РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.06. ФИЗИКА по профессиям среднего профессионального образования естественнонаучного профиля
Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Тюменской области
«Агротехнологический колледж»
Приложение 1.1
К ППКРС по профессии
19.01.17 Повар, кондитер
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.06. ФИЗИКА
по профессиям
среднего профессионального образования
естественнонаучного профиля
2016
Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины ОУД,06 Физика для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования», протокол № 3 от 21 июля 2015 года в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Рабочую программу разработал:
Ибатуллина Л.В. , преподаватель общеобразовательных дисциплин высшей категории
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
15
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
17
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.06 ФИЗИКА
1.1. Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям среднего профессионального образования на базе основного общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
·
· чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
·
· готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
·
· умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
·
· умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
·
· умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
·
· умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
·
· использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
·
· использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в
профессиональной сфере;
·
· умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
·
· умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
·
· умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
·
·умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
предметных:
·
· сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
·
· владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
·
· владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
·
· умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
·
· сформированность умения решать физические задачи;
·
· сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
·
· сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:
Результаты обучения
(развитие общих компетенций)
Содержание компетенции
Шифр
Наименование
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Понимает значение и роль физики в развитии научно-технического прогресса и в дальнейшей профессиональной деятельности.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Применяет технические методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивает свою деятельность с точки зрения их эффективности и качества.
ОК.3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Реализует поставленные цели в своей деятельности, представляет конечный результат деятельности в полном объеме.
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Применяет при выполнении самостоятельных видах работ (выполнение презентаций, рефератов и т. д.) разные источники информации, в том числе интернет – ресурсы и телекоммуникационные технологии.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Использует в своей деятельности
информационно-коммуникационные технологии, умеет пользоваться интернетом.
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Координирует свои действия с другими
участниками общения, умеет контролировать своё поведение и воздействовать на партнёра общения.
ОК 7.
Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
Применяет методики принятия решений; принимает эффективные решения; диагностирует деятельность, социально – психологический климат коллектива осуществлять текущий и итоговый контроль.
ОК-8
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Умеет осознанно ставить цели овладения различными видами работ и определять соответствующий конечный продукт.
ОКР 1
Использовать знания о физических законах, явлениях, процессах при приготовлении простых и основных блюд.
Использует знания о физических законах, явлениях, процессах при приготовлении простых и основных блюд.
ОКР 2
Объяснять процессы и операции при приготовлении продуктов питания, связанные с физическими процессами.
Умеет объяснять процессы и операции при приготовлении продуктов питания, связанные с физическими процессами.
ОКР 3
Использовать знания законов физики при работе с технологическим оборудованием пищевого и кондитерского производства; уметь правильно эксплуатировать электрооборудование.
Использует знания законов физики при работе с технологическим оборудованием пищевого и кондитерского производства; умеет правильно эксплуатировать электрооборудование.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося 54 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
162
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
108
в том числе:
Лабораторные занятия
18
Практические занятия
30
Контрольные работы
5
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
54
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.06 Физика
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Механика
Тема 1.1.
Кинематика материальной точки
Содержание учебного материала
6
1.1.1.
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта.
4
2
1.1.2.
Характеристики механического движения. Скорость. Ускорение материальной точки.
2
1.1.3.
Виды движения (равномерное, равноускоренное, равнозамедленное) и их графическое описание.
2
1.1.4.
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.
2
1.1.5.
Движение тела, брошенного горизонтально, вертикально, под углом к горизонту.
2
1.1.6.
Криволинейное движение материальной точки. Угловая скорость.
2
Практическая работа №1: Решение задач на определение основных характеристик механического движения
2
2
Внеаудиторная самостоятельная работа
- Подготовить реферат: «Виды движения»
3
3
Тема 1.2
Динамика
Содержание учебного материала
8
1.2.1.
Законы Ньютона.
4
2
1.2.2.
Масса тела. Центр масс. Импульс тела. Понятие релятивисткой массы.
2
1.2.3.
Сила упругости. Силы трения. Сила тяготения.
