Конспект урока по литературе на тему Мир детства в рассказе И.С. Тургенева Бежин луг (6 класс)



Открытый урок по русской литературе в 6 классе ( по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг». ФГОС.)
Урок подготовил и провел
учитель русского языка и литературы
Лисюткина М.В.
Тема. Мир детства в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Цели. 1. Содержательная. Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, умения сравнивать и обобщать; развивать навыки составления характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста.
2. Деятельностная. Проанализировать портретные характеристики мальчиков. Показать, как автор относится к своим героям. Выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют детей; развивать у учащихся внимание, память, мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Планируемые результаты: сформировать умения извлекать из текста необходимую информацию , выразительно читать, пересказывать, анализировать текст, работать в группах и индивидуально.
Учащиеся отрабатывают умения и навыки самооценивания в групповой, парной и индивидуальной работе. Самостоятельно и в группе оценивают свою работу по критериям, выделенным предварительно на уроке , определяют оценку всей работы.
УУД на уроке.
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.
Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. Уметь работать в группе.
Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими учащимися и достигать в нём взаимопонимания.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование. Проектор, доска.
Презентация к уроку, видеоматериалы, рисунки учащихся, раздаточный материал для работы в группах, иллюстрации русских художников.
Ход урока.
Орг момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас необычный урок, на котором присутствуют гости. Мне хочется, чтобы на уроке вы были учениками-мыслителями, учениками-творцами, учениками-соавторами и немножко актерами. Я уверена, что у нас все получится. Начнем наш урок, как обычно, с поэтической минутки .
Музыка.
Вступление в урок.
Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.
(Учитель с несколькими учащимися разыгрывает стихотворение И.З.Сурикова на фоне слайдов).
Учитель: Летний вечер.
СЛАЙД (Летний вечер)
Ученик 1: За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба (__________________________)
Зорька заалела;
Но и та потухла. Слайд (Ночь)
Ученик 2: Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву, (_________________________)
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
Слайд (Кони+дети)
Ученик 3: По траве высокой кони
Ученик 3:По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку, (____________________________)
Разговор заводят…
Слайд (Кучка детей)
У: И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Слайд (Ведьма)
1: Вот с метлой несётся ведьма (_______________________)
На ночные пляски;
Слайд (Леший)
2: Вот над лесом мчится леший (_____________________)
С головой косматой,
Слайд (Змей)
3: А по небу, сыпля искры, (_______________________)
Змей летит крылатый;
Слайд (Тени)
Хором: И какие – то все в белом
Тени в поле ходят… (_______________________)
Слайд(Огонь)
Учитель: Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко.
Работа в постоянных группах.
Обсудите с партнером по плечу.
Ответьте:
-Ребята, это стихотворение написал И.З.Суриков. Какое произведение оно вам напомнило? Кто его автор?
Ответы. (Рассказ Тургенева «Бежин луг»)
-Какую вы находите между ними связь?
Ответы. (И в стихотворении И.З.Сурикова и в рассказе И.С.Тургенева говорится о детях, которые вышли в ночное.)
-Верно.
- Что значит, «выйти в ночное»? (пасти лошадей ночью)
- Почему ходить в ночное было большим праздником для крестьянских ребятишек?
(Для многих крестьянских ребятишек игры заканчивались очень рано, и они начинали трудиться наравне со взрослыми, потому что большие семьи нуждались в помощи даже маленьких, но уже рабочих рук. На протяжении всего дня ребята помогали в работе родителям. Не было времени на разговоры, праздные прогулки. Поэтому выход в ночное, где есть возможность покататься на лошади, прилечь отдохнуть и просто пообщаться со сверстниками – это праздник для крестьянских детей .
Вот одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века.
4. Актуализация знаний. Географическая справка.
Проверка домашнего задания. (Ребята, ваше домашнее задание состояло из нескольких ?? Один из них - найти версии о том, существовал ли на самом деле луг, описанный И.С.Тургеневым или нет? Если да, где находился этот луг и почему он называется Бежин?)
Справка о Бежином луге. (___________________)
Индивидуальное задание. Отвечает по карте Тульской области.
Слайд(Бежин луг)
- Где находится Бежин луг?
Место, которое описывает писатель, действительно существовало, оно есть и сейчас. Этот Бежин луг находится на небольшой речке Снежеди в Тульской области. Он входил в число земель, принадлежавших отцу писателя, и был знаком Тургеневу с детства.
- Почему луг носит такое имя?
Возможно, луг получил название по фамилии помещиков Бежиных, которыев 18 веке проживали неподалёку…
Есть и такое предположение: Бежиным луг назвали потому, что на нём собирались табором люди, бежавшие от притеснений царских властей на юг, на вольный Дон.
- А на ваш взгляд, какое предположение более достоверно?
Оцените ответы учащихся.БОНУСЫ.
5.Постановка учебной задачи.
Обсудите в группах вопрос:
-Кому посвящен рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»?
