Урок внеклассного чтения на тему: Чтение художественных произведений о ВОвойне
Пояснительная записка
1. Автор (ФИО, должность)
Цыремпилова Дарижап Цыбиковна, учитель начальных классов
2. Название ресурса
Чтение художественных произведений о великой Отечественной войне
3. Вид ресурса
Конспект. Содержание и технология урока
4.
Предмет, УМК УМК «Школа России»
5. Цель и задачи ресурса
Цели: формировать читательские умения у детей при работе с текстом; активизировать осмысленное чтение.
Задачи:
-развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
-развивать умение ориентироваться в группе книг с опорой на иллюстрацию и название книги.
-воспитание нравственных качеств через произведения о ВОВ;
-стимулировать интерес к чтению, потребность в самостоятельном чтении.
- вызвать чувство гордости за свой народ, воспитывать патриотизм и любовь к Родине
6. Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс 2 класс
7. Программа, в которой создан ресурс 8. Методические рекомендации по использованию ресурса Урок может быть использован как на уроке внеклассного чтения, также на уроках литературного чтения и внеклассных мероприятиях
9. Источники информации
Сборники Л. Кассиля «Главное войско», «Твои защитники», С.П. Алексеева «Рассказы о войне», книга С. Михалкова «Быль для детей», произведение С. Георгиевской «Галина мама» и др.
Внеклассное чтение (2 класс)
Тема: чтение художественных произведений о великой Отечественной войне.
Цели: формировать читательские умения у детей при работе с текстом; активизировать осмысленное чтение.
Задачи:
-развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
-развивать умение ориентироваться в группе книг с опорой на иллюстрацию и название книги.
-воспитание нравственных качеств через произведения о ВОВ;
-стимулировать интерес к чтению, потребность в самостоятельном чтении.
- вызвать чувство гордости за свой народ, воспитывать патриотизм и любовь к Родине.
Адаптационные цели:
- учить работать в группе
Планируемые метапредметные результаты:
познавательные УУД:
умение извлекать информацию из текста;
на основе анализа объектов делать выводы;
коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
умение оформлять свои мысли в устной форме;
умение работать в паре, группе;
регулятивные УУД:
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию:
личностные УУД:
умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.
Оборудование и материалы: сборники Л. Кассиля «Главное войско», «Твои защитники», С.П. Алексеева «Рассказы о войне», книга С. Михалкова «Быль для детей», произведение С. Георгиевской «Галина мама»; портрет С.В.Михалкова, Л.Кассиля, Виктора Талалихина; слова для словарной работы; иллюстрации.Содержание и технология урока:
Этапы урока;
задачи в деятельности обучающихсяДеятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
1.Актуализация знаний обучающихся
Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Организационный момент
Эмоционально- психологический настрой.
- Хорошее настроение – это залог успеха. Успех- это удача. Давайте пожелаем друг другу удачи. «Желаем удачи» (произносим хором).
-Сегодня на уроке мы поговорим с вами на очень важную и интересную тему. Произносят хором Личностные
Коммуникативные
2.Целеполагание
Цель: организовать формулировку темы урока детьми
Определить тему урока
Работа с выставкой книг.
Цель: закрепление умений в ориентирование в книгах
Работа с выставкой книг.
-Ребята, посмотрите на выставку книг, прочитайте названия произведений, рассмотрите иллюстрации к ним.
- Возьмите в руки книги, которые лежат
Скажите, кто, что держит сборник или произведение?
Докажите
- А как мы найдем нужный нам рассказ в сборнике?
Итак, о чем сегодня мы будем читать?
А как вы догадались? Высказывания детей (предположения)
(О войне, о защитниках Отечества)
Ответы детей
По иллюстрации можно узнавать, о чем рассказывается в книге
По содержанию в книге можно узнавать на какой странице, находится рассказ.
Узнали, где сборник рассказов, а где одно произведение.
О наших защитниках Познавательные УУД:
Формир. умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.
Познавательные (логические - анализ объектов с целью выделения признаков)
Познавательные (информационные - извлечение информацииФормирование умения ориентироваться на развороте книги;
Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)
Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом)
Регулятивные (удержание цели урока)
3.Открытие новых знаний
Цель: организация мыслительной операции в познавательном процессе.
