Читательская конференция по повести В.К.Железникова Чучело
Читательская конференция по повести
В.К.Железникова «Чучело»
«Если у тебя не будет дурных мыслей,
не будет и дурных поступков»
Конфуций
«Познай себя, воспитай себя,
сделай свою судьбу».
В.Амлинский Цель: формирование у учащихся читательской активности, совершенствование навыка анализа
художественных текстов, развитие умения грамотно формулировать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: слайдовая презентация по биографии В.К.Железникова, портрет писателя, фильм по повести «Чучело» (режиссёр Р.Быков), иллюстрации учащихся к повести.
1.Вступление (слово учителя).
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить произведение, которое, я уверена, заинтересовало вас, заставило задуматься над проблемами, взволновавшими не только автора повести и её героев, но и нас, живущих в 21-м веке.
Повесть «Чучело» - о вас. Владимир Карпович Железников убеждён: «В подростке живёт неустанное желание увидеть себя в этом мире, как в зеркале. И поэтому так важно написать для него книгу, такую, чтобы он взял её в руки и обжёгся. Испугался. Обрадовался. И сказал: «Это про меня».
2. Слово об авторе.
Владимир Карпович Железников родился в 1925 году в семье военного, детство его прошло в пограничных городках, а значит и друзья у него всё время были новые. В годы войны он был в эвакуации – снова другое окружение. Потом поступил в артиллерийское училище, затем недолго учился на юриста, и наконец, оказался в Литературном институте имени Горького.
Писателю было 35 лет, когда вышла его первая детская книга – «Разноцветная история». Потом появились «Хорошим людям – доброе утро» и «Путешественник с багажом». В них показана настоящая детская жизнь: тут и школьные проблемы, и дружба-вражда, и отношения с взрослыми, и поиски верной самооценки. Самое ценное, что автор никого не поучал и не воспитывал – он увлекал действием и убеждал поступками.
Доброта имеет огромную волшебную силу – убеждает нас писатель. Чёрствость и эгоизм – тоже, только разрушающую.
Самое известное произведение Железникова – повесть «Чучело». Это трагическая история о «белой вороне» Лене Бессольцевой и её дедушке, которые вынуждены покинуть родной город, где их травили, унижали, «гоняли». О равнодушии и жестокости писатель говорит так же прямо и правдиво, как и о доброте и душевной щедрости. Чудаки делают мир лучше, и Владимир Железников всегда на их стороне.
2. Обзор содержания
1-ый ученик.
Повесть В.К.Железникова рассказывает о мире подростков, о сложности их взаимоотношений между собой и с взрослыми. В центре внимания эмоциональная жизнь подростка, столкнувшегося с недетскими переживаниями, вынужденного искать выход из серьёзных затруднений.
Автор создаёт портрет класса, внешне совершенно благополучного. Ребята хорошо усвоили, что от них требуется, какими их хотят видеть учителя, и поступают в соответствии с этими ожиданиями.
Истинная сущность каждого проявляется с появлением в классе «новенькой» - Лены Бессольцевой.
Девочка необычайно искренняя, наделённая чувством справедливости, она с первого своего появления в классе вызывает недоумение одноклассников своей непохожестью. Лене очень не хватает дружеского участия и поддержки, поэтому она распахивает душу перед одноклассниками. Особенно она выделяет Димку Сомова. Лене кажется, что он умный, чуткий, добрый, смелый. Она хочет с ним дружить, она ему верит. Как горько и больно будет потом испытать разочарование, когда Дима окажется предателем.
2-ой ученик.
Ребята заняты добрым делом: решив самостоятельно заработать деньги на поездку в Москву, они работают на фабрике детской игрушки, на уборке овощей в совхозе. Работают увлечённо, но настораживает жадность, с которой они выхватывают у Димки заработанные деньги. И ещё Лена заметила, что на бесплатную работу в детский сад, на уборку городского сквера многие шли неохотно.
«Весёлые, милые, беззаботные» ребята живут предвкушением каникул, поездки в Москву. Выдал тайну Маргарите Ивановне Димка Сомов, но Лена, пожалев его, берёт вину на себя. Класс охвачен жгучим желанием покарать предателя. В этом «все заодно», все жаждут мести, устраивают настоящий суд над Леной.
