Урок по повести И.С. Тургенева «Ася»

Урок по повести И.С. Тургенева «Ася»
Тема: «А счастье было так возможно» по повести И.С. Тургенева «Ася»
Тип: обобщение и систематизация изученного материала
Оборудование: компьютерная презентация, доска, оформленная в виде окна, карточки с заданиями, цветок герани. Засушенная ветка герани, музыкальное сопровождение (Л. Бетховен «Лунная соната», романс «Утро туманное»).
Цели:
- обобщение сведений о героях, проблематике и художественных средствах, используемых автором в повести «Ася»;
- совершенствование навыков выразительного чтения;
- развитие умения давать аргументированный ответ на поставленный вопрос;
- развитие умения анализировать эпизод, лексические средства, сравнивать, обобщать, составлять таблицу.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Вы прочитали замечательную повесть И.С. Тургенева «Ася», почувствовали её необыкновенную красоту и тонкий лиризм, говорили о героях, их характеров и судьбах, о сложности человеческих взаимоотношений.
Сегодня мне бы хотелось, чтобы мы с вами ещё раз взглянули вместе с И.С. Тургеневым и его героями на мир, попытались разобраться, а может быть, только прикоснуться, к очень сложным и одновременно важным вопросам – вопросам любви и счастья.
Представьте себе. Что, может быть, это именно то окно (доска), из которого, смеясь, выглядывала Ася. Дразня господина Н. Кстати, как вы думаете, почему на подоконнике стоит герань?
- ответ
- Именно ветку герани бросила озорная ладошка Аси господину Н. в начале их знакомства. Если бы герой сумел подхватить её, возможно. Она стала бы для него своеобразным пропуском в счастливую жизнь.
- Но здесь же мы видим и засохшую ветку герани и несколько пожелтевших записок. Почему?
- ответ
- Между цветущей геранью и засохшей веткой – история одной любви. И мы сегодня с вами поговорим о том, как зарождалась эта любовь, как она развивалась, почему не принесла героям счастья? Кто в этом виноват?
Слайд:
Почему взаимная любовь Аси и господина Н. не принесла героям счастья?
Почему герой обречён на одиночество?
- Итак, тема нашего урока - «А счастье было так возможно» (слайд)
- Эпиграф: «У счастья нет завтрашнего дня;.. у него есть настоящее – и то не день, а мгновение» (И.С. Тургенев) (слайд)
- Как жил господин Н. до встречи с Асей? (гл.1)
Он был молод, счастлив, деньги у него не переводились, путешествует, чтобы посмотреть мир.
- Что значит «жил без оглядки»?
Не задумывался о последствиях своих поступков, не возлагал на себя ответственности за судьбы ближних.
- Испытывал ли он настоящие чувства?
Даже чувства он себе придумывал (история с «жестокосердной» вдовой).
- Какое впечатление произвела Ася на господина Н. во время первой встречи? (ключевое слово «что-то особенное»)
- Первая встреча подходит к концу, Ася оставляет неизгладимый след в душе героя. Господин Н. переправляется на лодке через Рейн к себе домой прекрасной летней ночью. Это один из самых поэтических эпизодов повести (гл.2). Я попросила подготовить выразительное чтение этого отрывка. Послушайте и постарайтесь ответить на вопрос: «Какие темы одновременно звучат и переплетаются в этом эпизоде? Почему?»
Итак, давайте окунёмся с вами в атмосферу этой волшебной ночи. А поможет нам прекрасная музыка – «Лунная соната» Л. Бетховена. Звуки этого произведения передают и плеск рейнской волны, и переливы лунного света, и какую-то печаль
Слайд – картинка лунной ночи, музыка, выразительное чтение.
- Вернёмся к нашему вопросу – какие же 3 темы очень мощно звучат в данном эпизоде?
Музыка, природа и любовь, пока ещё не названная.
- Каким чувством эта лунная ночь наполняет душу героя?
- Счастье.
- Это не случайно. Ведь именно искусство природа и любовь и есть составляющие красоты и счастья, по мнению И.С. Тургенева.
Слайд: Искусство – природа – любовь.
- Но уже в этой прекрасной картине есть элемент тревоги. Кто заметил тревожный мотив?
Река – символ жизни, лунная дорожка – судьба. Когда Ася кричит, что герой разбил лунный столб, то можно сказать, что мы слышим голос судьбы. Но услышал ли его герой? Понял ли?
- Взаимоотношения героев складываются не просто. Ася оказалась девушкой необычной. В чём же странности её характера?
Она постоянно меняется: то безудержно весёлая, то грустная, то отчаянная и озорная, то чопорная барышня
- В чём причина этой странности?
История Аси, рассказанная Гагиным.
- У образа есть несколько прототипов, женщин, очень близких Тургеневу. Одна – незаконная дочь писателя и крепостной его матери. Впоследствии И.С. отдал свою дочь на воспитание П. Виардо. Второй прототип – сестра Тургенева, В.П. Житова, незаконная дочь его матери и Берса. Семейного врача. Вторая женщина нам особенно интересна, так как её жизнь тесно связана с историей нашего города.
Краткое сообщение о Житовой. Слайд – фото.
Варвара Николаевна Житова.
В 1830 году в доме Тургеневых в связи с болезнью главы семьи Сергея Николаевича (отца Ивана Сергеевича) появился новый человек – домашний врач Андрей Евстафьевич Берс.
Отношения между родителями писателя были далеки от совершенства. Варвара Петровна (мать Ивана Сергеевича) увлеклась молодым врачом. Начался роман. И в результате на свет появилась маленькая Варенька. Поскольку она была незаконным ребёнком, ей дали фамилию не родного, а крёстного отца соседского помещика Николая Богдановича. Варвара числилась в доме родной матери как воспитанница. Иван Сергеевич был очень дружен со своей младшей сестрой. Впоследствии Варвара Николаевна вспоминала: «С Иваном Сергеевичем мы были в величайшей дружбе. Он очень любил меня, играл со мною, бегал по огромной зале, носил меня на руках и сам был ещё так юн, что не прочь был не ради одной моей забавы, но и для собственного своего удовольствия бегать и смеяться».
Родной отец Вареньки впоследствии женился и в браке имел дочь Софью, которая потом станет женой Л.Н. Толстого. Таким образом, по матери Варвара Николаевна была сестрой Тургенева. А по отцу – сестрой С.А. Берс, жены Л. Толстого.
В 17 лет Варвара Николаевна вышла замуж за егорьевского помещика Д.П. Житова и поселилась в Егорьевске. Жили они очень скромно. Варвара Николаевна зарабатывала на жизнь частными уроками, в последние годы преподавала в женской гимназии, считалась одной из самых образованных женщин нашего города.
Живя в Егорьевске, В.Н. вела переписку с И.С. Тургеневым. Вот отрывок из письма Тургенева, пришедшего в Егорьевск в 1882 году из Парижа за год до смерти писателя: «Милая Варвара Николаевна, я в долгу перед Вами за два письма (в одном Вы поздравляете меня с днём моего рождения) Мне было бы больно, если бы вы приписали моё молчание недостатку дружеских чувств и воспоминанийВерьте, я искренне к Вам привязан и благодарен Вам за память обо мне».
После смерти И.С. Тургенева Варвара Николаевна написала «Воспоминания о семье И.С. Тургенева», которые были напечатаны в 1884 году в журнале «Вестник Европы»
- А какова вторая причина странностей героини?
Чувство, которое пугает Асю своей новизной
- В душе господина Н. происходит очень сложный процесс. Он испытывает целую гамму самых противоречивых переживаний. Чтобы понять это, выполним небольшую практическую работу.
Практическая работа. Карточки с отрывком из повести. Подчеркнуть в тексте слова со значением чувства.
Карточка.
Подчеркните слова со значением «чувства».
1.Её движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на неё, хотя я невольно любовался её лёгкостью и ловкостью. На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала Мне стало досаднее.
2. Помнится, я шёл домой, ни о чём не размышляя. Но с странной тяжестью на сердце
Я пришёл домой совсем в другом настроении духа, чем накануне. Я чувствовал себя почти рассерженным и долго не мог успокоиться. Непонятная мне самому досада меня разбирала.
Я улыбался, потирал руки, удивлялся случаю, внезапно подтвердившему мои догадки, а между тем на сердце у меня было очень горько.
Увидев знакомый виноградник и белый домик на верху горы, я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце, точно мне мёду туда налили. Мне стало очень легко после гагинского рассказа.

