Классный час: Экологический марафон Береги природу
Восточно-Казахстанская область
Кокпектинский район
с. Преображенка
КГУ «Преображенка орта мектебі»
Направление: Экологическое воспитание
Классный час
Тема: Экологический марафон
«Береги природу»
Авторы: Рейхерт Анастасия Николаевна учитель математики,
классный руководитель 8 «б» класса
Капирулина Ольга Александровна учитель химии,
классный руководитель 7 «б» класса
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Направление: Экологическое воспитание.
Классный час: Экологический марафон «Береги природу».
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемой у школьников. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Чтобы сформировать у детей ответственное отношение к природе нужно запастись терпением, так как это сложный и длительный процесс. В результате дети должны не только овладеть определенными знаниями и умениями, но и быть эмоционально отзывчивыми, желать и уметь активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
С самого раннего детства, в период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик, нужно учить ребенка чувствовать красоту природы, понимать и читать ее язык, беречь ее богатства. В нашей школе экологическое воспитание ведется с первого класса. Преподавая экологию, перед учителем стоит важная, серьезная задача: воспитывать гуманное отношение ко всему живому. Готовясь к этому классному часу, мы ставили следующие цели и задачи:
Целью классного часа является формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно - этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека, природы и общества.
Задачи:
- Создать условия для развития у учащихся творческой инициативы и коллективно-мыслительной деятельности.
- Развивать умения публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи.
- Воспитывать бережное отношение к планете.
- Формировать основы экологических знаний; расширить представление детей об экологии, экологических законах, об этических правилах поведения в природе.
- Развивать наблюдательность и интерес к окружающему миру, творческие способности, развивать артистизм, художественный вкус, стремление детей активно, наравне со взрослыми, участвовать в охране природы.
- Способствовать воспитанию патриотизма, гуманного, ответственного и бережного отношения к родной природе, к богатству Родины.
Актуальность.
Актуальность заключается в том, что современное экологическое образование реализует потребности общества в целом в решении проблемы выживания, охраны природной среды, развития гармоничной личности, а также ориентирует на создание ключевых нравственных и других жизненных ценностей в подрастающем поколении. Классный час связан как с получением знаний и навыков в области общей и практической экологии , так и с переосмыслением мировоззренческих, ценностных ориентиров учащихся, становлением целостной гармонически развитой личности.
В процессе урока экологии к детям приходит понимание того, что природу нужно беречь, а не только восхищаться ею.
Инновационность.
Классный час рассчитан на реализацию принципов развивающего обучения и по перечисленным признакам его можно считать инновационным.
- обеспечение ситуации успеха каждому участнику через учет его индивидуальных особенностей;
- многообразие видов активной познавательной деятельности учащихся;
- индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании;
- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой активности;
- использование ресурсов кабинета, дополнительной литературы и компьютеров.
- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации;
- урок экологического характера будет служить в формировании у учащихся отношения причастности к проблемам своей малой Родины, патриотических чувств, активной жизненной позиции, а также потребности в исследовательской деятельности, развивающей успех и стремление к новым достижениям.
Формы и методы работы.
Разнообразие форм и методов работы развивает познавательный интерес и снимает необходимость нудных и длительных разъяснений детям правил поведения в природе. Они усваиваются естественно в процессе изучения. Дети самостоятельно приходят к тому, что знание и выполнение этих правил имеет огромное значение для человека. Основными формами и методами работы являлись беседы, практикумы, групповая, творческая работа и исследовательская работа.
Оборудование и наглядные пособия.
Оформление: иллюстрации животных, растений, природы, цветов, высказывания о природе и экологии, буклет с животными занесенными в Красную книгу, книжная выставка, книги: «Животный мир Казахстана» цветы и голуби ручной работы, выполненные из бумаги, вазы для цветов из пластиковых бутылок, макет дерева выполненный из сухой ветки дерева.
Технические средства обучения.
Компьютер, интерактивная доска, ноутбуки, учебные презентации.
