Урок внеклассного чтения в 8 классе по повести В.Тендрякова Весенние перевертыши


Урок внеклассного чтения для 8 класса
«Первая любовь»
(по повести В.Тендрякова «Весенние перевертыши»)

Основной метод: поисковый
Оборудование и материалы: текст повести В. Тендрякова «Весенние перевертыши», экран, проектор (страницы указаны по кн. В.Тендряков. Весенние перевертыши. Л.:1988
Задачи:
образовательные: формировать полноту, осознанность, системность, прочность знаний, совершенствовать речевые навыки, умение вести беседу;
развивающие: формировать интерес к предмету, мотивацию к дальнейшему изучению литературы, чтению художественных произведений, учить анализировать художественный текст; развивать мышление, память;
воспитательные: развивать интерес учащихся к художественной литературе; формировать у восьмиклассников представление о любви как чувстве, преобразующем человека.

Ход урока

Организационный момент
Актуализация изучаемого материала.
Слово учителя

А.С.Пушкин

Мадонна

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Учитель читает отрывок из повести Тендрякова (с. 48) со слов: «То, что на свете существует любовь, Дюшка хорошо знал. По кино, по книгам. « до слов: «Что-то случилось, что-то странное с самим Дюшкой».

Беседа по тексту повести.

- Что же случилось с Дюшкой?
(влюбился)
- В кого влюбился Дюшка?
(В Римку Братеневу)
- Найдите в тексте ее портрет (с. 17-18)
- Как вы думаете, на какой из этих портретов смотрел Дюшка? Почему вы так думаете? (На слайде 2 портрета Н.Н.Гончаровой В.Гау и портрет кисти К.Брюллова.)
(К Брюллова, локоны у висков)
-Ребята, я просила вас дома подумать над смыслом названия повести.
(Перевертыш (разг.) – двуличный человек, лицемер.

Перевернуться - повернуться противоположной стороной.)
- Согласимся с таким значением? Почему повесть названа «Весенние перевертыши»?
(Находят ответы на с. 40,78,110)
- А почему «
·мир начал играть с Дюшкой в перевертыши»?
( с. 28, 60- влюбился)
Какие открытия совершает Дюшка этой весной?

Ответы учитель записывает на доске:
Санька Ераха
Увидел время
Минька Богатов

Работа в группах.
Учитель дает вопросы группам. Время обсуждения – 5 минут.

1 группа
- Кто такой Санька Ераха?
- Найдите в повести его портрет (особое внимание обратите на глаза).
- Что это за человек?
- Почему он не нравится Дюшке?
2 группа
- Какие игры придумывал Санька Ераха?
- Почему Дюшка перестал бояться Саньку?
3 группа
- Как Дюшка увидел время?
- С кем обсуждал открытия?
- Какой тайной поделился в ответ Ленька?
- Какое предположение выдвигает в ответ Дюшка?
4 группа
- Кто такой Минька Богатов?
- Почему они с Дюшкой подружились?
- Сравнить двух отцов: Дюшки и Миньки.

Заслушивание ответов групп.
Завершающая беседа.

- К каким выводам приходит Дюшка в конце повести? Так ли необходимо человеку жить второй раз?
( «Зачем вторая, когда и одну-то прожить
трудно»,- думает Дюшка о жизни –с. 84)
- Все эти открытия совершает не просто Дюшка, а влюбленный Дюшка. Как заканчивает автор повесть?
(строки со с. 108 повести)
- Я хочу прочесть вам строки стихотворения А.С.Пушкина «Я Вас любил»
- Что будет дальше? Мы не знаем. Но из Д.шки непременно получится прекрасный человек, страдающий от любого зла, причиненного ближнему. Перед Дюшкой открыт мир.
А закончить урок мне бы хотелось словами поэта XIX века Василия Степановича Курочкина:

Первой любви не сотрется печать.
Будем друг друга всю жизнь вспоминать;
Общие сны будут сниться обоим;
Разум обманем и сердце закроемя
Но о прошедшем тоска не умрёт,
И уж любовь не придёт, не придёт -
Нет, уж любовь не придёт!

- Мы продолжим этот разговор, начатый сегодня, на уроках, посвященных повестям И.С.Тургенева «Первая любовь» и «Ася», Л.Н.Торлстого «После бала».

4.Домашнее задание: написать сочинение на тему «Каким вырастет Дюшка?»

5. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся

15