Исследовательская работа по литературе Изобразительно — выразительные средства в лирике Игоря Царева
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 44
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Художественные средства выразительности в лирике хабаровского поэта Игоря Царева
Выполнила: ученица 9 «Б» класса
Парфенова Любовь;
Учитель: Витохина Людмила Александровна
г. Хабаровск, 2016г.
Содержание
стр.
1. Вступление …………………………………………………………………
2. Основная часть.
А) Таблица «Художественные средства выразительности в поэзии И.Царева…… 6-20
Б) Практическая часть…………………………………………… 20-25
3. Заключение…………………………………………………………………26
4. Использованная литература………………… 27
Введение
Этим небольшим исследованием открываем новое для большинства хабаровчан творческое явление, новое для исследователей имя – Игорь Царёв.
По итогам 2012 года поэт Игорь Царёв удостоен знака «Золотое перо», национальной литературной премии «Поэт года». А в апреле 2013 года Игорь Царёв ушёл из жизни, «…недолюбив, недокурив последней папиросы», шагнул в вечность. Поэт и друг Андрей Земсков в предисловии к подборке из полутора десятков стихотворений, присланных для журнала «Дальний Восток» самим Игорем Царёвым и опубликованных уже после его смерти – в осеннем номере 2013 года, написал очень душевно: «Сутулясь и даже стесняясь, вышел на сцену ЦДЛ получать вполне заслуженное Золотое Перо. Игорь был как бы в стороне от всех этих премий, рейтингов, признаний. Скромный, улыбчивый, мудрый. А главное – добрый и светлый».
Приняв решение идти по стопам отца, Игорь поступил в Ленинградский электротехнический институт. По распределению работал в Москве в «секретном ящике», занимался расчётами полётов … на Марс. Небольшого экскурса в биографию поэта многое при анализе его творчества окажется непонятным и останется непонятым, поэтому начнём с истоков. Будущий журналист, поэт и писатель Игорь Вадимович Могила (Игорь Царев) появился на свет в Приморском посёлке Гродеково 11 ноября 1955 года .В Хабаровске начал учиться в 78 школе (ныне школа № 15 – «школа пяти героев», из стен которой вышли пять Героев Советского Союза). Продолжил обучение в школе № 5, а завершил учёбу в математической школе г. Хабаровска.
Литерная и журналистская деятельность Игоря Царева закончилась на посту ответственного редактора «Российской газеты», заместителя шеф-редактора «РГ-Неделя» 4 апреля 2013 г. прямо за столом в рабочем кабинете.В Хабаровске живут родители нашего земляка, поэта-дальневосточника: мама Игоря - Екатерина Семеновна Кириллова - учитель русского языка и литературы хабаровской школы, Отличник народного образования; отец - Вадим Петрович Могила, профессор Дальневосточного государственного университета путей сообщения, «настоящий физик».
Физика и лирика – родительские начала – переплелись в жизни и творчестве
Издревле слово имело великую силу. Очень давно люди понимали значение слова так: что сказано, то осуществляется. Именно тогда возникла вера в магическую силу слова. “Слово может все!” – говорили древние.
Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: “Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие”.
Как актуальны эти слова сегодня! Об этом следует помнить каждому человеку.
Также следует вспомнить известные слова поэта В.Я. Брюсова о родном языке:
Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!..
Актуальность избранной темы подтверждается тем, что интерес к изучению поэзии дальневосточников и к средствам создания выразительности и образности в поэтических текстах никогда не ослабевал. В чем тайна воздействия творчества Игоря Царева на читателя, какова роль в этом речевого построения произведений, в чем специфика художественной речи в отличие от других видов речи.
Объектом исследования являются поэтические тексты Игоря Царева.