(Крестьянским детям старой крепостнической деревни 19 века)
Обратимся к эпиграфу урока. (На доске)
ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
Антуан де Сент-Экзюпери
Создание ассоциативного ряда.
-Как вы понимаете эти слова? Давайте назовем ассоциации, которые возникают в вашем сознании, когда вы слышите слово «детство».
Ответы учеников.
Сформулируйте тему урока. «Мир детства в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Цель урока: показать мир детства, представленный в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» через анализ портретов, характеров мальчиков, их рассказов, отношения автора к своим героям.
– сравнить детство детей 19в. и 21в.
6. Открытие нового знания. Частичная проверка знания текста.

- Как рассказчик относится к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи?
- Как мы об этом узнаём?
( Своё отношение к мальчикам автор передаёт с помощью описания детей)
Вспомним значение литературного понятия «портрет».
(портрет – это изображение внешности героя в произведении: его лица, фигуры, одежды…)
Обращаю внимание на портреты мальчиков (на доске!)
-Что мы можем определить по портрету?
1.Возраст мальчика.
2. Внешний вид.
3. Выражение лица
4. Одежда.
Каждая группа получила входной билет на урок - портретную характеристику героев.
На доске прикреплены портреты мальчиков, их имена, но они не соответствуют портретам. Узнайте своего героя. Найдите соответствия.
Учащиеся на местах оценивают ответы.
Согласны, что правильно определили героя?
Ответ.
- Обсудите в парах, почему нет портретной характеристики Вани?
( Автор очень скупо отозвался о нём - он тихий).
- А теперь скажите, что нам даёт описание внешности, о чём мы можем судить?
( о том, какой достаток в семье мальчиков, об их характерах)
Доказывают. Работа по тексту по группам.
Федя из богатой семьи. Стр. 171-172 учебник.
Павлуша: одежда состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов, что говорило о его семье, как о бедной. Стр. 172 учебник.
Таким же бедным показан мальчик Костя. СТР. 173 учебник.
Что общего у этих детей?
( Мальчики очень дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать. Они – деревенские дети, многие из них бедны, учиться они не могут, потому что они – дети крепостных крестьян и для них не существует школ).
Вот одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века.
-Я предлагаю немного отдохнуть.
7.Физкультминутка. (Игра в снежки)
(Посмотрите, пожалуйста, за окошко. Какая красота ! А во что вы любите играть больше всего зимой? Конечно же, в снежки! И я вам предлагаю сейчас поиграть со мной в снежки. Я буду бросать снежок, а вы в ответ должны подобрать эпитет к слову ЗИМА.) (ПОХВАЛИТЬ)
А теперь закройте глаза и представьте, что сейчас лето! Перед вами Бежин луг и знакомые уже вам деревенские мальчики.
- 5 мальчишек, 5 разных героев. Описывая каждого из них, автор выделяет лицо, фигуру, одежду. В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.
- В чём состоит отличие этих мальчиков?
( у них разные характеры)
Составление кластеров: «Черты характера»
Работа в группе с табличками.
Павлуша - смелый, уверенный, умный.
Костя - задумчивый, печальный.
Федя – гордый, любопытный.
Илюша – смирный, спокойный, пугливый, заботливый.
Ваня -тихий.
-Ребята, разве автор в тексте где-то прямо называет черты характера героев ? Нет, мы их можем увидеть в описании внешнего вида, проследить в поступках, в рассказах .
Оценивание работы каждой группы и в каждой группе
7. Сопоставление портретов и рассказов мальчиков.
- Итак, мальчики сидят у костра и рассказывают разные истории.
Слайд
Как можно назвать истории, которые рассказывают мальчики?
И.С.Тургенев назвал сначала их « россказнями», затем «преданиями», потом «поверьями».
Объясните и запомните значение каждого слова. ( по слайду)
(Россказни – измышления, выдумки.
Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях , о событиях прошлых лет.
Поверье – суеверное предание, убеждение, основанное на таком предании или приметах).
Современные ученые называют их БЫЛИЧКАМИ.
Былички – народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными силами.
- Какое из этих понятий точнее передаёт особенности рассказов мальчиков? (Былички)
- Как вы думаете, эти рассказы интересны охотнику?
( Да. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами).
Работа по тексту.
– Давайте рассмотрим два рассказа более детально. Итак, перед нами 2 рассказа об одном и том же таинственном Тришке.
Рассказы о таинственном Тришке.