2
1.2.4.
Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Ускорение свободного падения.
2
1.2.5.
Вес тела. Невесомость. Космические скорости.
2
Лабораторная работа №1 «Исследование движения тела под действием постоянной силы (равноускоренного движения)»
1
2
Практическая работа№2. «Решение задач на применение законов Ньютона»
1
2
Практическая работа №3 «Решение задач на закон всемирного тяготения»
2
2
Внеаудиторная самостоятельная работа
1. Составить таблицу: «Виды сил»
2
2-3
Тема 1.3
Законы сохранения в механике
Содержание учебного материала
11
1.3.1.
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
2
2
1.3.2.
Работа, мощность, механическая энергия.
2
1.3.3.
Работа силы тяжести. Работа силы упругости.
2
1.3.4.
Потенциальная энергия. Кинетическая энергия.
2
1.3.5.
.Закон сохранения механической энергии
2
1.3.6.
Абсолютно упругий удар. Абсолютно неупругий удар.
2
Практическая работа №4 «Решение задач на вычисление работы, мощности и механической энергии»
2
2
Практическое занятие №5.Решение задач на применение закона сохранения импульса
2
2
Лабораторная работа №2 Сохранение механической энергии при движении тела под действием силы тяжести и упругости
1
2
Лабораторная работа №3. Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела
1
2
Практическое занятие №6. Решение задач на применение закона сохранения механической энергии
2
2
Контрольная работа №1 по разделу Механика
1
2
Внеаудиторная самостоятельная работа
1. Подготовить презентацию «История создания первой ракеты»
3
2
Раздел 2.
Молекулярная физика и термодинамика
Тема 2.1
Основы Молекулярно-кинетической теории идеальных газов
Содержание учебного материала
8
2.1.1.
Основные положения МКТ. Масса и размеры молекул.
3
2
2.1.2
Процесс диффузии при приготовлении различных блюд.
2.1.3.
Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение МКТ газов.
2
2.1.4
Температура и тепловое равновесие
2
2.1.5
Температурный режим при различных процессах кулинарного производства: варке, жарке, тушении.Температурный режим хранения различных продуктов и готовых блюд, хлебобулочных изделий.
2
2.1.6.
Уравнение Менделеева - Клапейрона.
2
2.1.7.
Изопроцессы и их графики.
2
Практическая работа №7 «Решение задач по теме Основное уравнение МКТ»
2
2
Практическая работа №8 «Решение задач на применение Уравнения Менделеева-Клапейрона»
1
2
Практическая работа№9 «Решение задач на применение газовых законов»
2
2
Внеаудиторная самостоятельная работа
1.Подготовить сообщение «Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева»
2
3
Тема 2.2.
Основы термодинамики
Содержание учебного материала
6
2.2.1.
Внутренняя энергия.
3
2
2.2.2.
Первый закон термодинамики.
2
2.2.3.
Виды теплопередачи при различных способах приготовления блюд. Теплообмен при нагревании пищи.
2
2.2.4.
Необратимость тепловых процессов
2
2.2.5.
Количество теплоты при тепловой обработке продуктов питания.
2
2.2.6.
Второй закон термодинамики при охлаждении готовой продукции, холодильники.
2
2.2.7.
Тепловые машины. КПД теплового двигателя.
2
Практическое занятие №10 «Решение задач на вычисление внутренней энергии»
2
2
Практическая работа №11«Решение задач на применение первого закона термодинамики к различным процессам»
1
2
Внеаудиторная самостоятельная работа
создать проект:
1.Роль тепловых двигателей в народном хозяйстве.
4
3
Тема 2.3.
Агрегатные состояния вещества. Жидкости и пары.
Содержание учебного материала
5
2.3.1.
Фаза, агрегатные состояния, фазовые переходы.
2
2
2.3.2
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха.
2
2.3.3.
Значение влажности в помещениях, при хранении различных продуктов.
2.3.4.
Кипение жидкости.
2
2.3.5.
Поверхностное натяжение.
2
2.3.6
Смачивание. Капиллярные явления.