Предметом исследования являются средства языковой выразительности в творчестве И. Царева
Целью является определение функции и особенностей средств языковой выразительности в процессе формирования образности и выразительности в текстах стихотворений Игоря Царева
Задачи:
- рассмотреть краткий биографический путь автора;
- выявить морфологические приемы создания выразительности;
- рассмотреть средства языковой выразительности;
-определить особенности художественного стиля и их влияние на использование изобразительно-выразительных средств
Теоретическую и практическую основу работы составляют статьи, монографии, диссертации, различные сборники.
Методы исследования, использованные в работе:
непосредственное наблюдение, описательный, метод компонентного анализа, непосредственно составляющих, контекстуальный, сравнительно-описательный.
Научная новизна заключается в том, что в данном исследовании: представлен и систематизирован относительно полный перечень признаков, отличающих язык поэзии (художественную речь) от языка практического (нехудожественной речи); охарактеризованы языковые средства выразительности в текстах стихотворений хабаровского поэта Игоря Царева
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в практических занятиях по русскому языку в изучении разделов «Лексикология», «Анализ художественного текста», при прочтении спецкурсов, на занятиях с углубленным изучение литературоведения в гимназиях и лицеях.Структура и объем исследовательской работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава I . Общие сведения о средствах художественной выразительности
1.1. Средства художественной выразительности в поэзии.
В литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух или зрение материей, без которой не может быть создано произведение. Художник слова – поэт, писатель – находит, по выражению Л.Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором. Самое лучшее в произведении достигается художественными средствами языка.[18, с. 311]
Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны.
Тропы (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др. [48, с. 367]
Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений :
Окна Хабаровска
Не расшитый звездами занавес – Светят в сердце окна Хабаровска.
В кармане нож, в стволе жакан, Походочка особая...Айда к сибирским мужикамГонять по сопкам соболя, Где вьется тропка-пустельга Распадками лиловыми, И душу штопает тайга Иголками еловыми. («Айда!» Метонимия - это замена слова или понятия другим словом, так или иначе причастным к нему, смежным с ним:
В гостях у Северянина
В белоснежной сорочке босая зимаНад Шексною гуляет, да Судой.
Восход в Охотском мореНа море все восходы превосходны, Животворящ зари гемоглобин, Когда под звук сирены пароходной Всплывает солнце из немых глубин
Сравнение - уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
Он, громыхая как кимвал,
Кивал трубою,
Как будто волны рифмовал
Между собою.
В ГОСТЯХ У СЕВЕРЯНИНАВсе березы окрест расчесав на пробор, Ветер трется дворнягой о санки.Проплывает над полем Успенский собор, Пять веков не теряя осанки.
Эпитет ("приложенное") – художественное, поэтическое определение, подчеркивающее какое – либо свойство предмета или явления, на которое автор хочет обратить внимание:
Окна Хабаровска
Я и сам теперь вхож в московский цирк, Не один свой отпуск провел в Крыму, Но все чаще снится седой Хехцир,
Восход в Охотском море
И через шторм и злые крики чаек, Сквозь скальпельный разрез восточных глаз Тепло, по-матерински изучает Пока еще не озаренных нас - Невыбритых, усталых, невеликих - Сочувствует и гладит по вихрам...
Олицетворения - это особый вид метафоры иносказания - перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления :Дождь.
Дождь слепой шел над рекой.
Кто-то рос в Крыму, ел зимой хурму, Кто-то мог смотреть на столичный цирк, А меня все детство качал Амур, И кедровой далью поил Хехцир.
И дарила силу свою тайга.
Окна Хабаровска
И зовет, скучая по мне, Амур.
На кукане сна – не сазана вес. Хоть и спит река, но волна резка.
Русская тумбалалайкаЖелтые листья швыряя на ветер, Осень сдружилась с кабацкой тоской, В небе звезда непутевая светит, В поле бубенчик звенит шутовской.
И мы едва ли уже забудем, Как нас Венеция целовала, Отогревала сердца от буден, И карнавалом короновала...
(«Карнавал на Пяцо...»)