Звуковое оформление: аудиозапись голосов птиц и животных, аудиозапись песни «Красная книга».
Применяемые технологии.
Развивающее обучение, личностно-ориентированное, КТД, ИКТ.
Классный час проходит в виде марафона-соревнования.
Одновременно в игре могут участвовать 2-3 команд по 6 человек. Классный час рассчитан на учащихся среднего школьного возраста (6 - 8 классы). Время проведения - 60 минут. Ход классного часа спланирован так, чтобы в процессе проведения отдельных этапов конкурса учащиеся смогли затронуть все аспекты экологического воспитания. Экологический марафон «Береги природу» сочетает в себе различные задания на знание природы и экологической обстановки нашей области и страны. Марафон состоит из 5 этапов. Первый этап это викторина в ходе, которой учащиеся проверяют свои знания по экологии. Второй этап - слово учителя. Здесь учитель рассказывает о современных проблемах стоящих перед мировым сообществом по загрязнению окружающей среды. (Ведется демонстрация слайдов). На третьем этапе учащиеся работают над конкретными экологическими ситуациями и ищут пути их решения. На четвертом этапе учащиеся работают с Красной книгой Казахстана. Их задача найти животное или растение, занесенное в Красную книгу и сделать о нем сообщение. На следующем этапе перед учениками ставиться гипотеза «Мы считаем, что загрязняя окружающую среду, человек ухудшает качество жизни». На ноутбуках у каждой группы есть презентация. Их задача доказать данную гипотезу и сделать выводы. Далее учащиеся вместе с учителем делают предложения по поводу улучшения качества жизни. На следующем этапе подводится итог классного часа, где учитель объявляет результаты.
Экологический марафон «Береги природу» предназначен для проверки и усвоения экологических знаний, обучающихся о родном крае. Данную разработку могут использовать в своей работе учителя биологии, географии, классные руководители и заместители директоров ОУ по воспитательной работе для проведения внеклассных мероприятий.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны:
Углубить знания по экологии;
Уметь оформлять и представлять собственный исследовательский проект и презентацию;
Применять в жизни полученные знания в ходе проведения классного часа;
Уметь работать со справочной и дополнительной литературой;
Иметь ответственное отношение к окружающей среде.
Классный час
Класс: 7-8
Тема: Экологический марафон «Береги природу»
Цель: формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно - этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека, природы и общества.
Задачи:
- Создать условия для развития у учащихся творческой инициативы и коллективно-мыслительной деятельности.
- Развивать умения публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи.
- Воспитывать бережное отношение к планете.
- Формировать основы экологических знаний; расширить представление детей об экологии, экологических законах, об этических правилах поведения в природе.
- Развивать наблюдательность и интерес к окружающему миру, творческие способности, развивать артистизм, художественный вкус, стремление детей активно, наравне со взрослыми, участвовать в охране природы.
- Способствовать воспитанию патриотизма, гуманного, ответственного и бережного отношения к родной природе, к богатству Родины.
Формы и методы работы.
Разнообразие форм и методов работы развивает познавательный интерес и снимает необходимость нудных и длительных разъяснений детям правил поведения в природе. Они усваиваются естественно в процессе изучения. Дети самостоятельно приходят к тому, что знание и выполнение этих правил имеет огромное значение для человека. Основными формами и методами работы являлись беседы, практикумы, групповая, творческая работа и исследовательская работа.
Межпредметные связи: география Казахстана, история Казахстана, биология, химия.
Оборудование и наглядные пособия.
Оформление: иллюстрации животных, растений, природы, цветов, высказывания о природе и экологии, буклет с иллюстрациями животных занесенными в Красную книгу, книжная выставка, книги: «Животный мир Казахстана», цветы и голуби изготовленные руками детей, выполненные из бумаги, вазы для цветов из пластиковых бутылок, макет дерева, выполненный из сухой ветки дерева.
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, ноутбуки, учебные презентации.
