Методическая разработка по внеурочной деятельности урок-конференция (круглый стол) «Роль православной церкви в борьбе с фашизмом на оккупированных территориях» (по роману Александра Сегеня Поп)
Методическая разработка
по внеурочной деятельности
урок-конференция
(круглый стол)
«Роль православной церкви в борьбе с фашизмом на оккупированных территориях»
(по роману Александра Сегеня Поп)
Авторы:
Курова Ольга Сергеевна,
Самсонова Лидия Сергеевна
преподаватели общественных дисциплин
ГБПОУ «ГК г. Сызрани»,
технический профиль
Сызрань 2015 г.
Урок-конференция обсуждение романа Александра Сегеня Поп
Тема : Роль православной церкви в борьбе с фашизмом на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной Войны.
Эпиграф урока"Помни, ты не один на свете, кроме тебя есть другие люди; и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи". (Л. Кассиль) (слайд)
Задачи урока
- ознакомить учащихся с направлениями деятельности Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны;
- способствовать формированию у учащихся представлений о событиях периода Великой Отечественной войны;
- познакомить учащихся с представителями духовенства, проявившими в годы войны патриотические качества не только в рамках пастырского служения, но и как защитники Отечества;
- углубить знания учащихся об особенностях национальных качеств русского народа, о роли духовного единства в истории России.
Познавательные УУД:
- развитие умения работать с различными видами информации: таблицами, текстовой информацией, иллюстрациями, видеоматериалами;
- развитие логических приемов мышления, умение осуществлять поисковую и исследовательскую деятельность.
Регулятивные УУД:
- развитие умения планировать свою деятельность, осуществлять свою деятельность в соответствии с предложенным планом;
- развитие умения делать что-либо в соответствии с образцом, а также проявлять творческие способности при выполнении продуктивных заданий;
- развитие умения оценивать свою деятельность.
Коммуникативные УУД:
- совершенствование умения работать в группе, умение коллективно обсуждать проблему;
- развитие умения выступать публично, логически грамотно формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения в соответствии с правилами ведения дискуссии;
- способствовать развитию умения слушать собеседника, проявлять уважение к позиции выступающего, даже если его точка зрения не совпадает с точкой зрения одноклассника.
Личностные УУД:
- способствовать формированию у учащихся эмоционального переживания, уважительного отношения к событиям Великой Отечественной войны;
- способствовать углублению понимания причастности к прошлому России, способствовать национальному самоопределению учащихся;
- активизировать учащихся к участию в социально значимой деятельности, внимательному отношению к ветеранам и людям преклонного возраста.
Оборудование урока: компьютер, медиапроектор
Наглядность: отрывки из текста, эпизоды из фильма, слайды с иллюстрациями, вопросами и отрывками из текста.
Подготовка к уроку начинается задолго до урока, т.к. ребята должны прочитать роман и просмотреть фильм заранее, написать отзыв,сделать презентацию по книге.
Чтобы создать атмосферу конференции, нужно расставить парты в форме круглого стола, поставить на них указатели, где написано, какую роль выполняет ученик. Ведущий или учитель знакомит всех присутствующих на уроке с участниками конференции: это корреспонденты, литературоведы, актеры, искусствоведы, историки, читатели. Каждый из них выступает по определенному вопросу:
Историки подбирают материалыо деятельности Псковской миссии в годы Войны. Рассматривают судьбу реальных людей ,которые стали прототипами героев романа
корреспонденты заранее собирают отзывы о романе и отбирают для урока самые интересные;
литературоведы готовят рассказ о писателе и его произведениях;
актеры расскажут об экранизации романа, актерах, сыгравших роли героев книги о восприятии фильма зрителями.
искусствоведы -определяют важные духовно-нравственные проблемы, затрагиваемые в книгег
читатели могут готовить вопросы для обсуждения, участвовать в их обсуждении.
Все ребята былит привлечены к подготовке и проведению урока
Ход урока
I Оргмомент. Мотивация учащихся. Введение в проблему урока
Преподаватель Война и плен понятия неразделимые. В любой войне бывают пленные. Эти потери – неизбежные спутники вооруженных столкновений. Как вы считаете, что было самым страшным испытанием для людей, попавших в плен
Предполагаемые ответы учащихся: тяжелые условия содержания, положение рабов, необходимость в тяжелых условиях найти силы для борьбы с врагом.
Преподаватель Герои которые, находились на оккупированных территориях понимали, что их борьба будет неизвестна после освобождения из плена. И всех их будут рассматривать как возможных предателей Родины? Что же тогда давало людям силы для борьбы с фашизмом?
Давайте в ходе сегоднешней конференции каждый для себя попробуем найти ответ на этот вопрос .
II Открытие нового знания
Учитель представляет участников конференции.