Гипербола (греч. hyperbole — преувеличение) – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении. Может быть идеализирующей и уничижающей. Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Гипербола встречается уже в древнем эпосе у разных народов, в частности в русских былинах [34 , c.147]:
Русская тумбалалайкаГрада Мед нашей жизни то сладок, то горек.Жаль, что не много его на весах.Так не пора ли, взойдя на пригорок, Руки раскинув, шагнуть в небеса.
Доцент Петров спускается в метроДоцент Петров, покинув теплый кров, Плащом укрывшись от дождя и ветра, Преодолев сто метров до метро, Спускается в грохочущие недра.
Литота (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе , образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета пли явления. Литота есть в народных сказках: "мальчик с пальчик", "избушка на курьих ножках", «талия тоньше бутылочного горлышка":
Функции художественно-выразительных средств (тропов):
- характеристика предмета или явления;
- выражение авторской позиции;
- передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого.
Стилистические фигуры - термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые изменяют эмоциональную окраску предложения. Фигуры речи часто используются в поэзии [30,с.36 ].
К ним можно отнести: анафору, антитезу, оксюморон, бессоюзие, синтаксический параллелизм, эпифора, градация, инверсия, многосоюзие, риторический вопрос.Анафора (греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.
Пусть за бортом циклон пучину пучит, Пусть контрабандный снег лихие тучи ( «Восход в Охотском море»)
Кто-то снится себе принцем, кто-то нищим,Кто-то вещим настоятелем собора,Ну а мне всю ночь по морю хлюпать днищемК игуанам и лагунам Бора-Бора
Можно выделить многосоюзие, риторический вопрос, обращение, парцелляцию. Эти и другие средства художественной выразительности нужны в поэзии для того чтобы сделать речь ярче, красочнее, эмоциональнее. В результате это придаёт тексту авторское своеобразие, которое доносят самые тонкие нюансы мыслей или образов.
Выводы по I главе:
Средства художественной выразительности в творчестве Игоря Царева призваны сделать речь богаче и ярче, а значит, привлечь внимание читателя или слушателя, возбудить в нем эмоции, заставить задуматься.
В стихотворениях, которые мы исследовали, поэт отдает предпочтение сравнениям, олицетворению, метафоре, метонимии, эпитетам, что помогает более точно представить предмет или явление;помогает увидеть в предмете новые, невидимые стороны. Нам не встретилось ни одного примера антитезы, бессоюзия, литоты, оксюморон
Можно выделить многосоюзие, риторический вопрос, обращение, парцелляцию. Эти и другие средства художественной выразительности нужны в поэзии для того чтобы сделать речь ярче, красочнее, эмоциональнее. В результате это придаёт тексту авторское своеобразие, которое доносят самые тонкие нюансы мыслей или образов.
Приложения
Приложение № 1
Название Определение Возможная роль в тексте Эпитет художественное образное определение. -Усиливают выразительность, образность языка произведения;
-придают художественную, поэтическую яркость речи;
-обогащают содержание высказывания;
-выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
-создают живое представление о предмете;
-оценивают предмет или явление;
-вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
-помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру. Я мог бы…
Старательский лед.
Айда.
Самодовольная Москва.
Ночное погружение.
Призрачные креветки, дачная батисфера, незадраенные двери, зодиакальный свет, приземленное крыльцо.
Дождь.
Звонкий посох, слепой дождь.
Окна Хабаровска
Я и сам теперь вхож в московский цирк, Не один свой отпуск провел в Крыму, Но все чаще снится седой Хехцир,
Восход в Охотском море
И через шторм и злые крики чаек, Сквозь скальпельный разрез восточных глаз Тепло, по-матерински изучает Пока еще не озаренных нас - Невыбритых, усталых, невеликих - Сочувствует и гладит по вихрам...
Злое слово бьет навылет, давит пальцы сапогом.Эй, бубновые, не вы ли улюлюкали вдогон?