Звуковое оформление: аудиозапись голосов птиц и животных, аудиозапись песни «Красная книга».
Применяемые технологии: развивающее обучение, личностно-ориентированное, КТД, ИКТ.
Ход классного часа.
Психолого- педагогический этап.
Классный руководитель 1:
Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами проводим классный час. Ребята, а с каким настроение вы сегодня пришли на урок? (Дети отвечают). Если кто-то пришел не с очень хорошим настроением, то вы можете зарядиться им от нашего солнышка, которое разносит хорошее настроение.(Слайд 1). Теперь, когда вы все в хорошем настроении мы можем приступать к нашему классному часу. Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока. (Обратить внимание на оформление) ответы учащихся.
Классный руководитель 2.
Тема нашего классного часа Экологический марафон (Слайд 2-3) «Береги природу», а эпиграфом к нашему уроку будут слова: «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии». Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
Постановка целей учащимися. Сегодня вы сможете углубить свои знания о экологии, повторим правила поведения в природе, узнаем о некоторых растениях и животных занесенных в Красную книгу, поговорим о экологических катастрофах происходящих по вине человека и о методах борьбы с ними. Обратите внимание, что у нас стоит сухая веточка от дерева (Показать макет дерева), ребята, а как вы думаете в ваших силах с помощью знаний «оживить» эту сухую веточку? (Ответы детей). В течении урока за правильный ответ вы получаете цветочек и после каждого этапа крепите его на веточку, с каждым этапом она у нас будет «оживать».
Классный руководитель 1.
Сегодняшний урок мы проводим не в традиционной форме. На уроке мы будем работать в командах, а для этого нам нужно разделиться на группы. У нас на столе стоит ваза с цветами мы предлагаем вам выбрать понравившийся цветок. Учащиеся выбравшие цветы зеленого и желтого цвета объединяются в одну команду, а голубого и красного в другую (учащиеся делятся на группы). Далее учитель зачитывает характеристику каждого цвета. Теперь обратите внимание на то, с какой легкостью вы выбрали себе цветок, а вы не задумывались над тем, что каждый цвет обозначает не только цвета в природе, но и ваш внутренний мир. Если вы выбрали зеленый цветок - любите природу, больше находится среди растений, желтый цветок - вы как солнышко, яркие и дарите свет и радость людям, голубой цветок - вы очень легкие, с вами легко и комфортно, красный цветок - вы яркие и эмоциональные личности. Поставьте свои цветы в вазы, которые стоят у вас на столах пусть они вам принесут хорошее настроение на сегодняшнем уроке.
Классный руководитель 2. Познакомить учащихся в планом урока. (Слайд 4)
Сейчас вы должны придумать название своей команды и девиз, под которым вы будите сегодня работать (приветствие команд).
1 этап. Разминка. (Слайд 5)
Классный руководитель 1. А сейчас, давайте мы с вами проведем небольшую разминку в ходе, который вы проверите свои знания по экологии, что вы уже знаете и, что вам предстоит узнать сегодня на нашем уроке. Вопросы к викторине.
1.Экология–это:(Наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой)2. Доля, какого газа в атмосфере Земли увеличивается вследствие хозяйственной деятельности человека: (Углекислого газа)3. Почему опасно собирать грибы и лекарственные растения рядом с автомобильными дорогами? 4. Почему нельзя разжигать костры вблизи стволов деревьев? 5. Почему учёные – экологи считают, что люди, экономно расходующие воду, электроэнергию, газ, пищу, предметы обихода, реально охраняют природу? 6. Весной многие люди жгут прошлогоднюю траву, обосновывая это тем, что свежая трава будет лучше расти. Экологи, напротив, утверждают, что это делать нельзя. Почему?7. Какая человеческая деятельность приводит к росту оврагов?
8. В чём преимущество селективного сбора бытовых отходов?
9. Почему нельзя выбрасывать лампы дневного освещения (в них содержится ртуть)
10. Что такое «Гринпис» (независимая международная организация по охране окружающей среды)11. Почему нельзя включать в лесу громкую музыку?