-Что привлекло господина Н. в Асе?
В мире искусственных чувств и страстей он впервые столкнулся с чем-то настоящим.
- Первое свидание. Как раскрываются герои, как ведут себя, о чём говорят, что чувствуют?
Заполнение 1 колонки таблицы (см. ниже). Слайд.
- Кто первый делает шаг навстречу? Как вы оцените поступок Аси?
- Почему господин Н. рассказал Гагину о записке Аси? Прав ли он?
Предательство, чужая тайна.
- Проанализируем эпизод 2-го свидания. Тургенев – тайный психолог. Какие детали помогают представить внутреннее состояние героя?
- Как ведёт себя Н.? Ваша оценка.
Заполнение 2 колонки таблицы.

Первое свидание
Второе свидание

Цвет и свет
Светлые глаза, синева неба, воздух был насыщен блеском
Довольно темно

Интонация речи героев
Ласка в голосе, засмеялась тихим смехом
Испуганный шёпот, прерывистые звуки, резкие слова

Место свидания
В винограднике у подножия горы
Небольшая комната

Музыка
Вальс
-------------------------

Ключевой образ
Летящая птица, крылья
Испуганная птичка, рука, как мёртвая


-Анализ таблицы. В первом случае есть все составляющие красоты и счастья: природа, искусство, любовь; во втором – нет. Герой упустил свою птицу счастья.
- Когда же просыпается настоящая любовь в душе господина Н.? (гл. 18)
- Была ли у героя возможность вернуть счастье? Обращение к эпиграфу к уроку.
- «Я нашёл, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей» Прав ли герой? Как сложилась его жизнь?
- В заключение нашего сегодняшнего урока прозвучит известный романс «Утро туманное» на стихотворение И.С. Тургенева «В дороге». Оно написано в 1843 году, когда И.С. был ещё очень молодым человеком, но между этим романсом и повестью «Ася» есть много общего. Попробуйте определить, какие мысли, чувства и настроения роднят романс с повестью. Кто из героев повети испытывает те же чувства, что и лирический герой стихотворения «В дороге»?

- Возвращение к главным вопросам урока, озвученным в начале беседы. Слайд
- Вывод о недостижимости людьми счастья, потому что они часто, особенно в молодости, не ценят того, что получают. А счастье и настоящая любовь – это великий дар, который даётся человеку один раз в жизни. Если человек не сумеет этого понять, он обречён на одиночество.

Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос. Как драму рассказчика помогают понять слова И.С. Тургенева: «Молодость ест пряники золочёные, да и думает, что этот есть хлеб насущный. А придёт время – и хлебца напросишься»?