В гостях у Северянина
В белоснежной сорочке босая зимаНад Шексною гуляет, да Судой.
Сравнение уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака. -Сообщает явлению и понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель;
-помогает более точно представить предмет или явление;-помогает увидеть в предмете новые, невидимые стороны;
-сравнение придает описанию особую наглядность. создает картину нарядного, шумного леса, его красоту. Коктебель.
А молоко - как облака
Над Коктебелем.
Он, громыхая как кимвал,
Кивал трубою,
Как будто волны рифмовал
Между собою.
Выпьем, братцы, за Рубцова.
Угораздило ж с талантом жить, как с лампою в груди.
Ночное погружение.
Заросший сад, где тени веток,
Как лапы призрачных креветок.
А полночь, как хороший кофе.
Ночные танцы.
Ночь, как Линда Эвангелиста.
Окна Хабаровска
Я, еще волчонком, покинув кров, Обижать себя не давал врагам, Ведь волной амурской кипела кровь
Пусть, с теченьем лет обретая лоск, Я не против плыл, но наискосок. У жены моей чудный цвет волос – Как амурских кос золотой песок.
Ночное погружение.
А полночь, как хороший кофе, И ароматна и темна.
КАРНАВАЛ НА ПЬЯЦЦА САН-МАРКОИграет флейта, как свет в брильянте.На белом стуле в кафе на пьяццаИ пусть оратор я невеликий, Весьма далекий от абсолюта, Стихи под сводами базиликиЗвучат торжественнее салюта.
Восход в Охотском море
И мы лицом блаженно ловим блики, Как неофиты на пороге в храм.
Коктебель
А молоко - как облака Над Коктебелем.
Выпьем, братцы, за Рубцова!
Тяжесть в области затылка, да свеча за упокой.Непочатая бутылка, как кутенок под рукой.
В ГОСТЯХ У СЕВЕРЯНИНАВсе березы окрест расчесав на пробор, Ветер трется дворнягой о санки.Проплывает над полем Успенский собор, Пять веков не теряя осанки.
В гостях у Северянина
Ледяной горизонт лаконичен и строг -Совершенством пугает и манит.И звенит серебро северянинских строкТалисманом в нагрудном кармане.
В ГОСТЯХ У СЕВЕРЯНИНА
Уходя, хоть на миг на краю обернусь,
Залюбуюсь пронзительным небом...Я вернусь, я еще непременно вернусь, Пусть, хотя бы, и выпавшим снегом.
Метафора употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлении. Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта.
Айда.
Прижмет тоска, покажется тюрьмой
Москва, Теченье тянет.
Ночное погружение.
Лапы призрачных креветок царапают окно.
Течет зодиакальный свет.
Окна Хабаровска
Не расшитый звездами занавес – Светят в сердце окна Хабаровска.
Айда
И душу штопает тайга Иголками еловыми.
ВЫПЬЕМ, БРАТЦЫ, ЗА РУБЦОВА!
Был бы бездарью - и ладно. Их, родимых, пруд пруди.Угораздило ж с талантом жить, как с лампою в груди -Жгла она зимой и летом, так, что Господи спаси! -А без этого поэтов не случалось на Руси.
Злое слово бьет навылет, давит пальцы сапогом.Эй, бубновые, не вы ли улюлюкали вдогон?
В гостях у Северянина
Здесь проходят века сквозняком по ногам, Время лапой еловою машет.И играет скрипучих ступеней органТишины королевские марши.
В гостях у Северянина
Ледяной горизонт лаконичен и строг -Совершенством пугает и манит.И звенит серебро северянинских строкТалисманом в нагрудном кармане.
Олицетворение перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Олицетворения придают тексту яркий, зримый характер, подчеркивают индивидуальность стиля автора. Дождь.
Дождь слепой шел над рекой.
Кто-то рос в Крыму, ел зимой хурму, Кто-то мог смотреть на столичный цирк, А меня все детство качал Амур, И кедровой далью поил Хехцир.