2
Лабораторная работа №4 «Измерение поверхностного натяжения жидкости»
1
2
Лабораторная работа №5 «Изучение теплового расширения твердых тел»
1
2
Лабораторная работа №6 «Определение относительной влажности воздуха»
1
2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
1. Написать реферат «Использование капиллярных явлений в природе и технике»
3
3
Тема 2.4.
Твердые тела и их превращения
Содержание учебного материала
5
2.4.1
Монокристаллы и поликристаллы.
2
2
2.4.2
Типы кристаллических связей и кристаллических структур.
2
2.4.3
Жидкие кристаллы и аморфные тела.
2
2.4.4
Механические свойства твердых тел. Виды деформаций при обработке натурального полуфабриката.
2
2.4.5
Тепловое расширение твердых тел.
2
2.4.6
Плавление, кристаллизация и сублимация твердых тел. Примеры продуктов, относящихся к кристаллическим и аморфным телам.
2
Лабораторная работа №7 «Наблюдение процесса кристаллизации»
1
2
Лабораторная работа №8 «Изучение деформации растяжения»
1
2
Контрольная работа №2 «Молекулярная физика и термодинамика»
1
2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовить презентацию «Применение жидких кристаллов в науке и технике»
3
2
Раздел 3.
Электродинамика
Тема 3.1.
Электростатика.
Содержание учебного материала
4
3.1.1.
Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.
2
2
3.1.2.
Закон Кулона. Электрическая постоянная.
2
3.1.3.
Электрическое поле и его напряжённость, потенциал.
2
3.1.4.
Принцип суперпозиции полей. Графическое изображение полей.
2
3.1.5
Работа силы электростатического поля.
2
3.1.6
Потенциал и разность потенциалов.
2
3.1.7
Связь между напряженностью и разностью потенциалов. Поверхности равного потенциала.
2
3.1.8
Поляризация диэлектриков. Проводники в электростатическом поле.
2
3.1.9
Электроемкость. Конденсаторы и их применение.
2
3.1.10
Энергия электростатического поля плоского конденсатора.
2
Практическая работа№12 Решение задач на применение закона Кулона
1
2
Практическая работа №13.Решение задач на вычисление электроёмкости конденсатора
1
2
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовить сообщение «История изобретения первого конденсатора»
3
3
Тема 3.2.
Постоянный ток
Содержание учебного материала
11
3.2.1.
Постоянный электрический ток и его характеристика. Условия существования тока. Закон Ома для участка цепи. Техника безопасности при работе с электроприборами
3
2
3.2.2.
Сторонние силы. ЭДС. Закон Ома для полной цепи.
2
3.2.3.
Последовательное и параллельное соединения и их законы.
2
3.2.4.
Работа и мощность тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность различных электронагревательных приборов, их производительность.
2
3.2.5.
Электрическое сопротивление проводников и его зависимость от температуры. Сверхпроводимость.
2
3.2.6.
Электроизмерительные приборы.
2
3.2.7.
Правила Кирхгофа.
2
Лабораторная работа №9 Изучение закона Ома для последовательного и параллельного соединения проводников
2
2
Лабораторная работа №10 «Изучение закона Ома для полной цепи»
1
2
Лабораторная работа №11 «Определение коэффициента полезного действия электрического чайника»
1
2
Лабораторная работа №12 «Определение температуры нити лампы накаливания»
1
2
Практическая работа№14 Решение задач на применение законов Ома.
1
2
Практическая работа№15. Решение задач на последовательное и параллельное соединение проводников
1
2
Практическая работа №16. Решение задач на вычисление работы, мощности и количества теплоты, выделяемого при прохождении электрического тока
1
2
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовить презентацию «Великие ученые физики»
3
2
Тема 3.3.
Электрический ток в различных средах.
Содержание учебного материала
3
3.3.1.
Электрический ток в электролитах. Законы электролиза (законы Фарадея)
3
2
3.3.2.
Электрический ток в вакууме.
2
3.3.3.
Электронные пучки и их свойства. Электронно-лучевая трубка.
