Статья на тему Особенности выработки навыков выполнения самостоятельной работы учащихся.
Статья на тему:
Особенности выработки навыков выполнения самостоятельной работы учащихся.
Надо помогать людям эффективно учиться,вместо того, чтобы передавать им ненужные знания.П.Фани, А.Мамфолд« Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир», - мысль, принадлежащая великому немецкому педагогу А.Дистервегу. По сути – это идеал, к которому стремятся все педагоги. Идеал, недостижимый для тех, кто лишает ученика свободы, самостоятельности, ответственности. Там же, где выбор, творчество, поиск, исследование, - там появляется интерес, воля, умения и готовность к саморазвитию, к творческому преображению себя и мира.
Под самостоятельной учебной работой учащихся понимают такую работу, которую ученики выполняют по заданиям учителя и под его руководством в специально отведённое время в классе или дома и, которое требует самостоятельного умственного напряжения. В зависимости от поставленной цели, самостоятельная работа может предусматривать как репродуктивную, так и творческую деятельность. Самостоятельные работы ставят за цель развитие самостоятельности учащихся, формирование умения работать с разными источниками информации, их анализа.
В своё время К.Д.Ушинский отмечал. Что школьники овладевают знаниями только в процессе проявления самостоятельности. Если важные мировоззренческие учебные вопросы не проходят через сознание учащихся, их чувства и мысли, практическую деятельность, то они не будут усвоены учеником должным образом. В период НТР знания, которые усваивают ученики в школе, быстро «устаревают», поэтому необходимо ещё со школьной скамьи прививать детям умения и навыки самостоятельной работы.
С понятием самостоятельная работа связано понятие познавательной активности учащихся. Активность школьника в обучении невозможно рассматривать отдельно от проблемы самостоятельности как важного качества личности. Самостоятельность – черта личности, волевое качество человека, который отличается умением скорректировать поведение, деятельность относительно собственных взглядов и убеждений, преодолевая преграды на пути к поставленной цели.
Учебно-познавательная активность проявляется в энергичной интенсивной деятельности, направленной на усвоение, систематизацию и творческое применение навыков и умений. Активизация учебного процесса касается познавательной деятельности учеников на разных этапах урока – во время усвоения новых путей и способов действий, формирования навыков и умений ,и комплексного использования их в стандартных и нестандартных условиях.
Основными признаками самостоятельной работы учащихся принято считать:
Наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и времени на их выполнение, решение.
Проявление умственного напряжения обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия.
Проявление сознательности, самостоятельности и активности обучаемых в процессе решения поставленных зада.
Наличие результатов работы, которая отражает своё понимание проблемы.
Владение навыками самостоятельной работы.
Классификация самостоятельных работ.
1.Основные виды самостоятельных работ по степени самостоятельности учеников во время выполнения заданий, упражнений, выявление творческой активности: 1.1. задания, рассчитанные на воспроизводство опорных знаний в том виде, как они преподавались учителем или в учебнике, дополнительной литературе (первый уровень знаний) 1.2. задания на использование знаний и умений по определённой схеме, в знакомых ситуациях (второй уровень знаний) 1.3. задания на использование знаний и умений в новых ситуациях, которые требуют от учеников активной умственной творческой деятельности (третий уровень знаний).
2. Виды самостоятельных работ с точки зрения развития логического мышления и познавательных способностей учащихся: 2.1. задания на проведение сравнений с обязательным выявлением причин сходства и различия 2.2. задания на проведение анализа информации 2.3. задания на выявление причинно-следственных связей 2.4. задания на формирование приёмов обобщения с последующим выводом 2.5. задания на формирование приёмов классификации.3. Виды самостоятельных работ по дидактическим целям: 3.1. воспроизводство опорных знаний и умений учащихся 3.2. закрепление изученного материала 3.3. получение новых знаний и умений 3.4. повторение и обобщение знаний и умений 3.5. проверка знаний и умений.