Метонимия употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть между содержанием и формой, автором и произведением, действием и орудием, предметом и материалом, местом и людьми, находящимися в этом месте. Метонимия позволяет кратко
выразить мысль, она служит источником образности. И дарила силу свою тайга.
Окна Хабаровска
И зовет, скучая по мне, Амур.
На кукане сна – не сазана вес. Хоть и спит река, но волна резка.
КАРНАВАЛ НА ПЬЯЦЦА САН-МАРКО
И мы едва ли уже забудем, Как нас Венеция целовала, Отогревала сердца от буден, И карнавалом короновала...
РУССКАЯ ТУМБАЛАЛАЙКАЖелтые листья швыряя на ветер, Осень сдружилась с кабацкой тоской, В небе звезда непутевая светит, В поле бубенчик звенит шутовской.
В ГОСТЯХ У СЕВЕРЯНИНАВсе березы окрест расчесав на пробор, Ветер трется дворнягой о санки.Проплывает над полем Успенский собор, Пять веков не теряя осанки.
В гостях у Северянина
В белоснежной сорочке босая зимаНад Шексною гуляет, да Судой.
ВОСХОД В ОХОТСКОМ МОРЕНа море все восходы превосходны, Животворящ зари гемоглобин, Когда под звук сирены пароходной Всплывает солнце из немых глубин
Синекдоха название части предмета переносится на весь предмет, и наоборот – название целого употребляется вместо названия части. Употребляется часть вместо целого, ед.ч. вместо мн.ч., и наоборот. Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл
Перифраз замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
Перифразы позволяют:выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого;избежать неоправданной тавтологии;ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого.
Перифразы играют в речи эстетическую роль, их отличает яркая эмоционально – экспрессивная окраска. Образные перифразы могут придавать речи самые различные стилистические оттенки, выступая то как средство высокой патетики, то как средство непринужденного звучания речи.
В гостях у Северянина
Ну, казалось бы, крыша, четыре стены, Но не скучною пылью карнизов -Воздух таинством грамоток берестяныхИ рифмованной дрожью пронизан.
Гипербола
Литота образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-то предмета, явления.
образное выражение, содержа-щее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-то предмета, явления. Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность.Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов Русская тумбалалайкаГрада Мед нашей жизни то сладок, то горек.Жаль, что не много его на весах.Так не пора ли, взойдя на пригорок, Руки раскинув, шагнуть в небеса.
ДОЦЕНТ ПЕТРОВ СПУСКАЕТСЯ В МЕТРОДоцент Петров, покинув теплый кров, Плащом укрывшись от дождя и ветра, Преодолев сто метров до метро, Спускается в грохочущие недра.
Доцент Петров боится катакомб. Путь на работу - более чем подвиг.
Аллегория иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. В баснях или сказках глупость, упрямство, трусость людей показаны через образы животных . Такие образы носят общеязыковый характер КОКТЕБЕЛЬОфонарели города От крымской ночи. В ее рассоле Кара-Даг Подошву мочит. Душа готова пасть ничком, Но вещий камень Гостей встречает шашлычком, А не стихами. ВОСХОД В ОХОТСКОМ МОРЕ
Пусть за бортом циклон пучину пучит, Валы вздымая и бросая ниц, Пусть контрабандный снег лихие тучи В Россию тащат через сто границ - Наш траулер (рыбацкая порода!), Собрав в авоську трала весь минтай, Царю морскому гордый подбородок Нахально мылит пеной от винта.
Фигуры речи
Название Определение Возможная роль в тексте Примеры
Риторический вопрос стилистическая фигура, построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность.
Привлечь внимание читателя к изображаемому; усилить эмоциональное восприятие
Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем .Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме. НОЧНЫЕ ТАНЦЫ
Утром спросят друзья: "Ты с кем был? Кожа мятая, цвет землистый..." Что отвечу? С Наоми Кэмпбелл? Или с Линдой Эвангелистой?