12. Можно ли уничтожать хищных птиц?
Подвести итог разминки раздать детям цветы и украсить дерево.
2 этап. Главные источники загрязнения окружающей среды. (Слайды 6-14)
Классный руководитель 2. Среди всех современных проблем, стоящих перед мировым сообществом особенно актуальной стала проблема загрязнения окружающей среды. Многие люди считают, что источником загрязнения является только химическое производство. Ребята, а как считаете вы? (ответы учащихся). Ведь не многие задумываются, какой огромный вред природе наносит сам человек. Главным источником загрязнения окружающей среды являются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. А теперь представьте, что на том месте, где находятся свалки, могли бы быть цветники, парки, леса.(Слайды 15-21)
Классный руководитель 1. Сегодня мы пошли гулять, (Слайды22-23)Благо лес – рукой подать!
Закупили все подряд:Пищу, спички, лимонад.Свежий ветер возбудитНаш здоровый аппетит
А пакеты, банки, склянки…Лес большой, он все вместит!Лес, он что, ничей?
Ничей!Расположимся скорей!Тут уж нам не помешают:Жги, руби и бей!
Урны нет!
Неси в кусты!Мы с природою на «ты»!Банки в землю закопаем.Мусор птицам разбросаем,В речку скинем все бутылки –В море пусть плывут посылки!
Мы – цари! Молчи, Природа.Все здесь наше – лес и воды!
Выводы учащихся по стихотворению ( раздать цветочки за ответы)
3 этап. Экологические ситуации.
Классный руководитель 2.
1- команда
1. Что будет, если прольется нефть в реку или в море…
2. Что будет, если вырубить лес…
2- команда
1. Что будет, если уничтожить хищных птиц…
2. Что будет, если осушить водоем …
Команды готовят ответы, к чему приводят экологические катастрофы. (Слайды 25-29) (раздать цветочки за ответы)
Классный руководитель 1. Выводы по экологическим ситуациям. Какие факторы приводят к экологическим катастрофам? (Слайды 30-32)
Фактор- разрушение природной среды обитания.
Расширение посевных площадей, вырубка лесов, осушение болот, строительство дорог и городов отнимают у животных и растений жизненное пространство.
Загрязнение окружающей среды.
Загрязнение водоемов вызывает гибель обитателей водной среды; различные ядохимикаты сельскохозяйственных полей, попадая в растения, приводят к массовой гибели птиц и насекомых
Фактор беспокойства.
Он возникает вблизи городов, поселений;
отдыхающие входят в лес без оружия, но их поведение доставляет не малое беспокойство лесным обитателям;
они вытаптывают траву, ломают кусты и деревья, кричат, включают громкую музыку. Обеспокоенные животные уходят из этих мест.
Фактор-браконьерство
Люди ловят рыбу, во время икрометания, при этом используют сети.
Производят не упорядоченный отстрел диких животных в неположенные сроки.
Массовая заготовка лекарственных растений.
Все это приводит к исчезновению диких животных и растений.
Все эти факторы приводят к исчезновению диких животных и растений. Для охраны животного и растительного мира наше государство делает очень много, создает заповедники, заказники (обратить внимание на выставку книг).
4 этап. По страницам Красной книги.
Классный руководитель 2. В нашей стране, также как и во многих других странах, есть книга, в которой собраны все исчезающие растения и животные. Как называется эта книга? (ответы учащихся) (Слайды 33-34) Красная книга Казахстана состоит из двух томов: Животные и Растения. Том, посвящённый животным, состоит из трех частей, первая часть была опубликована в 1978, вторая в 1991, третья в 1996. Ребята, а какие исчезающие виды животных и растений вы знаете (ответы учащихся). А чтобы вы больше узнали о некоторых из них, вам дается следующие задание. На слайдах показаны некоторые виды исчезающих растений и животных ваша задача прочитать о них в книге и сделать сообщение (предложить учащимся книги о животном и растительном мире Казахстана, нужные страницы отметить). (Слайды 35-36) (раздать цветочки за ответы)
5 этап. Защита презентаций.