2
3.3.4.
Электрический ток в газах.
2
3.3.5
Газовые разряды. Плазма.
2
3.3.6.
Электрический ток в полупроводниках, собственная проводимость.
2
3.3.7.
Примесная проводимость полупроводников.
2
3.3.8.
Электронно-дырочный переход (р-n переход). Полупроводниковые приборы.
2
Внеаудиторная самостоятельная работа
Заполнить таблицу «Электрический ток в различных средах»
2
3
Тема 3.4
Магнитное поле.
Содержание учебного материала
4
2
3.4.1.
Магнитное взаимодействие. Закон Ампера. Линии магнитной индукции.
2
2
3.4.2
Магнитное поле прямого и кругового токов. Сила Лоренца.
2
3.4.3
Движение заряженной частицы в магнитном поле. Магнитный поток.
2
3.4.4
Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле.
2
3.4.5.
Магнитные свойства вещества.
2
Практическая работа№17. Решение задач на нахождение сил Ампера и Лоренца
1
2
Лабораторная работа №13 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»
1
2
Тема 3.5.
Электромагнитная индукция.
Содержание учебного материала
3
3.5.1.
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея.
1
2
3.5.2.
Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца
2
3.5.3
Вихревое электрическое поле.
2
3.5.4
Самоиндукция. Энергия магнитного поля.
2
Лабораторная работа №14 «Изучение явления электромагнитной индукции»
1
2
Контрольная работа №3 по разделу Электродинамика
1
2
Внеаудиторная самостоятельная работа
Составить вопросы по теме «Электромагнитная индукция»
2
3
Раздел 4
Колебания и волны
Тема 4.1.
Механические колебания и волны
Содержание учебного материала
4
1.4.1
Механические колебания. Механические колебания и их характеристики. Гармонические колебания.
3
2
1.4.2
Скорость и ускорение при гармонических колебаниях.
2
1.4.3
Пружинный маятник. Математический маятник.
2
1.4.4
Энергия незатухающих гармонических колебаний.
2
1.4.5
Затухающие свободные колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
2
1.4.6
Продольные и поперечные волны.
2
1.4.7
Основные характеристики волн.
2
1.4.8
Звуковые волны и их некоторые характеристики.
2
1.4.9
Ультразвук и его использование в технике и медицине.
2
Лабораторная работа №15 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного ) маятника от длины нити ( или массы груза»
1
2
Внеаудиторная самостоятельная работа
1. Подготовить сообщение «Ультразвук и его использование в технике и медицине»
3
2
Тема 4.2.
Электромагнитные колебания и волны
Содержание учебного материала
3
3.6.1.
Электромагнитные колебания. Формула Томсона. Автоколебания.
3
2
3.6.2.
Переменный ток и его характеристики. Генератор переменного тока.
2
3.6.3.
Резистор, конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока.
2
3.6.4.
Электромагнитные волны и их свойства.
2
3.6.5.
Энергетические характеристики электромагнитной волны.
2
3.6.6.
Принципы радиосвязи. Принципы телевизионной связи. Развитие мобильной связи.
2
Внеаудиторная самостоятельная работа
Создать презентацию «Физические основы мобильной связи»
3
3
Раздел 5
Оптика
Тема 5.1.
Элементы геометрической оптики
Содержание учебного материала
3
3.7.1
Основные законы оптики.
2
2
3.7.2
Полное внутреннее отражение. Плоское зеркало. Сферические зеркала.
2
3.7.3
Тонкие линзы и построение в них изображений предметов.
2
3.7.4
Лупа. Оптический микроскоп.
2
Лабораторная работа №16 «Изучение изображений предмета в тонкой линзе»
1
2
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовить сообщение «История изобретения первого зеркала»
3
3
Тема 5.2.
Природа света. Основы фотометрии
Содержание учебного материала
1
3.8.1
Корпускулярная и волновая природа света.
1
2
3.8.2
Электромагнитная природа света.
2
3.8.3
Фотометрические величины и их единицы.
