Выступление по географии на тему: ФГОС ООО преподование географии 5 класс
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ
ФГОС ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)»
Жизнь современного человека с каждым годом становится всё более интенсивной и насыщенной. Мы порой не замечаем, насколько стремительно осваиваем всё новые и новые технологии. С их помощью общество изменяет обыденную, устоявшуюся действительность. Новое поколение быстрыми шагами открывает и познаёт окружающий нас мир. А модернизация образования помогает раскрыть у каждого ребёнка способности к познанию.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС) ставит цель развития образовательного учреждения как субъекта раскрытия личности ученика. Воспитание гражданина современного общества и это наша главная задача. Главное умело совместить традиционную деятельность учителя и применение новых технологий обучения.
Из «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)»
«11.2. Общественно-научные предметы
Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
Предметные результаты изучения предметной области «Общественно-научные предметы» (История России. Всеобщая история. Обществознание. География) должны отражать:География:
1) формирование представлений о географиии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.» В системе основного общего образования предмет «География» занимает особую позицию, «охватывая многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания». Основная цель преподавания географии в контексте ФГОС заключается в формировании «комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, являющейся одной из основ практической повседневной жизни».
Школьный курс географии в соответствии с ФГОС предполагает внедрение многих новшеств. Одним из них является введение предмета с пятого класса. Изучая возрастные психологические особенности пятиклассников, учителю необходимо продумать и учитывать возможные варианты трудностей изучения предмета в этом возрасте. Важно не забывать, что умственная активность учащихся будет на высоком уровне, но развитие способностей возможно только в деятельности, вызывающей интерес и привлекательность. Современные учителя географии времени ФГОС выступают не только в роли проводника к знаниям, но и помогают детям стать более самостоятельными, находить нужные пути решения любых вопросов самим. Стандарт позволяет учителям использовать различные варианты новых нестандартных подходов в обучении, а школьникам применять знания для разработки и внедрения креативных идей и решений.
С введением ФГОС современный урок географии одновременно должен быть и традиционным и не традиционны. Учитель на уроке даёт основные умения и навыки и демонстрирует учащимся применение в повседневной жизни полученных ими знаний, тем самым повышая мотивацию к познанию окружающего мира. Сейчас стандарт предполагает личное участие каждого ученика. Мнения, суждения, высказывания учащихся на уроке являются неотъемлемой его частью. Они учатся слушать друг друга, уважать мнение каждого, работать все вместе и получать видимые результаты. Методы, которые может использовать при этом учитель, различны. Обсуждение в группах, участие в проекте, проблемная ситуация, выступления, спорные вопросы, экскурсии – всё зависит от предпочтений и выбора учителя. Нетрадиционные модели уроков невозможны без использования компьютерных технологий. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) должны помиочь учителю правильно сфокусировать творческую и исследовательскую деятельность учащихся. С помощью Интернет - сервисов учащиеся могут виртуально посетить любую точку мира, наблюдать глубины Земли, составлять маршруты путешествий, окунуться вглубь океанов, увидеть производственный процесс. Практические работы так же могут быть выполнены учащимися самостоятельно с помощью различных источников. Различные виды деятельности увлекают в процесс познания, ученики самостоятельно находят нужную им информацию, анализируют, обсуждают, делают выводы. Это отвечает главным принципам ФГОС, согласно которому «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».
С ФГОС меняется не только какая – то часть учебного процесса, а все его компоненты, в том числе и система оценивания. Если раньше учитель оценивал знания учащихся в ходе проведения опроса, контрольной работы, то в современном образовании процесс оценивания должен идти постоянно. Нормы и критерии оценивания результатов должны быть известны заранее и учителю и ученику. Они могут быть созданы совместно. Отметкой учитель может оценить лишь результат деятельности. Система оценки должна быть выстроена на включении в неё самих учащихся. Самооценка и взаимооценка – основная составляющая системы оценивания нового образовательного процесса. Существуют различные методы системы оценивания без отметки. Учителю необходимо лишь подобрать нужную схему для эффективной оценки.
Обучение географии с учётом требований ФГОС ООО направлено на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов. Учитель анализирует уровень результативности каждого занятия и процесса в целом.
География для учащихся пятого класса является новым предметом. А всё новое всегда интереснее изучать, познавать, открывать для себя неизведанное. ФГОС позволит учителю и учащимся постоянно извлекать что-то необычное и находить сокровенное.
География относится к ряду учебных предметов, которые в Федеральном государственном образовательном стандарте определены как обязательные для изучения в основной школе.
В новом стандарте и примерной программе основного общего образования основной целью образования подрастающего поколения провозглашено формирование основных видов деятельности ученика, четко прописаны требования к результатам обучения. Основная идея переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему».
Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить применять в деятельности.
В соответствии с требования ФГОС предметные результаты – конкретные элементы социального опыта, изучаемого в рамках учебного предмета «география». Личностные – система ценностных отношений к себе, другим, процессу обучения и его результатам. А метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.
