Анализ воспитательной работы в ГБОУ Республики Марий Эл Русскошойская школа-интернат


Анализ воспитательной работы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Русскошойская школа-интернат» за 2015-2016 учебный год.Внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени обучающихся.
В школе разработана концепция воспитательной системы, которая направлена на создание условий и управление процессом самопознания, саморазвития, самосовершенствования личности. В центре воспитательного процесса – ребенок – личность, способная строить жизнь, достойную человека. Приоритетными направлениями при этом является забота о физическом, психическом и нравственном здоровье детей.
Основной задачей воспитательной работы в условиях интерната является организация жизни, учебы и быта воспитанников таким образом, чтобы из его стен выходили социально адаптированные личности. Воспитатели несут особую ответственность за формирование и закрепление у воспитанников жизненно необходимых знаний и умений. Воспитатели помогают детям приобрести опыт, вырабатывать у них достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из обыденных экстремальных проблемных ситуаций.
На 2015-2016 уч.год коллектив воспитателей выдвигал следующие воспитательные задачи:
- создать оптимальные условия для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами;
- способствовать успешной социализации школьников через их влечение в различные виды межличностных отношений в практической деятельности;
- продолжить работу по здоровьесберегательным технологиям.
На основе выдвинутых задач были выделены приоритетные направления:
- личностное развитие;
- охрана здоровья и физическое развитие;
- трудовое воспитание;
- социализация и общение;
- гражданское самосознание;
- творческое развитие.
По данным направлениям были сконструированы воспитательные планы, план работы методического объединения воспитателей, планы работ классных руководителей.
Системная работа предусматривает необходимость дойти до каждого ученика, создать условия для развития индивидуальных особенностей, сформировать потребность к самореализации в соответствии с его талантами и желаниями.
Организуя жизнедеятельность воспитанников в условиях школы-интерната, педагоги вели работу по всем направлениям воспитательной деятельности, согласно годовому плану, используя разнообразные формы и методы воспитания.
Основные формы, используемые в воспитательной работе во внеурочное время:
внеклассные коррекционные занятия и тематические беседы;
акции, тематические недели;
культурно-массовые и спортивные мероприятия;
элементы проектной деятельности;
занятия в кружках по интересам.
Основной составляющей воспитательной работы в классе является участие класса во всех общешкольных мероприятиях. Это позволяет честно определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, это способствует:
- повышению уровня общительности каждого в отдельности;
- развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, помогает рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части школьного коллектива.
Участие класса во всех общешкольных мероприятиях помогает воспитателю заполнить досуг воспитанника интересными и познавательными, веселыми и развлекательными мероприятиями.
Анализ системы внутришкольного контроля, рейтинг общественной активности классов, соревнования между классами показали, что наиболее эффективно в течение года проявили себя учащиеся 5-б и 6 классов.
Рейтинг классов по степени активности участия в жизни центра:
Место Начальная школа
I 6-б кл., 6 кл.
II 3, 5-а кл.
III 8 кл.
Включение учащихся в различные виды деятельности позволило создать условия для их самореализации, учащиеся принимали активное участие в республиканских и районных соревнованиях:
Республиканский творческий конкурс «Семейные ценности»;
Республиканский конкурс-аукцион детского творчества «Права детей глазами мультипликационных героев»;
Районный фестиваль детей-инвалидов
Участие мальчиков в районных соревнованиях по футболу «Кожаный мяч» в младшей, средней и старшей возрастных группах.
Участники награждены дипломами и памятными подарками.
В школе проводилась традиционная воспитательная работа: вечера, встречи, конкурсы, линейки, походы, праздничные концерты. Все школьные традиционные дела делились на общешкольные и внутриклассные. Содержание общешкольных дел было направлено на самореализацию учащихся, развитию творческих способностей, формированию общечеловеческих ценностей. Эмоциональной насыщенностью окрашены следующие проводимые мероприятия: День знаний «Первый звонок нового учебного года» (Сидоркина И.В.), День Учителя «Наши учителя – вам от души спасибо!» (Домрачева И.Г.), Осенний бал «Нам дарит осень золотая…» (Макаров Э.А.), праздник, посвященный Дню Защитника Отечества «Героям России посвящается» (Федорова Г.Ф.), праздник к 8 марта «Я беленький подснежник для мамы принесу» (Тимофеев М.И.), о/м «Поэзия любви» (Ефимова А.А.), новогодний праздник «Капризы для Деда Мороза», вечер «Солдат войны не выбирает» (Тренинова Э.Н., Пудова С.Я.), Дни именинников и др.
Можно отметить следующие проводимые конкурсы: танцевальный (Куклина Н.В.), конкурс частушечников (Тимофеева А.А.), конкурс песен о маме (Тренинова Э.Н., Пудова С.Я.), конкурс чтецов (Ефимова А.А.), конкурс «А ну-ка, девочки!» (Сабанцева Э.И., Москвина Э.И.), «Путь к звездам» (Домрачева И.Г.).