Выступление литературоведов с рассказом о писателе и его творчестве с представлением презентации
Родился в Москве 12 апреля 1959 года. В раннем возрасте стал сочинять, но профессионально занялся литературой с двадцати лет. В 1980 году поступил в Литературный институт . Печататься начал с 1986 года журнал «Юность», Москва, рассказ «Деревяшка».
Автор романов и повестей на современные темы: «Похоронный марш», «Страшный пассажир», «Тридцать три удовольствия», «Время Ч», «Русский ураган», «Заблудившийся БТР», «Гибель маркёра Кутузова», «Есенин». Под влиянием знакомства со Львом Николаевичем Гумилёвым сочинил роман «Евпраксия и рыцарь Христа» и далее не раз обращался к написанию романов, действие которых разворачивается в разные исторические эпохи. Это романы «Древо Жизора», «Тамерлан», «Абуль-Аббас любимый слон Карла Великого», «Державный. Государь Иван Третий», «Поющий король» о Ричарде Львиное Сердце, «Солнце земли Русской» об Александре Невском, , «Господа и товарищи» о событиях в Москве в октябре-ноябре 1917 года, повесть «Свет светлый» о митрополите Киевском и всея Руси Алексие, святителе и чудотворце Московском. Для серии «Жизнь замечательных людей» написал книгу «Московский Златоуст» о святителе Филарете (Дроздове), митрополите Московском и Коломенском.
Как публицист постоянно печатает статьи по русской истории и культуре, особое место в его творчестве занимает православная публицистика. Доцент Литературного института, в котором преподаёт с 1998 года.
Произведения автора переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, венгерский, болгарский, китайский, арабский, польский, чешский, японский, сербский и другие языки
Роман Сегеня повествует о борьбе правосланой церкви с фашизмом на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной Войны. Главным героем романа является настоятель небольшого прихода отец Александр Ионин. Образ собирательный, однако, во многом он возник из воспоминаний Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о своем отце Михаиле Ридигере, который вынужден был поллерживать свою паству на оккупированной территории.
Июнь 1941 года, маленькое село Тихое в Латвии. Настоятель небольшого прихода отец Александр ведет неспешные беседы с матушкой Алевтиной, занимается обычными мирскими делами. Через два часа он закончит воскресную службу. Через два дня в село войдут немцы. Через два месяца в жизни священника Александра Ионина начнется самая важная миссия, в которой не будет громких подвигов и библейских чудес, а главным станет возвращение веры народу. И долг священника перерастет в священный подвиг
Выступление историков с рассказом о судьбе Псковской православной миссии с представлением презентации
Роман Александра Сегеня Поп открывает неизвестную святую страницу в летописи Великой Отечественной войны. Связана она с Прибалтикой и Псковской землей. А именно, Псковской православной миссии в 1941–1944 годы.
Пользуясь тем, что за время советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни, с тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть.
Священослужители во главе с Митрополитом Виленским и всей Прибалтики Сергием (Воскресенским) согласились нести этот крест, так как понимали, что в тяжелое время должны быть со своим народом помогать ему как словом, так и делом.
С 1941 по 1944 годы помощь оказывалась детям, на долю которых выпали тяжелые испытания, в том числе из концлагеря Саласпилс.
В приходе был организован постоянный сбор средств для поддержания советских военнопленных, находящихся в фашистских концлагерях. Впоследствии органами госбезопасности это было поставлено в вину членам Псковской православной миссии, как то, что они сознательно собирали еду и вещи для фашистских солдат. В 1942 году предполагалось празднование 700-летия Ледового побоища. А в то время берега Чудского озера были в плену у новых псов-рыцарей. Но русские священники обнадеживали прихожан, говоря, что святой князь Александр Невский незримо явится и вновь одержит победу.
Когда в Москве произошло избрание Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси, Гитлер потребовал, чтобы все русские священники на оккупированных территориях предали его анафеме и осудили решение Священного Синода Русской Православной Церкви. Представители Русской Зарубежной Церкви собрались в Вене и исполнили волю Гитлера. А митрополит Сергий (Воскресенский) собрал всех представителей Псковской православной миссии, единогласно было принято решение: никакой анафемы и никакого осуждения! Отныне Псковская православная миссия считала себя в подчинении у патриарха Сергия (Страгородского). Тем самым она сознательно избрала для себя путь мученичества. Немцы начали проводить репрессии против русских православных священников на территориях Прибалтики и Псковщины. Весной 1944 года немцы решились на уничтожени митрополит Сергия Воскресенского. На дороге из Каунаса в Вильнюс машина, в которой ехал митрополит Сергий, была изрешечена пулями
В начале 1944 года Псковская земля была освобождена от захватчиков. Вскоре после освобождения от оккупантов органы НКВД стали арестовывать всех членов Псковской православной миссии. Приговоры им были суровые – от десяти лет до двадцати. Многие не вернулись потом из лагерей.