2
3.8.4
Законы освещенности. Источники света.
2
Внеаудиторная самостоятельная работа
1. Подготовить сообщение «Искусственные источники света»
3
2
Тема 5.3.
Волновая оптика
Содержание учебного материала
5
3.9.1
Интерференция света.
3
2
3.9.2
Дифракция. Дифракционная решетка.
2
3.9.3
Поляризация света.
2
3.9.4
Дисперсия света. Цвета тел. Цветовое оформление кулинарных блюд и тортов.
2
3.9.5
Виды спектров. Спектральный анализ.
2
3.9.7
Рентгеновское излучение.
2
Лабораторная работа №17 «Изучение интерференции и дифракции света»
1
2
Контрольная работа №4 по разделам «Колебания и волны» и «Оптика»
1
2
Внеаудиторная самостоятельная работа
1. Создать сообщение «Влияние различных цветов на человека»
3
3
Раздел 6.
Элементы квантовой физики
Тема 6.1.
Квантовая оптика
Содержание учебного материала
6
4.1.1.
Тепловое излучение. Черное тело.
3
2
4.1.2.
Законы теплового излучения черного тела.
2
4.1.3.
Квантовая гипотеза. Фотоны.
2
4.1.4.
Фотоэффект и его законы. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
2
4.1.5.
Давление света. Эффект Комптона.
2
4.1.6.
Корпускулярно-волновая природа света.
2
Практическая работа №18 «Решение задач на применение уравнения Эйнштейна»
1
2
Практическая работа №19 «Решение задач на вычисление массы, энергии и импульса фотона»»
2
2
Внеаудиторная самостоятельная работа
Создать презентацию «Макс Планк и его открытие»
3
3
Тема 6.2.
Элементы физики атома
Содержание учебного материала
2
4.2.1.
Модели атома Томсона и Резерфорда.
2
2
4.2.2.
Линейчатые спектры. Постулаты Бора.
2
4.2.3.
Спектр атома водорода по теории Бора.
2
4.2.4.
Корпускулярно-волновой дуализм свойств частиц вещества.
2
4.2.5.
Оптические квантовые генераторы (лазеры).
2
Внеаудиторная самостоятельная работа
Создать презентацию «Модели атома»
2
3
Тема 6.3.
Элементы физики атомного ядра
Содержание учебного материала
7
4.3.1.
Естественная радиоактивность и ее виды. Основы питания при радиоактивном поражении.
4
2
4.3.2.
Закон радиоактивного распада.
2
4.3.3.
Атомное ядро и его состав.
2
4.3.4.
Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра.
2
4.3.5.
Альфа и бета распады. Гамма излучение и его свойства.
2
4.3.6.
Биологическое действие радиоактивных излучений.
2
4.3.7.
Ядерные реакции, искусственная радиоактивность.
2
4.3.8.
Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция.
2
4.3.9.
Ядерный реактор. Применение ядерной энергии и радиоактивных изотопов.
2
4.3.10
Реакция синтеза атомных ядер, термоядерные реакции.
2
Практическая работа №20 «Решение задач на закон радиоактивного распада»
1
2
Практическая работа №21 «Решение задач на вычисление энергии связи и дефект массы»
1
2
Контрольная работа №5 «Элементы квантовой физики»
1
2
Внеаудиторная самостоятельная работа
1. Подготовить сообщение «Применение ядерной энергетики»
2
3
Раздел 7.
Эволюция Вселенной
Тема 5.1.
Строение и развитие Вселенной
Содержание учебного материала
4
5.1.1
Структура Вселенной. Галактики.
4
2
5.1.2
Образование планетных систем. Солнечная система.
2
5.1.3
Закон космологического расширения Вселенной (закон Хаббла).
2
5.1.4
Большой взрыв и физические процессы в «горячей» Вселенной.
2
Внеаудиторная самостоятельная работа
1. Создать презентацию «Эволюция Вселенной»
2
3
Обязательная аудиторная учебная нагрузка:
Самостоятельная работа обучающегося:
Максимальная учебная нагрузка:
108
54
162
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в ИНТЕРНЕТ и мультимедиапроектор;
- интерактивная доска.
