Технологическая карта урока Деловая игра по русскому языку Использование односоставных предложений в речи
Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: русский язык
Класс: 8
Тема: «Употребление односоставных предложений в речи»
Тип урока: Урок развития речи
Цели:
Образовательные
- знать особенности употребления в речи односоставных предложений;
- обобщить и систематизировать знания по теме «Односоставные предложения».
Развивающие
- учить анализировать, выделять главное;
- развивать умение узнавать односоставные предложения;
- способствовать развитию познавательного интереса учащихся;
- обогащать словарный запас, работать над выразительностью речи.
Воспитательные
- воспитывать творческие способности, критическое мышлений, культуру общения и коммуникативные навыки.
Задачи:
Образовательные
- обобщить и систематизировать знания о видах односоставных предложений, совершенствовать синтаксические умения обоснованно разграничивать односоставные предложения;
- отрабатывать навыки употребления односоставных предложений в речи;
- научить видеть художественные особенности односоставных предложений в поэтических текстах;
Развивающие:
- развивать связную речь, воображение, мышление, память;
- учить самостоятельно делать выводы, формулировать вопросы по изученной теме.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к старшим и близким, умение общаться в коллективе.
Приобретаемые навыки детей:
Когнитивные:
- формировать умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам;
Операциональные:
- развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать выводы;
- уметь анализировать роль односоставных предложений в художественном тексте, оценивать их выразительные возможности;
Аналитические:
- создавать связь содержания учебного занятия с личностным опытом обучающихся;
- развивать рефлекторные способности в оценке своей деятельности и полученных учебных действий и навыков;
- использовать односоставные предложения в собственной речи.
Нравственный эффект урока предполагает:
- формирование уважительного отношения к русскому языку;
- формирование уважительного отношения к старшим и близким;
- формирование чувства личностного долга.
Формы организации работы детей на уроке: фронтальная, групповая с элементами тренинга.
Формы организации работы учителя:
- сопровождение электронной презентации;
- привлечение обучающихся к работе с лирическим текстом;
- осуществление контроля знаний обучающихся.
Технологические особенности
- Технические особенности: учебный кабинет, оборудованный мультимедийным комплексом;
- Используемое оборудование:
- мультимедийный проектор
- компьютер
- экран
- электронная презентация по теме
- раздаточный материал для обучающихся.
Форма урока: урок-игра
Планируемые результаты:
Личностные МетапредметныеПредметные
- устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,
- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- владение всеми видами речевой деятельности (аудирование, чтение – адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения; говорение и письмо - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста
- владение видами чтения текста (просмотровым, ознакомительным);
- владение приемами отбора и систематизации материала на тему «Односоставные предложения»
- умение ориентироваться в своей системе знаний. - знать виды односоставных предложений;
- понимать роль односоставных предложений в речи;
- уметь отличать односоставные предложения от двусоставных; определять их вид; обобщать и систематизировать изученный материал; редактировать текст; строить монологическое высказывание на лингвистическую тему в научном стиле.
Структура и ход урока:
Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
I. Организационный момент Подготовить обучающихся к работе, мобилизовать внимание школьников Добрый день, ребята! Я приглашаю вас в круг. Давайте посмотрим друг на друга и широко улыбнемся. Начнем работу с хорошим настроением! Сегодня вы будете соревноваться в знаниях. Предлагаю разделиться на две команды. Обучающиеся становятся в круг. По просьбе учителя делятся на две команды Устанавливают связь с изученным материалом.
Строят понятные для собеседников высказывания
Настраиваются к диалогу, к совместным размышлениям
II. Целеполагание Формировать у обучающихся понимания необходимости знаний по теме. Формулировать тему урока Сегодня мы повторим знания темы «Предложения». Но какие предложения? У этих предложений есть изюминка, отличающая их от множества других.
А начну я с притчи: Однажды два римлянина, поспорили о том, кто из них скажет самую короткую речь или предложение. Один сказал: «Еду в деревню», второй ответил: «Езжай».
Ребята, подумайте, в чем изюминка этих предложений?
Тема нашего урока «Употребление односоставных предложений в речи». Сегодня за работу на уроке вы будете получать бонусы в виде «Солнышек». За индивидуальные ответы вы будете получать «Солнышко» желтого цвета, а за командные - красного цвета. В конце мы подсчитаем бонусы и подведем итоги игры. А теперь давайте с вами вспомним некоторые факты, которые помогут вам в ходе нашей игры.
Высказывают мнение.