Классный руководитель 1. Ребята мы с вами выяснили, что загрязненная окружающая среда наносит вред флоре и фауне. А ка вы думаете, человек загрязняя окружающую среду, ухудшает себе качество жизни? (ответы учащихся). Мы перед вами ставим такую гипотезу: «Мы считаем, что загрязняя окружающую среду, человек ухудшает качество жизни» (Слайд 37). У вас на столах ноутбуки, на рабочем столе есть презентация, ваша задача сделать защиту данной презентации (Слайды 38-39) (раздать цветочки за ответы).
Классный руководитель 2.
Выводы по гипотезе (Слайд 40). Но исходя из поставленной гипотезе мы пришли к выводу что, загрязняющие вещества попадают в продукты питания человека. Значит, ухудшается качество жизни каждого из нас.
Ведь каждый брошенный окурок, фантик вносит свою лепту в загрязнение окружающей среды.
И надо срочно думать, как
остановить этот бумеранг.
Классный руководитель 1.
Наши предложения (Слайд 41-43). Мы думаем, что если каждую субботу школьники хотя бы 1 час убирали бы свой район, то вокруг стало бы намного чище. Да и сами школьники будут меньше мусорить, потому что будут знать, что убирать придётся. А местным органам управления мы предлагаем ужесточить контроль над применением на производствах морально устаревших природоразрушающих технологий и отдавать приоритеты разработке и применению новых природосберегающих технологий промышленного производства.
6 этап. Рефлексия.
Классный руководитель 2.
А теперь подведем итог нашего сегодняшнего урока. Обратите внимание на наше дерево. Добились ли мы того что сухая веточка тоже может зацвести благодаря вашим знаниям и стараниям (ответы учащихся). Но в наших силах не только оживить сухую веточку, а также: Мы смотрим на небо сквозь дым. В наших силах… ИЗМЕНИТЬ ЭТО! Мы живём в загазованном городе. В наших силах… ИЗМЕНИТЬ ЭТО! В лесах растут горы мусора. В наших силах… ИЗМЕНИТЬ ЭТО! Реки превратились в свалки. В наших силах…ИЗМЕНИТЬ ЭТО! Вода наших рек стала «мёртвой». В наших силах… ИЗМЕНИТЬ ЭТО! В каком мире будут жить наши дети? В наших силах…ИЗМЕНИТЬ ЭТО! Доколе будем разрушать? Начнём сегодня… СОХРАНЯТЬ!!! (показ слайдов о том, как мы можем изменить мир Слайды 44-50).
Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.
Подошёл к концу наш классный час. Все вы сегодня молодцы. Справились со всеми предложенными заданиями. Приятно было видеть как слаженно, работала каждая группа. До новых встреч!
Интернет источники и литература.
Литература
Животные сокровища Казахстана. . Э.А. Бычкова, Издательство «Казахстан» Алма-Ата 1979 г.
Определитель птичьих гнезд. А.В. Михеев, Москва «Просвещение» 1975 г.
Растительный мир нашей Родины. В.В. Петров , Москва «Просвещение» 1991 г.
Звери в природе. В.М. Смирин, Ю.М. Смирин, издательство Московского университета 1991 г.
Удивительный мир беспозвоночных. По страницам Красной книги. Алматы 2006 г.
Животный мир Казахстана. А.Ф. Ковшарь, В.А. Ковшарь. Алматыкiтап 2004 г.
По страницам Красной книги Казахстана. Позвоночные животные . Алматыкiтап 2004 г.
Растительный мир Казахстана. А.А. Иващенко, . Алматыкiтап 2006 г.
Заповедники и национальные парки Казахстана. Алматыкiтап 2006 г.
Читаем, учимся, играем. Выпуск 5, 1999г.