Традиционный фольклорный праздник Масленица в этом году из-за плохой погоды проходил не на улице, а в актовом зале. Ребята знакомились с традициями русского народа, участвовали в масленичных конкурсах.
Все эти мероприятия послужили созданию ситуации успеха, способствовали раскрытию творческих способностей учащихся, формировали чувство ответственности за коллектив и дружескую поддержку. Хочется выразить слова благодарности воспитателям за яркие и содержательные мероприятия.
В оформлении большую помощь оказывала руководитель кружка «Волшебная кисть» Ефимова А.А.
Каждый год в конце мая проходит итоговый праздник «Вот и стали мы на год взрослее» На заключительном празднике проводятся итоги учебного года, награждаются ребята, отличившиеся в учебе, спорте, общественной жизни школы. Традицией праздника стало награждение лучшего класса. В этом учебном году самыми активными классами, принимавшие участие во всех мероприятиях стали 5-б класс (классный руководитель Ясова А.Р., воспитатели Тимофеева А.А., Тимофеев М.И.) и 6 класс (кл.руководитель Мокеева Л.Г., воспитатели Домрачева И.Г., Ершова З.К.).
Часы общения, классные часы выполняли просветительную, ориентирующую, направляющую и формирующую функции. В целом содержание и цели воспитательных мероприятий соответствовали достигнутым результатам, возрастным особенностям учащихся.
Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта немыслимо без трудовой подготовки. Труд является весьма эффективным средством коррекции недостатков их психики. Задачи трудового воспитания решали через организацию дежурства по школе, столовой, спальных комнат, классов, «трудовых десантов», самообслуживание, выполнение трудовых поручений.
Научно-практический багаж воспитателей пополняется благодаря функционированию действующего методического объединения воспитателей, самостоятельной деятельности по совершенствованию своего профессионального мастерства. Большое внимание духовно-нравственному воспитанию в своей работе уделяют воспитатели Ефимова А.А., Тимофеева А.А., Тренинова Э.Н., Домрачева И.Г.
В 2015-2016 уч.году методическое объединение воспитателей работало по теме: «Освоение и внедрение педагогических технологий – залог совершенствования воспитательного процесса». Было намечено и проведено 10 заседаний. Занятия проводились в форме игр, обмена опытом работы, моделировании внеклассных мероприятий, дискуссий. Каждая форма работы обрабатывалась воспитателями с позиции коррекционной направленности и эффективности этой формы для конкретной возрастной группы. Отдельные воспитатели использовали традиционные формы, здоровьесберегающие технологии.
На заседаниях проходило знакомство с новинками методической, педагогической дефектологической литературы.
Особо можно отметить открытые внеклассные занятия у Тимофеевой А.А. «Мое место в коллективе» в 5-б классе, Трениновой Э.Н. «Диалог с другом» в 5-а классе, Федоровой Г.Ф. «В мире картин В.М.Васнецова» в 8 классе, Ефимовой А.А. «Волшебное превращение красок» в 3 классе. Данные мероприятия оценивались коллегами, как высокотехнологичные и создающие предпосылки для расширения социального опыта детей.
Формы занятий были разнообразные, рациональные и эффективные, использовали ИКТ, что способствовало развитию эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности воспитанников. Почти все занятия проведены методически грамотно, носили коррекционную направленность.
Каждый воспитатель работал над проблемой побуждающей найти более точные методы коррекционного воздействия на воспитанников. С этой целью воспитателями были взяты темы по самообразованию.
Анализ отчетов воспитателей показал, что в группах ведется системная целенаправленная работа по заданным направлениям, и воспитатели способны и готовы к освоению и внедрению всего нового, что есть в практике воспитательной работы, а воспитанники идут за педагогами, что отражается в реальных отношениях. В группах созданы условия для развития индивидуальных и творческих способностей детей, воспитанники владеют общепринятыми нормами поведения.
Уровень воспитанности по результатам обработки данных всех классов за прошедший учебный год вырос на 5% и составил 85% по школе.

Немаловажное внимание уделяется в нашей школе и Гражданско-патриотическому воспитанию. Цель данного направления воспитательной работы является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, развитие чувства гордости за свою страну.
В течение учебного года согласно плану воспитательной работы школы во всех классах проводились мероприятия по патриотическому воспитанию. В феврале традиционно проходил месячник патриотической работы. В рамках месячника были проведены мероприятия: классные часы, соревнования, конкурсы, викторины.
В течение года проводились общешкольные линейки «Поможет ли нам обман?», «Потолкуем о маме», «Друг – это тот…», «Мой любимый город», «В честь Дня авиации и космонавтики», «Я – гражданин России» и др.
