Роль глаголов в создании образа «тургеневской девушки» (по повести И.С Тургенева «Ася»)
Роль глаголов в создании образа «тургеневской девушки» (по повести И.С Тургенева «Ася»)
Образы героинь Тургенева ,при всём
неповторимом своеобразии каждой
для России единый образ
«Тургеневской девушки»
Г.А БялыйВ конце 80-х годов И.СТургенев много путешествовал по Европе: был в Зинциге, Баден-Бадене, Париже, Булоне, Куртавнеле, Лионе, Марселе, Ницце, Генуе, Риме.
Знакомая Тургенева Н.А Островская передаёт рассказ Тургенева о «зинцигском» впечатлении, которое явилось толчком к началу работы над «Асей»: «Проездом остановился в маленьком городке на Рейне. Вечером, от нечего делать, вздумал я поехать кататься на лодке. Вечер был прелестный. Ни о чём не думая, лежал я в лодке, дышал тёплым воздухом, смотрел кругом. Проезжаем мы мимо небольшой развалины; рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое-то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она и зачем она в этом домике, какие её отношения к старухе, - и так тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа».
В черновом автографе И.С. Тургенев оставил точную запись относительно работы над повестью: «Ася. Рассказ. Начат в Зинциге на берегу Рейна 30 июня 1857 года в воскресенье, кончен в Риме 15 ноября того же года в пятницу».
Центральный персонаж, давший название всей повести, - Ася. Её образ один из интереснейших и лучших в галерее тургеневских девушек.
Цель нашего литературного исследования – определить роль глаголов в создании образа «тургеневской девушки»
Ася впервые появляется во второй главе повести, она ещё не вступает в разговоры, но много смеётся, она дичится незнакомого человека. Читатель замечает её необыкновенную живость, подвижность. Ася много двигается: мелькнула, побежала, поместилась, отправилась, пустилась, бросила. Мы отметили её бьющую ключом жизненную энергию. В четвёртой главе состояние героини меняется: сидит неподвижно, затихла, то вдруг резко засмеялась, вскликнула, захохотала, задумалась, запела. Таким поведением она старается привлечь внимание героя повести. В пятой главе мы больше узнали о занятиях Аси, она шила, читала книгу, слушала, подсела к герою, не позволяла себе прежних шалостей, но она не походила на барышню. Для героя она была полузагадочным существом. Во второй части повести в главе 8 мы увидели, как изменилась Ася. Она опять очень активно шалит, чудит, притворяется, прячется, при этом очень дорожит мнением главного героя. Она постоянно на него взглядывает, соглашается, краснеет, смущается. Герой замечает, что Ася очень мила и проста. Но когда мы увидели, что Ася принарядилась, что она постоянно краснеет, с трудом выговаривает слова, что она хочет казаться спокойной, смотрит герою в глаза, мы делаем вывод, что Ася влюблена. Любовь для Аси становится испытанием, ей нездоровится, брат замечает её влюблённость и очень боится за Асю, потому что знает: она не умеет лгать, Гагин боится, что она себя погубит.
В проявлении своих чувств Ася оказалась очень решительным человеком. Своей решительностью она пугает главного героя во время свидания. Также его пугает то, что Ася не скрывает своих эмоций. В главе 16 она: дрожала, сжималась, упала, плохо понимала, зарыдала, упала на колени, вскочила, исчезла. В итоге герой не смог оценить Асиных чувств, испугался и потерял её навсегда.
В повести «Ася» мы насчитали 236 глаголов, которые называют действия и поступки Аси. 192 из них - это глаголы движения. 44 это глаголы, передающие эмоции.
Характер героини поэтичен. И он окрашивает лиризмом всю повесть, лиризмом, который был высоко оценён ещё современниками писателя. Сразу после прочтения «Аси» Некрасов писал о ней Тургеневу: «…она прелесть как хороша. От неё веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте. Даже Чернышевский в искреннем восторге от этой повести». Тургенев отвечал: «Я очень рад, что «Ася» тебе понравилась; желаю, чтобы и публике она пришлась по вкусу, хотя время теперь, кажется, вовсе не туда глядит».
Ася – это типичная тургеневская девушка. Она наделена такими чертами, как энергичность, нежность, простота , деятельность, искренность, устремленность в будущее, решительность. Судьба героини трагична. Ася мечтает пойти «куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг», она стремится «прожить недаром, след за собой оставить…». Но её мечты остаются неосуществлёнными. Чиста, светла и прекрасна первая любовь Аси, неудержимо её стремленье к счастью, к свободе. Но мечты разрушаются в столкновении с эгоизмом и безволием слабого человека, которого она приняла за героя, в столкновении с «обычным порядком» окружающей ее жизни.
Мы предложили участникам нашей школы ответить на вопрос, какими чертами характера, по их мнению, должна обладать типичная «тургеневская девушка»? Большинство справилось с заданием, указав правильно черты характера: нежность, искренность, простота, гордость, решительность. Интересно, что почти все девушки хотят быть похожими на Асю. А большинство юношей нашей школы хотят, чтобы их девушка была похожа на Асю.