Преподавание предмета в 2015 – 2016 учебном году ведётся в соответствии с нормативными и распорядительными документами.
В 2015-16 учебном году при внедрении ФГОС в основной школе вводится обучение географии в 5 классе. В рамках основного общего образования на изучение географии отводится 280 часов (5 кл. – 35 ч., 6 кл. – 35 ч., 7 кл. – 70 ч., 8 кл. – 70 ч., 9 кл. – 70 ч.).
Программа по географии для 5 класса разработана к учебно-методическим комплексам линии разных издательств. Программа соответствует требованиям ФГОС к структуре программ по учебным предметам основной образовательной программы общего образования.
Цель курса: обновление структуры и содержания курса «География» в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Новый курс «География» (5 класс) является пропедевтическим (вводный, подготовительный, излагаемый в сжатой и элементарной форме) курсом школьного географического образования, систематизирующим и обобщающим ранее изученный в начальной школе материал курса «Окружающий мир». Программа по географии 5 класса ставит задачу: продолжить формирование целостной картины мира, понимания школьниками сложных противоречий в системе взаимоотношений «человек-природа-общество», развитие готовности наблюдать, исследовать географические объекты природной, социокультурной среды, участвовать в качественном их улучшении.
Обязательное введение нового стандарта в основной школе началось с 01. 09. 2015 г., то есть ко времени, когда в 5 класс приходят первоклассники, которые начали обучение по ФГОС с 01.09.2011г, а в крымских школах с 01.09.2014г.
На основе нового стандарта и проверенного временем фундаментального ядра содержания школьного географического образования составлена Примерная программа по географии для основной школы.
Примерная программа, в свою очередь, берется за основу при составлении рабочих программ, содержание которых связано с особенностями структуры и содержания конкретных линий учебников географии (см. Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных)) к использованию в общеобразовательных учреждениях РФ в 2015/2016 гг.
ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу образовательной организации.
В связи с этим на новой основе требуется рассматривать преемственность в процессе реализации краеведческого подхода в обучении географии, пропедевческого курса окружающий мир, природных особенностей своего края и организации различных видов деятельности учащихся по применению результатов своих наблюдений и опытов на уроках географии.
Преподавание должно осуществляться по примерным программам по географии для общеобразовательных организаций в зависимости от издательства и авторских коллективов (линии учебников, по которым работает ОО).
В соответствии с линейным принципом построения содержания географического образования учебный материал постепенно усложняется по годам обучения, в нем исключены повторы, и он имеет относительную завершенность на каждом этапе образования.
В 5 классе широко рассматриваются темы: «На какой Земле мы живём», «Планета Земля», «План и карта», «Человек на Земле», «Литосфера – твёрдая оболочка Земли» эти темы в соответствии с требованиями, предъявляемыми фундаментальным ядром.
Методический аппарат снабжен разнообразными рубриками. Здесь, помимо вопросов и заданий после параграфа, есть рубрика «Шаг за шагом», «Учимся с «Полярной звездой», которые направляют на добычу знаний из различных источников. Это может быть текст, карта, схема и т.д. В конце раздела и темы имеется обобщающий вывод, который может помочь сориентироваться учащимся на ранней стадии изучения предмета. А так же в одном месте собраны основные понятия и термины раздела, что может оказать помощь в закреплении изученного материала учащемуся, а учителю расставить акценты в заданиях тематического контроля.
Цель и задачи курса «География. Планета Земля» 5 и 6 классы: формирование системы базовых географических понятий и представлений о целостности и неоднородности в пространстве и времени Земли как планеты людей.
Задачи: сформировать основные предметные понятия и представления о структуре, строении, динамике геосфер, их взаимодействии и влиянии на человека и хозяйственную деятельность, дифференциации и целостности природы Земли, путях ее сохранения;
формировать практические умения получения географической информации и систематизации полученных результатов: работы с приборами и инструментами, глобусом, планом и картой, проведения наблюдений, ориентирования на местности;
развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельного приобретения новых знаний;
продолжить воспитание любви к стране, региону, краю; нравственных основ, ориентированных на общечеловеческие ценности; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры.
Структура учебника отвечает сложившемуся представлению о начальных землеведческих курсах школьного географического образования: формирование системы картографических знаний и практических навыков; овладение обобщёнными приёмами наблюдений за объектами и явлениями; изучение многообразия компонентов географической оболочки; формирование представлений о географической науке и развитии географических знаний; формирование знаний о географических следствиях формы, размеров и движений Земли. На изучение географии в 5 и 6 классах отводится по 35 часов (т. е. по 1 часу в неделю).
Например, в курсе 5 класса в разделе I «На какой Земле мы живём» учебные задачи направлены на приобретение обучающимися представлений о роли географии в освоении человеком планеты, о результатах выдающихся путешествий и географических открытий; повышение уровня общей культуры обучающихся, расширение кругозора, развитие познавательного интереса; формирование уважительного отношения к историческому прошлому стран и народов, их культуре, языку, вере; усвоение общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью для человека географического пространства, нравственное воспитание на примерах подвигов во имя науки, верности долгу, любви к Родине.