Вся запланированная работа по данному направлению выполнена. Тем не менее, в новом учебном году работа по патриотическому воспитанию должна быть продолжена.
В школе всегда уделялось и уделяется внимание правовому воспитанию. Основной целью правового воспитания является формирование правовых компетентностей у школьников, повышение уровня их правовой культуры.
Составлена программа по профилактике правонарушений, включающая два направления работы: правовое воспитание и профилактику беспризорности и правонарушений среди учащихся.
Профилактика преступности и безнадзорности несовершеннолетних является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе-интернате. Эта работа объединяет усилие всего педагогического коллектива школы (учителей, воспитателей, социальной, психологической и медицинской служб, администрацию).
На внутришкольном учете состоит 6 детей, из них 4 воспитанника состоят на учете в подразделении по делам несоверешеннолетних, как неблагополучная семья.
Все дети «группы риска» вовлечены в секции и кружки по интересам. В соответствии с планом дополнительного образования в 2015-2016 уч.году в школе функционировали 10 кружков. Творческие объединения работали по следующим направлениям: физкультурно-спортивное (спортивная секция, теннисный кружок), художественно-эстетическое (вокальное, танцевальное, театральное, оформительское), декоративно-прикладное (оригами, «Рукодельники»), экологическое («Юный садовод»), научно-техническое (основы компьютерной грамотности).Кружковая деятельность необходима учащимся с ОВЗ, так как они вовлечены в активную общественную полезную работу. Педагогический коллектив школы стремится к созданию благоприятных условий для организации свободного времени учащихся. Развивается система дополнительного образования.
Дополнительное образование детей рассматривается как образование нового типа, которое характеризуется широтой личностно-ориентированного подхода к детям, базируется на их образовательных потребностях, способствует их личностному и социальному самоопределению.
Из кружков особой благодарностью хочется отметить деятельность вокального кружка (руководитель Тимофеева А.А.), музыкального (рук-ль Куклина Н.В.), драматического (Рук-ль Ершова З.К.). Ребята, занимающиеся в этих кружках, были украшениями всех проводимых в школе праздников.
Традициями стали внеклассные мероприятия, формирующие положительное отношение к занятиям физической культурой и спортом – это и соревнования, походы, организация спортивных и подвижных игр с детьми. Немаловажное значение имеет и работа спортивных кружков и секций.
Планы воспитателей предусматривали реализацию целенаправленных мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся, пропаганды здорового образа жизни. К сожалению не все воспитатели, классные руководители относятся добросовестно к проведению оздоровительных мероприятий (некачественное проведение утренних зарядок, прогулок на свежем воздухе). Важно предупредить беду или проблему на начальном этапе, все направления воспитательной работы взаимосвязаны.
Работа библиотеки строилась по направлениям:
- обеспечение учащихся и педагогов учебниками, художественной, периодической литературой;
- подбор материалов и подготовка к внеклассным мероприятиям.
С целью привлечения читателей в библиотеку использовались различные формы и методы работы:
1. организация тематических книжных выставок («95 лет со дня рождения итальянского писателя Джанни Родари (1920-1980)», «110 лет со дня рождения русской поэтессы Агнии Барто (1906-1981)», выставка книг о защитниках нашего Отечества, книжная выставка к 12 апреля, обзор книг о Великой Отечественной Войне);
2. обзор периодической литературы;
3. конкурс чтецов;
4. различные общешкольные мероприятия.
Безусловно, что все перечисленные дела способствуют воспитанию у учащихся целого ряда положительных качеств: развитию инициативы, формированию ответственности.
Не все воспитатели ведут систематически диагностическую работу по изучению классного коллектива для дальнейшего совершенствования воспитательной работы с детьми. Эту работу необходимо вести в системе, прослеживать из года в год.
И только качественный анализ за прошедший период поможет воспитателю выявить высокие и низкие, положительные или отрицательные результаты воспитательной работы.
Анализ занятости детей позволил сделать вывод о том, что в школе не все учащиеся включены в самоуправленческую деятельность, степень организованности коллектива средняя. Не каждый ученик несет ответственность за классные и общешкольные дела, участвует в планировании, организации и проведении общешкольных мероприятий.
Есть необходимость работы над повышением уровня воспитанности учащихся: формировать у детей основы культуры поведения. Еще не у всех детей сформировано чувство сознательной дисциплины, негативное влияние на отдельных учащихся оказывает социальная среда.
В новом учебном году школой в области воспитания определены:
Цель: подготовка учащихся к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить.
Задачи:
- содействовать формированию благоприятного эмоционально-психологического и нравственного климата в школьном коллективе;
- формировать активную жизненную позицию, осуществлять личностное развитие школьников в процессе игрового взаимодействия;
- совершенствовать условия для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров;
- воспитывать чувство гражданственности и приобщения к духовным ценностям своего Отечества.
Старший воспитатель:Сидоркина И.В.