Технические средства обучения:
1.
Демонстрационный набор «Электричество 1»
2.
Комплект тележек легкоподвижных
3
Комплект для изучения полупроводников (транзисторы и тиристоры)
4
Комплект для изучения полупроводников (диоды)
5
Комплект для изучения полупроводников (микросхемы)
6
Набор для исследования изопроцессов «Газовые законы»
7
Гигрометр психрометрический типа ВИТ
8
Динамометр лабораторный
9
Набор грузов по Механике
10
Комплект проводов с насадками
11
Экран с щелью
12
Осветитель УФО - 1
13
Штатив универсальный
14
Сосуды ССО
15
Реостаты РПШ1
16
Осветитель теневого предмета
17
Набор по электростатике
18
Открытый манометр
19
Камертон
20
Комплект гирь
21
Конденсатор переменного тока
22
Катушка
23
Генератор низких частот лаб. ГНЧЛ
24
Генератор спектр.
25
Генератор звуковой ГЗЛ
26
Генератор низкочастотный
27
Выключатель однополюсный
28
Вольтметр
29
Амперметр
30
Осциллограф СМШ-2м
31
Выключатель двухполюсный
32
Прибор Изохора
33
Прибор Изобара
34
Прибор Изотерма
35
Электрометр
36
Прибор ПСР
37
Электрофорная машина
38
Лампа на подставке
39
Прибор Ленца
40
Реостат ползунковый лаб.
41
Линза собирающая на подставке
42
Линза рассеивающая на подставке
43
Милиамперметр
44
Модель Проволочная рамка
45
Трансформатор
46
Выпрямитель ВУ-4/36- УХЛ 4.
47
Комплект «Фотоэффект»
48
Набор по интерференции и дифракции света
49
Комплект учебных ареометров
50
Лабораторный комплект «Электродинамика»
51
Лабораторный комплект «Электричество»
52
Прибор для демонстрации зависимости сопротивления металла от температуры
53
Прибор для изучения зависимости сопротивления металла от температуры
54
Модель молекулярного строения магнита
55
Микроманометр учеб. ММУ-М1
56
Гальванометр
57
Мановакуумметр учеб. МВ-4-М1
58
Прибор для демонстрации вращения рамки с током в магнитном поле
59
Набор спектральных трубок
60
Ведерко Архимеда
61
Усилитель УНЧ-5
62
Приставка-генератор к осциллографу лабор. ПГШ-1
63
Прибор НВ-УХЛ
64
Набор Линзы
65
Комплект таблиц по физике 10-11 класс
66
Комплект портретов ученых-физиков
67
Плакаты по астрономии
68
Карта звездного неба
69
Комплект таблиц по физике «Динамика и кинематика»
70
Комплект таблиц по физике «Квантовая физика»
71
Плакат «Техника безопасности в кабинете физики»
72
Стенд «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
73
Стенд «Юный физик»
74
Стенд «Шкала электромагнитных колебаний»
75
Стенд «Единицы СИ. Физические постоянные»
76
Стенд «Портреты ученых-физиков»
77
Стенд «Формулы. Решения задач по физике»
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образоват. Учреждений нач. и сред. Проф. Образования / В.Ф. Дмитриева. – М. : Издательский центр «Академия», 2012.
2. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. Пособие для образоват. Учреждений нач. и сред. Проф. Образования / В.Ф. Дмитриева. – М. : Издательский центр «Академия», 2012.
3. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы : учеб. Пособие для учреждений нач. и сред. Проф. Образования / В.Ф. Дмитриева, Л.И. Васильев. – М. : Издательский центр «Академия», 2012.
Дополнительные источники:
1. Трофимова Т.И. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей. Решения задач: учеб пособие для учреждений нач. и сред. Проф. Образования/ Т.И. Трофимова, А.В. Фирсов. – М. : Издательский центр «Академия», 2012.