Павлуша Илюша
«Барин-то наш, хоша и толковал нам напредки, что, дескать, будет вам предвиденье, а как зетемнело, сам, говорят, так перетрусился, что на-поди. А на дворовой избе баба-стряпуха, так та, как только затемнело, слышь, взяла да ухватом все горшки перебила в печи: «Кому теперь есть, говорит, наступило светопрестановление». Так шти и потекли. А унас на деревне такие, брат, слухи ходили, что, мол, белые волки по земле побегут, людей есть будут, хищная птица полетит, а то и самого Тришку увидят». «А ты не знаешь? – с жаром подхватил Ильюша. – Ну, брат, откентелева ты, что Тришки не знаешь? Сидни у вас в деревне сидят, вот уж точно сидни! Тришка – эфто будет такой человек удивительный, который придет; а придет он, когда наступят последние времена. И будет он такой удивительный человек, что его и взять нельзя будет, и ничего ему сделать нельзя будет. Такой уж будет удивительный человек. Захотят его, например, взять хрестьяне, выйдут на него с, дубьем, оцепят его, но а он им глаза отведет – так отведет им глаза, что они сами друг друга побьют. В острог его посадят, например, - он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали. Цепи на него наденут, а он в ладоши затрепещется – они с него так и попадают. Ну, и будет ходить этот Тришка по селам да по городам; и будет этот Тришка, лукавый человек, соблазнять народ хрестиянский…-ну, а сделать ему нельзя будет ничего… Уж такой он будет удивительный, лукавый человек».
– Сравните фрагменты.
(Вопросы для сравнения фрагментов.
Что вы можете сказать об объеме высказывания?
А что о знаках препинания в каждом рассказе?
Как относится Павлуша к своему рассказу?
А как Ильюша?
(Отличия:
1) Объем высказывания: Павлуша кратко (лаконично) излагает свою речь, без повторов, которые у Ильюши идут не от неумения построить текст, а, скорее, от желания утвердить слушателей. Применяет ораторский прием.
2)Знаки препинания:
У Павлуши нет ни одного вопросительного предложения, ни одного восклицания, ни одного многоточия.
Но все это есть в речи у Илюши: знаки, которые передают эмоциональный накал речи, налицо, вплоть до многоточий – они предполагают, что в это время речь, очевидно, прерывалась многозначительной паузой.
3) Павлуше смешон собственный страх, который уже давно остался в прошлом.
Илюша же в современном восторге от возможности испугать своих слушателей, да и сам не против того, чтобы еще раз пережить страшное воспоминание.
-- Может ли рассказ, речь помочь раскрыть образ героя? Что же вы узнали?
Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять, увидеть героев.
Тургенев очень точно, детально передаёт речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной.
- Итак, есть ли связь между портретами мальчиков и их рассказами?
(Да).
(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий).
Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.
- А вам, современным детям, интересны истории, рассказанные крестьянскими детьми 19 века?
-Вы суеверны? Вы можете объяснить природные явления?
-Как можно назвать ваши истории? (Страшилки)
-Где обычно вы их рассказываете? (В лагере)
8. Самостоятельная работа в группах. Творческое задание.
-Каким вы представили себе мир детства крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили?
(Ответить на этот ? вам помогут репродукции русских художников, показывающие жизнь крестьянских детей)
Видео.
- Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения. Ведь недаром Тургенев о себе и своих героях сказал так: « Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной.»
-Итак, детство предстает в рассказе разным.
(С одной стороны, самостоятельные с пеленок, впитавшие все русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум.
С другой стороны, тяжелый труд, частые болезни, недоедание, отсутствие возможности учиться.)
-Можно ли позавидовать крестьянским детям 19 века?
Ответы. (И да, и нет).
-А они вам могли ли позавидовать?
(Предлагаю посмотреть видеофрагмент) Видео.
Ответы.
(И да, и нет)
А давайте попробуем составить синквейн к слову «Детство».
1гр.- «Детство крестьянских детей»
2гр.-«Детство современных детей»
Помните схему?
1. Существительное
2. 2 прилагательных
3.3 глагола
4. Фраза из 4 слов
5. Синоним
(мой пример)
Детство.
Трудное, радостное.
Наступает, радует, огорчает.
Хочется видеть счастливое детство.
Тревога.
10.Итоги урока. Рефлексия.
- Урок закончен.
-Что вам понравилось на уроке?
- Что показалось трудным?
- Что мы пытались сделать на уроке?
Домашнее задание(письменный ответ на вопрос)
Кого из мальчиков ты взял бы себе в друзья? Почему?
Или
Сочинить быличку!
Комментирование оценок.
Перед вами карточки. Выставите оценки друг другу. Будьте честны и принципиальны. Вспомните работу ваших одноклассников на протяжении всего урока, не забудьте индивидуальную подготовку дома.
Впечатления от урока.
Пожелание учителю.
Слово учителя:
И. С. Тургенев. Тот мастер слова, к творчеству которого так хочется прикасаться. А на сегодня мы закрываем книгу великого мастера.
Закрыта книга…Белые страницы,Сомкнувшись накрепко, не шелестят,Но мысли, как встревоженные птицы,Куда-то вдаль без устали летят.
Свое волнение в душе не скрою,Вновь образы из памяти зову,И светлый мир тургеневских героевВстает передо мною наяву.
И я страницу открываю снова,Вновь вчитываюсь в строчки, не спеша.И в светлый мир тургеневского словаПогружена опять моя душа…
Спасибо !