Прочитаем тему урока хором
«Наши защитники»
Что мы будем делать на этом уроке?
-Какую цель поставим перед собой?
- Также сегодня на уроке мы будем оформлять обложку книги.
В конце урока каждый оценит свою работу. Поэтому давай те работать дружно, помогать друг другу и учиться слушать других.
Ассоциация.
Кого вы представили, когда услышали слово «Защитник»
- Что он делает?
Защитник.
Защищает.
Оберегает.
Охраняет.
- в словаре Ожегова слово «защитник» имеет следующее значения:
1.Тот, кто защищает, охраняет, оберегает.
Читать, рассказывать о войне.
Слушать внимательно друг друга; читать внимательно; понимать прочитанное (воины, солдаты, охраняет, защищает).
Коммуникативные (К): использовать речь для регуляции своего действия,
4.Чтение произведения или отрывка учителем вслух
Цель: формирование умения слушать В каждой семье были защитники нашей Родины. О войне, ее героях и Победе написано много рассказов, стихов, песен.
Сейчас я прочитаю отрывок из произведения С.В.Михалкова «Быль для детей»,
- Но прежде, скажите, что такое быль?
- О чем это стихотворение?
«Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,
Это значит – против нас.
И от моря и до моря
Встали русские полки
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога»
Быль – это, что было и будет на самом деле.
УУД на данном этапе: Р: Принятие целей. Готовность к чтению.
К: понимать на слух текста рассказа; построение речевых высказываний.
учащиеся учатся слушать –коммуникат УУД
Беседа-рассуждение о прочитанном-О какой войне идет речь?
В 1941 году война пришла на нашу землю. Рано утром 22 июня гитлеровские войска перешли границу СССР. Фашистские главари хотели поработить наш народ, захватить природные богатства нашей страны, разграбить или уничтожить её культурные ценности.
- Кто дал немецким войскам приказ?
- Кто встал на защиту страны?
- На защиту Родины встала вся страна, все – от мала до велика. Мужчины ушли на фронт, женщины, старики и дети работали у станков, рыли окопы, выращивали хлеб, отправляли продукты на фронт для родной армии.
П: воспринимать художественное произведение, извлечение из текста необходимой информации, аргументировать точку зрения
Знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать
Знакомство с произведением Л. Кассиля «Таран»
Отгадайте загадку, о каком солдате идет речь, и узнаете, о ком мы будем читать следующее произведение.
Он поднимает в небеса
Свою стальную птицу.
Он видит горы и леса,
Воздушные границы.
Зачем летит он в вышину?
Чтоб защитить свою страну!
Прочитайте заголовок следующего произведения.
-Подумайте, о чем оно?
- Мы познакомимся с рассказом о летчике, написанный Львом Абрамовичем Кассилем. Называется рассказ «Таран».
Портрет Л.А. Кассиля на доске и карточка «Таран»
Рассказ об авторе.
-Лев Кассиль детский писатель. С детства любил сочинять разные истории, а в 9 лет написал свое первое стихотворение. Написал много произведений о Великой Отечественной войне, о замечательных и хороших людях.
-Как называется произведение, которое мы будем читать?
-Кто знает, что такое таран?
-Сейчас я прочитаю рассказ, а вы проверите свои предположения, правы вы оказались или нет.
О летчике
«Таран»
Предположения детей
Прогнозирование (регулят)
формирование умения находить ответы на вопросы в иллюстрации
Умение удерживать цель.
Цель: Познакомиться с рассказом «Таран»
Чтение учителем рассказа «Таран»
Предметные УУД
Воспринимать художественный текст в исполнении учителя.
Первичная проверка понимания.
-Вы поняли, что такое таран?
-Какой подвиг совершил лётчик?
-Почему он так поступил?
-Какие чувства вы испытали?
Таран – это прямой удар самолёта (танка, корабля), наносящий пробоину, пробивающий дыру
Уважение, гордость, страх, восхищение Морально-этическая ориентация и нравственная оценка: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания;
Личностные УУД:формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Во время физкультминутки мы определим, какие слова подходят «защитнику».