4. Виды самостоятельных работ по источникам знаний: 4.1. с учебником 4.2. со зрительным материалом 4.3. с раздаточными пособиями 4.4. с дополнительной литературой 4.5. с одновременным использованием разных источников.
Особенно важными являются конструктивные задания. В следствии выполнения таких работ (например, создание проекта, презентации, модели и т.д.) ученики овладевают новыми знаниями и приёмами учебной деятельности или приёмами использования ранее приобретённых знаний.. Такие самостоятельные работы творческого характера ученики могут выполнять и по собственной инициативе.
Чтобы создать соответственные условия для самореализации и саморазвития учащихся через самообразование, нужно прежде всего изучить их реальные возможности:- уровень учебных достижений по всем предметам- уровень потребностей в достижениях- уровень развития умений (необходимых для выполнения самостоятельной работы- уровень самооценки учеников- уровень развития умений самоорганизоваться.
Для этого нужно сотрудничать со школьным практическим психологом, использовать анкеты, вопросники, диагностику, тестирование.
Выполнение любого вида самостоятельной работы предполагает прохождения учеником следующих этапов:
Шаг 1. Определение цели самостоятельной работы.
Шаг 2. Конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи.
Шаг 3. Самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи.
Шаг 4. Выбор способа действий, ведущего к решению задачи.
Шаг 5. Планирование (самостоятельное или с помощью учителя) учебных действий по решению задачи.
Шаг 6. Выполнение практической работы.
Шаг 7. Самоконтроль выполнения самостоятельной работы, оценивание полученных результатов.
Одна из самых трудных проблем при организации самостоятельной работы – разработка заданий. При этом следует учитывать некоторые дидактические требования: примерные нормы времени на выполнение задания, логику и структуру учебного материала, практическое назначение задания, характер познавательной деятельности, постепенное нарастание сложности и проблемности.
Для организации работы учеников с низким уровнем подготовленности нужно применять информационно-пояснительные методы; для школьников среднего уровня подготовленности – информационно-эвристические и проблемно-поисковые, но нужно предлагать и задания информационного характера; для учеников достаточно высокого уровня используются частично-поисковые и исследовательские методы, с предпочтением последних. При этом нужно помнить, что ученики с первой и второй групп тянутся к опоре и наглядности.
Работа учеников на уроке может осуществляться как индивидуально, так и в парах или группах соответственно их уровню компетенции. Состав групп учеников не должен быть постоянным: с ростом возможностей ученика его переводят в другую группу.
Руководить самостоятельной работой учеников необходимо в соответствии с принципами дифференцированного обучения. Одни ученики требуют больше помощи, другим нужно помогать эпизодично, третьим можно предоставить полную самостоятельность.
В зависимости от индивидуальных особенностей учеников учитель может оказывать им такие виды помощи:
1. Указать тип задачи, правило, закон, которым нужно пользоваться;
2. Дополнение к заданию в виде опорной схемы, алгоритма, образца;
3. Инструктаж на выполнение работы;
4. Указать причинно-следственные связи, необходимые для выполнения задания;
5. Навести на поиск решения с помощью ассоциаций;
6. Навести на ответ, результат;
7. Разделение сложной задачи на ряд элементарных;
8. Предупреждение наиболее типичных ошибок;
9. Указать источники, в которых можно найти информацию по выполнению работы.
Последовательное усложнение форм самостоятельной работы (СР) и состояние творческой активности учащихся:
Форма работы
Х а р а к т е р и с т и к а
Сообщение Сжатый пересказ информации, статьи. СР – минимальная (уровень 1). Активизация временная, не больше часа. Помощь не нужна, потому что достаточно сократить материал, некоторые не делают и этого. Контроль не нужен.
Обозрение Необходимо изучить источник (одного автора или по одной теме или за определённый промежуток времени), представить аннотацию, составить классификацию, дать сравнительный анализ решённых проблем, не углубляясь в их рассмотрение. СР – уровень 2. Активизация временная – несколько часов. Необходим контроль.
