Тема: И.С.Тургенев «Вешние воды» «Любовь земная и небесная»

Урок русской литературы в 9 классе.
Разработала- учитель русского языка и литературы КГУ «Экономическая школа- лицей п.Жезкент» Бородулихинского района Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан Оспанова Гульшат Кудайбергеновна

Тема: «Любовь земная и небесная в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»
Цели: 1. раскрыть идейно-художественное содержание повести;
2. развивать навыки критического мышления через чтение и анализ художественного текста; формировать способности определять литературоведческие понятия;
3. воспитывать уважительное отношение к мнению оппонента; нежного трогательного отношения к чувству любви.
Тип урока: урок-анализ художественного текста.
Оборудование урока: Иллюстрации к повести; схема-таблица для сравнения женских образов; эпиграф к уроку «Любить – это желание жить!» (М.Горький); раздаточный материал, таблички для «экспертов», «психолога-аналитика», «биолога», «идеалистов» и «материалистов».
Используемые технологии: элементы технологии критического мышления через чтение и письмо, ТРИЗ.
Ход урока:
Ещё раз про любовь! – под таким девизом пройдет наш сегодняшний урок. Ещё раз мы коснемся этой волнующей всех темы. Чувство это прекрасно и вечно О нем слагались стихи, оно было неоднократно воспето в произведениях разного жанра литературы.
Вопрос. Какие произведения, посвященные этой теме, вы можете привести в качестве примера?
- Как вы уже заметили, это светлое, жизнеутверждающее чувство не оставило равнодушным ни одного представителя русской, казахской, восточной, западноевропейской литературы. И тем не менее О любви сказано и написано много и мало. Мало, потому что тема эта безгранична, как наша Вселенная, и вечна, как желание проникнуть в тайники человеческой души. К нашему сегодняшнему диалогу, я прошу присоединиться экспертов, чье мнение, я надеюсь, будет авторитетным для вас; биографа и психолога-аналитика. Это ваши сверстницы-ученицы 9 класса – (Ф.И.О. учащихся). Ну и, безусловно, основные участники диалога – ваш покорный слуга – (Ф.И.О. учителя) и группы, условно обозначенные «материалисты», «идеалисты». Обратимся к семантике данных понятий: материализм, идеализм. Как же я увязала эти философские понятия с темой сегодняшнего урока «Любовь земная и любовь небесная в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»? Без особого труда можно догадаться: идеалисты – сторонники любви небесной, а материалисты будут ратовать за любовь земную.
Литературная разминка.
Автор «Вешних вод» - И.С.Тургенев. С какими произведениями писателя вы уже знакомы? («Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Му-му», «Ася», «Рудин», «Записки охотника», «Бежин луг» и др.)
Как вы понимаете название произведения? (Вешние - значит весенние)
Вспомните эпиграф к тургеневскому произведению. Выполняет ли он свое прямое назначение?
Определите жанр произведения. (повесть)
Назовите тип автора данной повести. (автор-повествователь)
Кто составляет систему образов данного произведения? Есть ли сквозные образы-предметы, которые проходят через всю повесть? (крестик, роза)
Какой прием художественного времени использует И.С.Тургенев? (ретроспекция)
Автобиографична ли повесть? (слово - биографу).
Назовите художественный прием, лежащий в основе повествования. (антитеза) Что противопоставлено в повести? (2 истории любви – 2 Love story)
Любовь главного героя к женщине двулика. Давайте возьмем на себя смелость и некоторую неделикатность и проследим за Дмитрием Саниным в период зарождения его трепетного чувства к Джемме и одурманивающей страсти к Марье Николаевне. (сцены свиданий, заранее подготовленные учащиеся представляют вниманию присутствующих 2 сцены свиданий: свидание Санина с Джеммой и с Марьей Николаевной).
Итак, две женщины в судьбе Дмитрия Санина существуют параллельно, поэтому и сравнивать их по предложенным критериям мы будем также параллельно.
На столах «материалистов» и «идеалистов» находится раздаточный материал, который я намеренно перемешала, чтобы как-то запутать вас в определении тех или иных моментов. Давая ответ на поставленные вопросы, вы прежде представьтесь экспертам, которые сегодня будут оценивать степень вашего участия в разговоре.
Психолог-аналитик имеет право вносить некоторые коррективы, уточнения в ваши ответы. Ключи ответов находятся на магнитной доске, так что вы незамедлительно узнаете о верности вашего решения. (Проводится работа по опорной схеме-таблице).
Перед нами предстали два женских образа. Обе не лишены привлекательности, романтичности, в чем-то схожи и в чем-то разнящиеся
Вопрос. Как могло получиться, что герой приблизительно в одно и тоже время полюбил их обеих. Да и любовь ли это?!
Наша задача не осуждать, не обличать Дмитрия Санина, а попытаться понять его. Давайте в общих чертах обрисуем характер взаимоотношений Дмитрия Санина и Джеммы, Дмитрия Санина и Марьи Николаевны. Вспомните ее отношение к мужу. Попробуйте выстроить ассоциативный ряд, связанный с чувством Джеммы и Марьи Николаевны.
Джемма
Марья Николаевна

богиня
колдовство

мадонна
змея

душа
присуха

жизнь
пари

все
посягательство на свободу


любовь-авантюра


Вопрос. Чем же несимпатична для вас Марья Николаевна?
Тем не менее, какая-то неудержимая сила влекла Дмитрия Санина к этой женщине.
Вопрос. Какие точки пересечения вы обнаружили в жизнеописании Дмитрия Санина и Марьи Николаевны? Что общего у них? (возраст, социальное положение, национальность).
Вопрос. В основе произведения лежат две истории любви. Описанию какой из них Тургенев уделил больше внимания? Случайна ли подобная диспропорция?
Вопрос. Как решается на страницах повести вопрос о фатализме (предопределении судьбы)? Как сложились в дальнейшем судьбы героинь повести? Закономерен ли такой исход? Оправдан ли подобный итог жизни героинь?
Вопрос. За что благодарна Джемма Санину?
Вопрос. Чем заканчивается повесть?
Тургенев не ставит «точку» в этой истории. Неизвестно, как распорядится судьба. Вряд ли добропорядочная Джемма разорит свое семейное гнездо и бросится в объятья Санина
Важно другое, что у главного героя, спустя много лет, появилось непреодолимое желание жить, строить планы на будущее. Он воскрешен. (Вернемся к сквозным образам. Что символизируют эти 2 детали: роза и гранатовый крестик?).
Замечательно то, что любовь способна вдохнуть в нас жизнь. Как справедливо заметил М.Горький: «Любовь – это желание жить». Любовь – это созидательная, а не разрушающая сила.
Вопрос. Что вы понимаете под этим словом?
В качестве опережающего задания я просила вас вывести формулу любви. (читаю «валентинки» с определениями девятиклассников понятия «Любовь»).
Как метко заметил классик: «Любви все возрасты покорны». Вот и вы, встречая свою 15-ю весну, наверняка познали муки любви. Мои юные друзья, я хочу пожелать вам, чтобы состояние влюбленности не покидало вас ни на минуту, ибо в желании жить, творить, быть полезным заключается истинный смысл человеческого бытия.
Домашнее задание: Написать сочинение-эссе «Любовь спасет мир!»
Далее слово предоставляется экспертной комиссии, которая оценивает степень участия девятиклассников в обсуждении предложенной темы.