Если «да» вы громко хлопаете в ладоши, если «нет» - отдаёте честь, как воины.
(верность, косынка, смелость, отвага, военная форма, трусость, честность, сила, фартук, героизм, предательство, мужество)Самостоятельное чтение учащихся названного педагогам произведения
Формирование первичных умений на основе самоконтроля
Цель; чтение и поиск необходимой информации
Прежде чем вы начнете читать, мы проведем словарную работу
Словарная работа.
-В тексте вам встретились слова.
Вывешивается плакаты с надписью (поочередно).
-Кто знает что такое...
Таран - нанесение своим самолетом повреждений вражескому самолету.
- Прочитайте.
В рассказе говорится о двух самолетах
о каких?
Показ картин ( бомбардировщик и истребитель)
- Где здесь немецкий самолет, а где наш?
Бомбардировщик - военный самолет, который уничтожает цель при помощи бомбы. Бомба, бомбить, бом – бар – ди - ров-щик;
Истребитель - военный самолет, уничтожающий воздушные цели.
Пропеллер - устройство для приведения в движение самолетов, вертолетов. про- пел- лер
Сейчас вы будете читать самостоятельно (индивидуально листочки по слогам)
- Читайте внимательно, вдумчиво, так как после чтения вы должны найти отрывок, где описывается вот этот момент воздушного боя. (Показ картины)
-Найдите в тексте место, как наш летчик совершил таран.
и подчеркните карандашом этот момент.
Самостоятельное чтение учащихся
-Ребята, как вы думаете, почему нашему летчику так нужно и важно было уничтожить этот самолет?
Выборочное чтение
- Прочитайте, то место где описывается, как наш летчик совершил таран.
Чтение учащимися выбранного отрывка
Работа с пословицей:
-Подходит ли эти пословица к рассказу «Таран»? Объясните, почему?
Где смелость, там и победа.
-Этот рассказ был написан о подвиге Виктора Талалихина — настоящем герое . А таких летчиков во время этой войны было очень много, что даже немецкое командование запретило своим летчикам приближаться к нашим самолетам ближе, чем на 100 метров, чтобы избежать тарана.
Таран – это прямой удар самолёта (танка, корабля), наносящий пробоину, пробивающий дыру
Знакомство с приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. Поиск и выделение необходимой информации: от учащихся требуется самостоятельное нахождение определенного фрагмента текста
Моделирование обложки
Цель: учиться составлять модель обложки
Ребята, а теперь мы с вами попробуем оформить обложку нашей книги.
- Что напишем на самом верху
- Название рассказа
- Что нам еще надо сделать?
- А как называют людей, которые рисуют картины?
- У нас тоже будет иллюстрация к нашей книге.
- Покажите ваши книжки
- Это сборник или произведение?
- Кому вы прочитаете дома свою книжку?
Имя , фамилию автора
Таран
Иллюстрацию
Художники Знаково-символические действия. Моделирование на уроке внеклассного чтения: составление моделей обложек
Цель: зафиксировать новое содержание урока
Аллея Защитников Отчества
- К какому празднику вы нарисовали рисунки;
- У каждого в семье кто – то служил в армии?
-Расскажите
Вывод: Можем ли их тоже назвать «Защитниками Родины?»
«Синквейн»
Итак: Наши защитники
- Какие они?
-Что они делают?
-Придумайте предложение со словом «Защитники»
- Как мы по- другому можем назвать защитника? Рефлексия учебной деятельности.
Контрольно – оценочный этап
Цель:Формировать умение оценивать себя
У вас на партах лежат звёздочки. Если вы согласны с моим утверждением, поднимайте звёздочку вверх.
-Своей работой на уроке я доволен.
-За урок я не устал.
-Материал урока был мне полезен.
Домашнее задание.
1)Прочитай рассказ своим близким и узнай их мнение о поступке героя
2) Напишите поздравление солдату ко Дню 23 февраля Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельностиРекомендации Посмотрите на выставку.
Знакомство с ними вы можете продолжить самостоятельно дома. Эти книги вы можете взять в библиотеке имени Абидуева и в библиотеке им А. Гайдара.