Реферат Достаточно полное изучение источников по одной проблеме, сжатое предоставление материала по заданной форме, наличие выводов, собственных мыслей. Необходимо структурировать материал в виде схем или таблиц, т.е. активно оперировать материалом реферата. СР – уровень 3. Активизация длительная – от нескольких дней до месяца и больше. Помощь и контроль необходимы, но в случае повтора этой формы работы необходимость в них уменьшается, т.е. учитель становится консультантом.
Ситуационные задачи Самостоятельное решение проблемных вопросов, ситуаций, задач с использованием ранее полученных знаний. СР – уровень 3. Активность временная. Помощь и контроль необходимы, но в случае повтора этой формы работы необходимость в них уменьшается, т.е. учитель становится консультантом.
Доклад Подготовка всех вышеописанных форм работы сопровождается необходимостью сжато их преподать, которое требует: структурировать материал, подготовить наглядность, знать изучаемую проблему, уметь логично передать материал, владеть техникой речи. СР – уровень 4. Активизация длительная. Необходимы помощь и контроль, но в случае повтора этой формы работы необходимость в них уменьшается, т.е. учитель становится консультантом.
Подготовка ролей В зависимости от игры выделяют: экспресс-роли (игра не требует специальной подготовки, достаточно знать учебный материал), интеллектуальные роли (требует организованной подготовки, но определяющую роль играют знания, СР – уровень 3), профессиональные роли – деловые игры (требует специфических знаний и дополнительной подготовки, СР – уровень 5). Активизация от нескольких дней до нескольких месяцев (зависит от типа игры и сроков осведомления о её проведении). Необходимы помощь и контроль, но в случае повтора этой формы работы необходимость в них уменьшается, т.е. учитель становится консультантом.
Творческие задачи Самостоятельное составление проблемных вопросов, задач, тестов, разработка сценариев, анкет, кроссвордов, изделий, проектов, мини-игр, агитационных мероприятий, презентаций, выполнение исследовательской и поисковой работы. СР – уровень 5. Активизация длительная – до года и больше. Необходимы помощь и контроль, но в случае повтора этой формы работы необходимость в них уменьшается, т.е. учитель становится консультантом.
Исследовательская работа Выполнение научно-исследовательской работы по полной программе. СР – уровень 6. Ученик полностью составляет план работы по выбранной теме и выполняет его, используя комплекс знаний и умений по учебным предметам. Активность длительная – не менее 1-2 года. Учитель является консультантом.
Деятельность педагога и обучающегося в выполнении самостоятельной работы можно представить следующим образом:
ученик
учитель
Подготовительный этап
Согласование
Целеполагание ученика
Целеполагание
Оценивание деятельности
Результат
Образовательный запрос
Деятельность
Аналитический этап
Рефлексивный этап
Консультирование
Подготовительный этап – задачей этапа выступает моделирование и проектирование деятельности обучающего и разработка методических и программных материалов для организации самостоятельной работы.
Целеполагание – в задачу этапа входят совместное целеполагание и составление технологической карты самостоятельной работы.
Деятельностный этап – особенностью этапа является то, что педагог и ученик меняются ролями: ученик осуществляет познавательную деятельность, занимая активную позицию; учитель выполняет роль консультанта.
Рефлексивный этап – оценивание учебных достижений обучающегося.
Аналитический этап – анализ полученных результатов, делают вывод, вносят коррективы.
Таким образом, повышение роли самостоятельной работы предполагает:
Коррекцию учебных программ с целью увеличения доли самостоятельной работы обучающегося над изучаемым материалом, включение тем, выносимых для самостоятельного изучения, в том числе и с помощью компьютерных методических средств.
Оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий обучения, активное использование информационных технологий, позволяющих обучающемуся в удобное для него время осваивать учебный материал.
Совершенствование системы текущего контроля работы обучающихся, введение балльно-рейтинговой системы и широкое внедрение компьютеризированного тестирования.
Совершенствование методик проведения проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, поскольку именно эти виды деятельности в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению допрофессиональных задач.
Коррекцию