Раздел II «Планета Земля»: формирование знаний о важнейших географических следствиях осевого и орбитального движения Земли, влиянии космоса на Землю; формирование практических умений определять поясное время для различных пунктов по карте часовых зон, решать практические задачи на определение времени; развитие наглядно-образного и абстрактного мышления на основе формирования разнообразных логических и общеучебных УУД; развитие познавательной самостоятельности.
В разделе III «План и карта» - это формирование системы топографо-картографических знаний, т.е. создание условий для изучения особенностей географических объектов и явлений, в том числе их положения в пространстве; формирование элементарных практических умений понимания (определение направлений, расстояний, координат) и чтения (извлечение качественной и количественной информации) планов и карт; развитие наглядно-образного и абстрактного мышления на основе формирования разнообразных логических и общеучебных УУД; развитие познавательной самостоятельности.
Раздел IV «Человек на Земле» изучает как и почему расселялись люди по Земле, как возникали земледелие и животноводство, как приспосабливались к новым условиям жизни, чем расы и народы отличаются друг от друга.
Раздел V «Литосфера – твёрдая оболочка Земли» предполагает расширение, углубление и конкретизация представлений о составе, строении, свойствах верхней каменной оболочки Земли, процессах и явлениях, связанных с земной корой и воздействующих на жизнь и деятельность человека; формирование новых понятий и ознакомление с новыми географическими объектами; развитие умений работы с географическими картами; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; развитие наглядно-образного и абстрактного мышления на основе формирования разнообразных логических и общеучебных УУД; развитие познавательного интереса и познавательной самостоятельности.
В разделе VI «Гидросфера – водная оболочка Земли» необходимо расширение, углубление и конкретизация представлений о составе, строении, свойствах водной оболочки Земли, процессах и явлениях, связанных с гидросферой и воздействующих на жизнь и деятельность человека; формирование новых понятий и ознакомление с новыми географическими объектами; развитие умений работы с географическими картами; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; развитие наглядно-образного и абстрактного мышления на основе формирования разнообразных логических и общеучебных УУД; развитие познавательного интереса и познавательной самостоятельности.
В разделе VII «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» задачи направлены на расширение, углубление и конкретизация представлений о составе, строении, свойствах воздушной оболочки Земли, процессах и явлениях, связанных с атмосферой и воздействующих на жизнь и деятельность человека; формирование новых понятий и ознакомление с новыми географическими процессами, явлениями и объектами; развитие умений работы с географическими картами; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; развитие наглядно-образного и абстрактного мышления на основе формирования разнообразных логических и общеучебных УУД; развитие познавательного интереса и познавательной самостоятельности.
В разделе VIII «Биосфера – живая оболочка Земли» системно изучается расширение, углубление и конкретизация представлений о составе, строении, свойствах биосферы, связанных с ней процессах и явлениях, о роли биосферы в жизни и деятельности человека; формирование новых понятий и ознакомление с новыми географическими объектами; развитие умений работы с географическими картами; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; развитие наглядно-образного и абстрактного мышления на основе формирования разнообразных логических и общеучебных УУД; развитие познавательного интереса и познавательной самостоятельности
В разделе IX «Географическая оболочка» сохраняется тот же алгоритм изучения: формирование представлений о составе, строении, свойствах географической оболочки, природных и природно-антропогенных комплексах, природных зонах и высотных поясах; формирование новых понятий и ознакомление с новыми географическими объектами; развитие умений работы с географическими картами; усвоение основных правил охраны конкретных природных комплексов, разумного использования даров природы; развитие наглядно-образного и абстрактного мышления на основе формирования разнообразных логических и общеучебных УУД; развитие познавательного интереса и познавательной самостоятельности
Предметная линия учебников по географии под ред. А.И. Алексеева 5-6 классы «Полярная звезда». Учебник – организатор учебной деятельности (организация учебной деятельности, система заданий через формат содержания). Всё необходимое – в учебнике (система практико- и личностно-ориентированных разноуровневых заданий, система помощи в самостоятельной работе, система деятельностных параграфов «Учимся с «Полярной звездой», система подготовки к аттестации «Лёгкий экзамен» и Мини-атлас).
Решаются учебные задачи: освоение систематических знаний, самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний, разрешение проблем, сотрудничество, коммуникация, самоорганизация и саморегуляция, рефлексия, ценностно-смысловые установки, ИКТ-компетентность. В учебнике есть практико- и личностно-ориентированные разноуровневые задания («Запомните», «Откройте атлас», «Это я знаю», «Это я могу», «Это мне интересно»), «Учимся с «Полярной звездой» - система деятельностных параграфов, повторение и подготовка – графический маршрут в помощь, тестовые задания в каждом параграфе, полезные советы и рекомендации.
Содержание и методический аппарат учебников разработаны в соответствии с Фундаментальным ядром содержания географического образования и направлены на достижение учащимися личностных (отражающих формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию), метапредметных (формируемых через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.