Электронные источники:
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. : Физика 10-11 кл. [Электронный ресурс] / 2 электрон. Диска (СD – ROM): Зв. Цв. – Электрон. Текст дан. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2006.
3. Лабораторные работы по физике 10-11 кл. [Электронное учебное издание] / 2 электрон. Диска (CD-ROM): Зв. Цв. – Электрон. Текст дан. – М. : ООО «Дрофа», ООО «Квазар – Микро», 2006.
4. Открытая Астрономия. [Полный интерактивный курс астрономии для учащихся школ, колледжей]/ 1 электрон. Диск (CD-ROM): Зв. Цв. – М. : ООО «Физикон», 2005.
5. Физика 10-11 класс. Виртуальный наставник., [Электронное пособие]/ электрон. Диск (CD-ROM). –М. ООО «Новая жизнь», 2007 г.
Интернет-ресурсы:
1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]: Учебно-методические материалы. – Режим доступа: www.UROKI.NET;
2. 1С: Школа. Физика. Библиотека наглядных пособий под редакцией Н. К. Ханнанова; «Физика 7 – 11 классы» Компания ФИЗИКОН «Электронные уроки и тесты - Режим доступа: festival@1september.ru.;
3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
4. Национальный портал "Российский общеобразовательный портал». - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
5. Библиотека учебно-методических материалов для студентов, преподавателей и пр. в свободном доступе; каталог ссылок на образовательные порталы. http://window.edu.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.
Устный опрос (фронтальный и индивидуальный);
Тестирование;
отличать гипотезы от научных теорий.
Лабораторные работы №1- №17;
Устный опрос (фронтальный и индивидуальный)
делать выводы на основе экспериментальных данных.
- приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления.
Практические работы;
Контрольные вопросы по темам;
Физические диктанты;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров.
Самостоятельная работа: рефераты, презентации, проекты, решение задач, составление вопросов, заполнение таблиц, экспериментальные задания.
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Самостоятельная работа: рефераты, презентации, проекты, решение задач, составление вопросов, заполнение таблиц, экспериментальные задания.
применять полученные знания для решения физических задач.
Практические работы №1- №21
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле.
Лабораторные работы №1- №17
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей.
Устный опрос (фронтальный и индивидуальный);
Тестирование
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды.
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Контрольные работы №1-№5;
Дифференцированный зачет
В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная.
Контрольные работы №1-№5;
Физический диктант;
Дифференцированный зачет
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд.
Контрольные работы №1-№5;
Физический диктант;
Дифференцированный зачет
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта.
Контрольные работы №1-№5;
Физический диктант;
Дифференцированный зачет
Результаты обучения
(развитие общих компетенций)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Шифр
Наименование
ОК 1.
Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Оценка физического диктанта; заданий практических работ; выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;
ОК 2.
Организовывает собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Оценка лабораторных работ, практических работ;
ОК.3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Оценка контрольных работ, содержащих тестовые задания, рефлексия на уроках;
ОК 4.
Осуществляет поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Оценка выполнения практических заданий, исследований на занятиях;
ОК 5.
Использует информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Оценка выполнения проектных заданий, кейс-метода, исследовательских заданий;
ОК 6.
Работает в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Оценка работы обучающегося при индивидуальной и групповой работе; самооценка и взаимооценка;
ОК 7.
Готовит к работе производственное помещение и поддерживает его санитарное состояние.
Оценка выполнения лабораторных работ;
ОК 8.
Исполняет воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Оценка тестирования, практическая работа, направленная на оценку практических навыков;
ОКР 1
Использовать знания о физических законах, явлениях, процессах при приготовлении простых и основных блюд.
Оценка выполнения тестовых заданий, контрольных работ по данным темам.
ОКР 2
Объяснять процессы и операции при приготовлении продуктов питания, связанные с физическими процессами.
Оценка выполнения практических работ;
ОКР 3
Использовать знания законов физики при работе с технологическим оборудованием пищевого и кондитерского производства; уметь правильно эксплуатировать электрооборудование.
Оценка выполнения лабораторных работ;
Индивидуальный и фронтальный опрос.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915