3.Выступление артистов с рассказом о фильме режиссера Владимира Хотиненко Поп с представлением презентации
«Поп» российский исторический художественный фильм режиссёра Владимира Хотиненко. Сценарий фильма написал автор романа Александр Сегень. Первый художественный фильм, снятый под эгидой Московской Патриархии и при деятельном участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Главные роли отца Александра Ионина и матушки Алефтины в фильме исполняют Сергей Маковецкий и Нина Усатова. Фильм получил мно призов и наград: XVII кинофестиваль «Окно в Европу». Приз Союза журналистов России (2009),Гран-при VI Международного кинофестиваля «Лучезарный ангел» (2009), Гран-при международного фестиваля православного кино и СМИ «Покров» (Украина, 2009), «Золотой Орел». Приз в номинации «Лучшая женская роль второго плана», Первая Патриаршая премия в области киноискусства, Владимир Хотиненко за фильм «Поп» удостоен награды Латвийской Православной Церкви. Но самая главная награда по признанию создателей фильма это любовь российского зрителя
Показ слайдов и отрывков из фильма.
Выступление корреспондентов с рассказом об отзывах на фильм с представлением презентации
Святейший Патриарх Кирилл дал следующий отзыв о романе Александра Сегеня "достаточно объективно и художественно удалась рассказать о сложных исторических обстоятельствах», "будучи светским человеком, автор изобразил такого священника, на какого хотели бы походить многие современные батюшки".
А вот мнения школьников об этом произведении.
- Православные священники прятали у себя партизан. Об этом мало кто знал. А то, что они хвалили немцев в своих проповедях, слышали многие. Как же тяжело им было видеть презрительные взгляды!
- Служители церкви спасли многих детей из концлагеря. Это подвиг!
- Православные священники собирали еду и вещи для военнопленных . Их нередко забирали враги для своих солдат. После священников обвиняли в том, что они помогали немцам и ссылали в лагеря. А нередко расстреливали Тяжело
- Мне очень понравились актёры Сергей Маковецкий и Нина Усатова, сыгравшие главные роли в фильме. Это священник отец Александр и матушка Алевтина. Добрые и преданные русскому народу люди.
- Меня в данном произведении покорило то, что автору удалось показать яркие примеры истинной веры и любви, которым без сомнения хочется следовать
5. Выступление искусствоведов с рассказом о духовно нраственных проблемах поднимаемых в романе с представлением презентации
Проблема веры конфликт отца Александра Ионина и полковника Ивана Федоровича Фрайгаузена, позиция Псковской православной миссии к власти
Проблема покаяния противоставление образов Алексея Луготинцева и полицая Владыкина
Проблема милосердия добрые дела Псковской православной миссии
Сила духа человека на примере судьбы отца Александра Ионина
III Обобщение результатов овладения новым знанием
Преподаватель: Обратитесь к проблеме конференции и сформулируйте вывод по итогам ее проведения. В ответе на вопрос вам поможет эпиграф (слайд)
Предполагаемые ответы учащихся: Бороться с фащизмом на оккупированных территорях людей заставляло понимание, что рядом люди, которые нуждаются в твоей помоще и защите. И ты в ответе за свои поступки, прежде всего перед самис собой и перед такими людьми. Это предавало людям мужество в борьбе с фашизмом.
IV. Рефлексия
Преподаватель: Как вы считаете, а в обычной мирной жизни человек сталкивается с проблемой сохранения своих принципов, идеалов в сложных жизненных обстоятельствах
Предполагаемые ответы учащихся: Да бывают ситуации, когда перед человеком стоит выбор между своими принципами и личным благополучием. Примеры поведения героев романа Александра Сегеня поможет нам совершать правильные поступки в тяжелых жизненных обстоятельствах.
Преподаватель: Что вы сегодя узнали нового о событиях Великой Отечественной проблемы?
Предполагаемые ответы учащихся: О роли православной церкви в борьбес фашизмом в годы Великой Отечественной Войны.
Преподаватель: Помогла ли сегоднешняя конференция разобраться с проблемами, которые возникли в ходе поисковой деятельности в рамках проекта «Живая память поколений»? Определите, какие направления в работе над проектом мы теперь можем еще выделить?
Предполагаемые ответы учащихся: Хочется больше о роли православной церкви в годы Великой Отечественной Войны. Изучить судьбы военопленных в годы Великой Отечественной Войны.
По итогам конференции обсуждение романа Александра Сегеня Поп было принято решение представить материалы конференции на общественных мероприятиях патриотической и духовно-нравственной тематики.
15