Формулируют тему урока Устанавливают связи темы и задач урока
Устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
III. Актуализация знаний Выявить уровень владения знаниями об односоставных предложениях Я предлагаю первое задание для групп. В течение 2-х минут вы должны придумать и представить название своей команды, используя только односоставные предложения.
Блиц-опрос:
1.Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
2. На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?
3. Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым.
4. Какие предложения называются определенно-личными?
5. Какие предложения называются неопределенно-личными?
6. Какие предложения называются обобщенно-личными?
7. Какие предложения называются безличными?
8. Какие предложения называются назывными?
Проверка домашнего задания.
Вашей домашней работой было выполнение творческого задания: «найти и выписать названия произведений художественной литературы, а также их авторов, в которых используются односоставные предложения». Сейчас я предлагаю вам поочередно называть произведения. Повторяться нельзя. За каждый ответ вы получаете «солнышко». Начнет команда 1.
Отвечают на вопросы.
Контролируют правильность ответов своих товарищей, дополняют ответы Строят устное высказывание по заданному вопросу;
Формулируют собственную позицию;
Оценивают свою работу
IV.Этап выявления места и причины затруднения Формировать умение определять задачи для решения проблемы Создает проблемную ситуацию. В чем заключается своеобразие односоставных предложений?
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Выполняют логические действия с языковым материалом Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Выстраивают алгоритм действия для достижения цели
V. Динамическая пауза Сохранение и укрепление здоровья учащихся класса, что является залогом успешного обучения. Включает динамическую паузу Обучающиеся повторяют движения VI.Этап построения выхода из затруднения Формировать у обучающихся умение структурировать информацию, на основе языкового материала применить полученные знания Организует работу обучающихся для решения задач урока.
У вас на столах лежат конверты с заданиями. Ваша задача определить особенность этих предложений, к какому стилю речи они относятся, а также определить типы односоставных предложений и вставить пропущенные слова.
Задание для группы 1:
Где хлебно да тепло, там жить добро.
Добрым делом не кори.
От добра добра не ищут
Не ищи красоты, ищи доброты.
Добрые чувства - соседи любви.
Задание для группы 2:
Доброе семя, добрый и всход.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Делай добро и жди добра
Добро на худо не меняют
Доброго человека в красный угол сажают.
Какой общей темой связаны эти пословицы?
Словарная работа : значение слова «Доброта» Обобщают рассмотренные материалы и выполняют задание на карточках. Строят устное высказывание по материалу. Применяют на практике знания об односоставных предложениях.
Самостоятельно работают с языковым материалом. Умение употреблять односоставные предложения в речи.
Владеют просмотровым и выборочным чтением.
Планируют сотрудничество в группе, оценивают свою работу и работу товарищей
VII. Этап реализации построенного проекта, проговаривание во внешней речи Формировать у обучающихся умение структурировать информацию, на основе лирического текста применить полученные знания Для анализа вам дается отрывок песни «Дорогою добра» из кинофильма «Маленький мук».
Ваша задача:
- найдите односоставные предложение, выделите в них грамматические основы, обоснуйте вид односоставных предложений;
- найдите двусоставное предложение, укажите тип сказуемого.
Задание для группы 1:
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
Задание для группы 2:
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра. Обучающиеся самостоятельно выполняют анализ текста, выполняют грамматическое задание по тексту Умение воспринимать лирический текст.
Классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям
VIII. Рефлексия Формировать умение делать выводы Акцентирует внимание обучающихся на результатах учебной деятельности. Организует ответ на проблемный вопрос: в чем заключается своеобразие односоставных предложений.
Подводит итоги игры. Отвечают на вопросы учителя. Анализируют проделанную работу. Подсчитывают баллы. Анализируют результаты своей деятельности. Владеют монологической речью.
Применяют на практике (в творческом задании) полученные знания
IX. Особенности оценивания Формировать умение оценить свой вклад в общее дело Оценивает обучающихся. Ребята, которые за урок набрали больше 4-х «солнышка» получают оценку «5»; за три - «4», а за два и менее - «3». X. Дифференцированное домашнее задание Закрепить навык практического владения односоставными предложениями Предлагает обучающимся два задания (на выбор):
1.Составить и написать из односоставных предложений мини-сочинение на тему «Доброта»;
2.Выписать из пьесы «Ревизор» 6 односоставных предложений. Выбирают домашнее задание Осуществляют выбор задания по степени трудности в соответствии со своими возможностями.
Оценивают свои возможности.
XI. Подведение итогов Формирование доброжелательного отношения друг к другу Проводит упражнение-тренинг «Шаг навстречу друг другу». Обучающиеся становятся в круг, обмениваются пожеланиями Оценивают свою работу