировать познавательный интерес к театру кукол;
Приобщать детей к миру искусства



Тема №3: Учебные кукольные миниатюры (10 часов)


п\п
Кол-во
часов

Тема занятия
Дата проведения занятия
Теоретическая часть
Практическая часть
Воспитательная работа

3-4

5-6
7-8

9-10

11-12
2 час

2 час
2 час

2 час

2 час

Выбор сценарий миниатюр
Скороговорки и стихи
Работа над интонациями
Подбор рифм к заданным словам
Сочинять этюды по сказкам.




Разбор сценарий миниатюр. Поиск скороговорок и стихов. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию на материале скороговорок и стихов;
Пользоваться интонациями, выражающими основные чувства (грусть, радость, удивление, таинственность, восхищение);
Расширять диапазон и силу звучания голоса.
Сочинять этюды по сказкам.



Выбор сценарий миниатюр. Поиск скороговорок и стихов. Строить простейший диалог между героями сказок. Подбирать рифмы к заданным словам. Тренировать три вида выдыхания;
Находить ключевые слова в отдельных предложениях и выделять их голосом.
Подбирать рифмы к заданным словам;
Строить диалог между героями разных сказок, самостоятельно выбирая партнёра. Создавать небольшие этюды с куклами.

Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев, сочинять коллективную сказку;
Формировать четкую и грамотную речь


Тема №4: Знакомство с особенностями пьесы-сказки(4 часов)


п\п
Кол-во
часов

Тема занятия
Дата проведения занятия
Теоретическая часть
Практическая часть
Воспитательная работа

13-14
15-16

2час

2 час
Подготовительный этап к репетициям спектакля
Разработка пьес для выступлений. Игра по ролям

Импровизировать игры - драматизации на темы знакомых сказок;
Основные правила вождения кукол



Уметь сочинять этюды с заданными сюжетами. Управление куклами различных систем
Практикум
Снимать зажатость и скованность.
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление, способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться)





Тема № 5: Прикладное творчество: изготовление кукол (30 час)

п\п
Кол-во
часов

Тема занятия
Дата проведения занятия
Теоретическая часть
Практическая часть
Воспитательная работа

17-18
19-20
21-22
23-26

27-28
29-46
2 час

2 час

2 час

4 час


2час

18 час

Выбор кукол для спектакля

Выбор конструкций кукол

Разработка эскизов кукол

Разработка выкроек изделия

Подбор материала, заготовка деталей.
Изготовление кукол из разных материалов

Создавать эскиз куклы;
Изготовить куклы в разной технике
Создавать эскиз декораций;
Выполнять посильную роль в создании декораций
Виды театральных кукол

Создавать эскиз декораций; выполнять посильную роль в создании декораций.
Изготавливать куклы и декорации.
Воспитывать аккуратность, усидчивость в работе


Тема №6: Ритмопластика (2 час)

п\п
Кол-во
часов

Тема занятия
Дата проведения занятия
Теоретическая часть
Практическая часть
Воспитательная работа

47-48


2 час


Упражнения работы с куклами

Создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений;
Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основные группы мышц

Уметь владеть своим телом, создавать образы существ и предметов. Формировать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.

Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми


Тема №7: Прикладное творчество: изготовление декораций (8 часов)

п\п
Кол-во
часов

Тема занятия
Дата проведения занятия
Теоретическая часть
Практическая часть
Воспитательная работа

49-50

51-56
2 час


6 час
Разработка эскизов декораций

Изготовление декораций


Создавать эскиз декораций; выполнять посильную роль в создании декораций.

Изготавливать декорации.
воспитывать бережное отношение к куклам















Тема №8: Репетиции над кукольным спектаклем (8часа)



п\п
Кол-во
часов
Тема занятия
Дата проведения занятия
Теоретическая часть
Практическая часть
Воспитательная работа

57-
58

59-62
63-64
2 час


4 час

2 час

Работа над мизансценами спектакля

Репетиции по эпизодам

Генеральная репетиция

Анализ пьесы; определять сверхзадачу, сквозное действие, жанр спектакля; художественное решение спектакля: определять вид кукол, костюмы, декорации;
Выделять мизансцены спектакля, определять соотношение главного и второстепенного, активного и пассивного.
Проводить репетиции по эпизодам, монтировочные репетиции; прогоны, генеральные репетиции;
Показывать и обсуждать спектакли
с куклами

Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми


Тема №9: Премьера кукольного спектакля (6 часа)

п\п
Кол-во
часов

Тема занятия
Дата проведения занятия
Теоретическая часть
Практическая часть
Воспитательная работа

65-
66
67-
6869-70

2 час

2час

2 час

Работа над мизансценами спектакля
Репетиции по эпизодам

Генеральная репетиция

Виды театральных кукол
Основные правила вождения кукол
Управление куклами различных систем
Создавать небольшие этюды с куклами
Уметь показывать спектакли с куклами

Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми














Тема №10: Заключительное занятие (2час)

п\п
Кол-во
часов

Тема занятия
Дата проведения занятия
Теоретическая часть
Практическая часть
Воспитательная работа

71-72

2 час


Заключительное занятие

Осознать и проявить свою творческую индивидуальность, принять её и сохранить в условиях коллективной творческой деятельности

Культура общения.
Создать атмосферу радости детского творчества, сотрудничества.
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками







Список использованной литературы
Кукольный театр программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы/ Составитель А.Д. Крутенкова. – М.: Глобус; Волгоград: изд. «Учитель»,2009
Театрализованные мероприятия для начальной школы/ Составитель М.С. Умнова. – М.: Глобус; Волгоград: изд. Панорама,2008
Зайцева О. / «Декоративные куклы». Практическое руководство по изготовлению кукол. – М.: АСТ; СПб: Астрель-СПб, 2011
Давыдова М.А., Агапова И.А./ Мягкие игрушки своими руками.- М.: Творческий центр «Сфера», 2004
Ларинг Д. / «Фабрика мягких игрушек».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007
Петрова И.М./ Театр на столе. – СПб: «Детство-пресс», 2008
Список детей

Диагностика результатов по годам обучения в объединении
«Мир кукольного искусства»
год обучения
ФИО














начало
пр
конец
начало
пр
конец
начало
пр
конец
нача
пр
конец
начало
пр
коне
начало
пр
конец
начало
пр
конец








































































































































































































































































































































































































Диагностика результатов по годам обучения в объединении
«Мир кукольного искусства»
2 год обучения
ФИО















начало
пр
конец
начало
пр
конец
начало
пр
конец
нача
пр
конец
начало
пр
коне
начало
пр
конец
начало
пр
конец























































































































































































































































































Диагностика результатов по годам обучения в объединении
«Мир кукольного искусства»
год обучения
ФИО















начало
пр
конец
начало
пр
конец
начало
пр
конец
нача
пр
конец
начало
пр
коне
начало
пр
конец
начало
пр
конец


































































































































































































































































































Продолжение табл.


[Введите текст]


Продолжение табл.


[Введите текст]




15