ВЫПЬЕМ, БРАТЦЫ, ЗА РУБЦОВА!
Сколько пользы в папиросе? Много ль счастья от ума?Поматросил жизнь и бросил. Или бросила сама?
Злое слово бьет навылет, давит пальцы сапогом.Эй, бубновые, не вы ли улюлюкали вдогон?
В гостях у Северянина
В белоснежной сорочке босая зимаНад Шексною гуляет, да Судой.Вместе с нею построчно схожу я с ума.Или вновь обретаю рассудок?
Риторическое обращение подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности. Риторическое обращение служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорит-ся в тексте. Риторические обраще-ния могут создавать торжест-венность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния. Обращение:
НОЧНЫЕ ТАНЦЫ
От нежных звуков мороз по коже.Помилуй, Боже, ну, как же можно?!И я вельможен в камзоле дожа, И ты восторженна и вельможна.
РУССКАЯ ТУМБАЛАЛАЙКА
Ну-ка, давай-ка, дружок, подыграй-ка, Чтобы в печи не остыла зола:Русская тумбала, тумбалалайка, Тумбалалайка, тумбала-ла!..
Риторическое восклицание восклицательное предло-жение, служащее для выра-жения сильного чувства. Используется для усиления эмоционального воспри-ятия, особенно в случаях, когда сочетаются вопроси-тельная и восклицательная интонации. Риторическое восклицание отмечает высшую точку накала чувства и одновременно - важнейшую мысль речи (часто в ее начале или конце). РУССКАЯ ТУМБАЛАЛАЙКА
Боже, мой Боже, скажи почему жеСердцу все хуже с течением дней?Путь наш становится уже и уже, Ночи длиннее, дожди холодней.
ВЫПЬЕМ, БРАТЦЫ, ЗА РУБЦОВА!У матросов нет вопросов. Я, наверно, не матрос...Почему мы смотрим косо на того, кто в небо врос?Печка в плитке изразцовой затмевает дымом свет.Выпьем, братцы, за Рубцова - настоящий был поэт!
анафора
повторение звуков, слов или словосочетаний в начале стихотворных строк; единоначатие
сочетаний звуков, морфем, слов, синтаксических конструкций) в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) Пусть он жил не образцово - кто безгрешен, покажись!Выпьем, братцы, за Рубцова неприкаянную жизнь.
ВЫПЬЕМ, БРАТЦЫ, ЗА РУБЦОВА!У матросов нет вопросов. Я, наверно, не матрос...Почему мы смотрим косо на того, кто в небо врос?Печка в плитке изразцовой затмевает дымом свет.Выпьем, братцы, за Рубцова - настоящий был поэт!
Пусть он жил не образцово - кто безгрешен, покажись!Выпьем, братцы, за Рубцова неприкаянную жизнь.
Выводы по II главе:
Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что лексические и синтаксические средства выразительности в поэзии И.Царева очень разнообразны. Стоит отметить их активное употребление автором в своём творчестве. Использование метафор и символов позволяет поэту оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, описывать внутренний мир человека и состояние человека. Сложные, замысловатые слова и выражения, – есть неподкупный стиль поэта. Своеобразие, то есть оригинальность творчества автора заставляет читателя невольно перечитать и ещё раз окунуться в разнообразный, интересный, красочный мир их произведений.
Заключение
В лирике Игоря Царева мы видели различные видоизменения поэтики иносказаний.
Проведя анализ и синтез средств языковой выразительности в поэзии Игоря Царева, следует подчеркнуть, что выразительность речи в творчестве может создаваться как языковыми единицами лексических групп (экспрессивно-окрашенной лексикой, обиходно-бытовой лексикой, неологизмами и т.д.), если их умело, своеобразно использует автор, так и образными средствами языка (эпитетами, олицетворениями, метафорами, и т.д.), синтаксическими фигурами (инверсией, анафорой, обращениями и т. д.). Стоит отметить, что особое место в лирике И. Царева занимают метафоры и символы, отражающие эмоции лирического героя, помогающая выявить основной замысел авторов.