1-ый ученик.
Разочаровываться в людях тяжело всегда. А для нас, подростков. – трагедия. Поражённая жестокостью ребят, Лена Бессольцева потрясена, но не сломлена. Она преодолевает страх и совершает поступок, может быть, безрассудный в глазах других, но исполненный глубокого смысла для неё самой. Решив доказать всем, что она больше никого и ничего не боится, Лена предстаёт перед ребятами похожая на то чучело, которое они сжигали. Она остриглась наголо и натянула на себя опаленное на костре платье.
2-ой ученик.
Отчаянный поступок Лены, решение дедушки Николая Николаевича Бессольцева подарить свою коллекцию картин городу, их отъезд – все эти события заставляют одноклассников Лены не просто раскаяться, а задуматься, взглянуть на себя со стороны.
4. Диспут по повести В.К.Железникова «Чучело».
Вопросы для дискуссии.
1. Главной героине повести Железникова Лене Бессольцевой одноклассники сразу придумали прозвище – «Чучело». Почему? В вашем классе ребятам дают обидные прозвища? Как ты думаешь, что они чувствуют, узнав об этом?
2. Почему Николая Николаевича Бессольцева в городе прозвали Заплаточником? «В городке относились к Николаю Николаевичу с насторожённым вниманием». Почему? Что для дедушки Лены Бессольцевой было дороже всех благ?
3. Миронова – Железная Кнопка. Какую роль эта девочка играет в жизни класса и в жизни Лены Бессольцевой? В конце повести Шмакова говорит: «Железная Кнопка плачет. Где-то произошло землетрясение». Как можно объяснить эту фразу?
4. Кого из героев повести ты хотел бы видеть среди своих одноклассников, а кого – ни в коем случае? Почему?
5. История, которая произошла с Леной Бессольцевой, из области фантастики или подобные ситуации случаются в реальной жизни?
6. «…Думала, дождусь Маргариты, и наступит справедливость. А она вернулась – и ничего не помнит». Почему Маргарита Ивановна не услышала, не помогла, не защитила Лену Бессольцеву?
7. Уезжая навсегда, Николай Николаевич Бессольцев дарит свой дом и свою коллекцию картин городу. Почему он так поступил? Какую реакцию его решение вызвало у окружающих?
8. «Мы детки из клетки, - мрачно сказал Рыжий. – Вот кто мы! Нас надо в зверинце показывать… За деньги». Эти слова звучат в финале повести Железникова. Что поняли одноклассники Лены Бессольцевой? Почему повесть заканчивается словами: «ЧУЧЕЛО, ПРОСТИ НАС!»
9. «В последний раз мелькнула Ленкина стриженая голова, в последний раз Николай Николаевич сверкнул своими большими заплатками на рукавах пальто, и они исчезли, сопровождаемые полным безмолвием». Как будет жить Лена после всего, что произошло? Изменит она своё отношение к жизни? Что бы ты ей посоветовал?
10. Напиши письмо главной героине повести В.К.Железникова «Чучело».
11.Рефлексия.
Письмо Лене Бессольцевой.
Дорогая Лена!
Я прочитала твою историю, и она меня о многом заставила задуматься. Отзвук тех событий, как колокольный звон, долго ещё будет звучать в наших сердцах. То, что произошло с тобой, может произойти с каждым подростком и в наши дни.
Взрослые мало что замечают вокруг, занимаются своими делами. Чаще всего не видят, как тяжело их детям в этом жестоком мире. Меня во всей этой ситуации радует только то, что в конце повествования твои одноклассники поняли – в жизни есть человеческие отношения, бескорыстная храбрость, благородство. Значит, ты каким-то образом смогла исцелить некоторых из них.
Я думаю, в жизни всё-таки должна победить любовь – к добру, к маме, к дедушкам и бабушкам, ко всем людям. Даже в Библии есть слова «Возлюби ближнего своего».
А у тебя всё будет хорошо – я уверена! Ты – сильная, и у тебя есть такой замечательный дедушка!
Мухутдинова Кристина.