Стихи Игоря Царева — это не рифмованная проза, не литературный «новодел», а именно русская поэзия, в которой отразилась глубочайшая культура, мощные затекстовые знания: жизни, литературы, поэзии.
Данью уважения родному городу является очень личное стихотворение — «Окна Хабаровска». Композиция текста задана несколькими позициями: сильной позицией текста — заглавием и абсолютным финалом — строкой «Светят в сердце окна Хабаровска». Словосочетание «окна Хабаровска» замыкает идеальную кольцевую (рамочную) классическую композицию текста. Однако автор еще раз укрепляет каркас текста стихотворения, используя для этого вариативный дистантный повтор первого четверостишия в предпоследней строфе: Я и сам теперь вхож в московский цирк, / Не один свой отпуск провел в Крыму, / Но все чаще снится седой Хехцир, / И зовет, скучая по мне, Амур. Можно говорить с изрядной долей уверенности, что приметами идиостиля Игоря Царева являются не только внутренняя рифма, но и кольцевая композиция текста, насыщение текстов стихов подробностями, деталями; обращение к значимым личным собственным именам, географическая конкретика, отличавшая стиль великого предшественника И. Царева — Николая Гумилева, медалью которого поэт был награжден за литературное творчество («Большая серебряная медаль Николая Гумилева», 2012). Любовь к родному городу, к Дальнему Востоку неразделима для поэта с чувством к близкому человеку, запечатленным в трогательном сравнении: «У жены моей чудный цвет волос — / Как амурских кос золотой песок». Интересна для исследования смена ритма в последнем четверостишии текста, вновь возникающая внутренняя рифма, создающая микрообраз «река — резка». Кто-то рос в Крыму, ел зимой хурму, Кто-то мог смотреть на столичный цирк, А меня все детство качал Амур, И кедровой далью поил Хехцир. Я, еще волчонком покинув кров, Обижать себя не давал врагам, Ведь волной амурской кипела кровь, И дарила силу свою тайга. Пусть, с теченьем лет обретая лоск, Я не против плыл, но наискосок. У жены моей чудный цвет волос — Как амурских кос золотой песок. Я и сам теперь вхож в московский цирк, Не один свой отпуск провел в Крыму, Но все чаще снится седой Хехцир, И зовет, скучая по мне, Амур.На кукане сна — не сазана вес. Хоть и спит река, но волна резка. Не расшитый звездами занавес — Светят в сердце окна Хабаровска.
Память о поэте — его стихи, они должны звучать, потому …Что в них — ни фальши, ни апломба,Лишь сердца сорванная пломбаС неуспокоенной души… Золотое Перо России оставило Золотой след. Круг читателей, в том числе молодых, — это, быть может, будущие поэты, которые сегодня выбирают между «физикой и лирикой» пока не в пользу последней… Но пример Игоря Царева поучителен: для стихов не бывает поздно! Как не бывает поздно и для их профессионального осмысления и анализа.
Список использованной литературы
Елена Крадожен – Мазурова. Индивидуальность поэтического стиля Игоря Царева: текстологический анализ.
Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник, Издательство.: «Агар» , 2000. 416 с.
Введенская Л.А. Риторика и культура речи/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Изд. 6-е, дополненное и переработанное. – Ростов – на – Дону: Изд – во «Феникс», 2005. – 537 с.
Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940. С. 180-181.
Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб.для 10-11 кл. общеобраз. Учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 11 –е изд.- М.: Просвещение, 2005. – 350 с., с. 311
Выразительные средства синтаксиса. Видеотьютор по русскому языку. - http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/336-vyrazitelnyesredstvasintaksisa.html- 2011-2014 г.