Методический доклад на тему «Игровая технология как способ преодоления сценического волнения начинающих музыкантов»


Методический доклад преподавателя МБОУ ДОД
«Детская школа искусств№6» города Курска
Рубанова Геннадия Валерьевича
Тема: «Игровая технология как способ преодоления сценического волнения начинающих музыкантов».
Курск - 2015
«Игровая технология как способ преодоления сценического волнения начинающих музыкантов»
Успешность музыкально-исполнительской деятельности напрямую зависит
не только от музыкальной одаренности ученика и профессионального мастерства его педагога-музыканта, но и от уровня общей социально-психологической адаптации, и готовности ученика к общению с публикой.
В процессе выступления музыкант испытывает серьезные нервно-психические нагрузки, связанные с необходимостью полной эмоциональной, интеллектуальной и физической отдачи. Музыкант одновременно должен продемонстрировать и исполнительскую технику, и артистизм, и владение звуком, учитывая при этом акустические особенности заполненного зала и реакцию слушателей на его исполнение.
Некоторые психологи рассматривают концертное выступление как «итоговую деятельность в экстремальных условиях», поскольку сценическое волнение может стать «камнем преткновения» для любого музыканта-исполнителя, в том числе, и самых юных.
Как правило, маленькие дети любят выступать. Но как только они начинают осознавать, что их действия на сцене могут быть оценены другими людьми, сидящими в зрительном зале, у многих детей возникает психологический дискомфорт, а зрительный зал постепенно превращается для них в источник стресса.
Большинство психологов и педагогов-практиков сходятся в том, что первое проявление симптомов сценического волнения дает о себе знать в возрасте 10-11 лет, и данная возрастная категория в этом смысле считается типовой.
Чтобы исключить сценические срывы и снизить порог тревожности, необходимо начинать сценическое воспитание будущего музыканта-исполнителя с самых первых дней обучения в ДШИ, выстраивая процесс с учетом современных конкурентных условий.
Для решения подобных проблем требуются оптимальная психологическая стратегия и тактика. Их разработку целесообразнее проводить на основе диагностических исследований ребенка - свойств его нервной системы, активации и функциональной асимметрии полушарий головного мозга; свойств восприятия, памяти, мышления, реакций темперамента и других индивидуальных особенностей. По сути это – работа для специалистов-психологов.
Но как быть, если в штатном расписании школы психолог не предусмотрен? Ведь музыкально-исполнительская деятельность (публичные выступления) - это не просто один из элементов обучения в школе искусств, которым можно было бы с легкостью пренебречь! Это, во-первых, - уникальная возможность реализации художественно-творческого потенциала наших детей. А, во-вторых, - это базовая опора всего музыкального образования, частью которого и является музыкальное исполнительство.
Поскольку отказаться от музыкально-сценической деятельности не представляется возможным и, учитывая, определенный дефицит научных сведений о природе и сущности сценического волнения как одной из форм психического состояния личности, исполнители и их педагоги не прекращают эмпирических поисков эффективных приёмов психологической подготовки к концертному выступлению. Многие музыкальные педагоги предлагают ученикам рекомендации, основанные на личном опыте, по принципу: «Делай, как я!».
Ценные советы по психологической подготовке исполнителей можно отыскать в книгах, статьях, воспоминаниях, методических разработках выдающихся музыкантов и педагогов – Л.А. Баренбойма, Д.Д. Благого, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауза, и др.
Следует, однако, отметить, что большинство авторов научных работ - исполнители-пианисты, а также то, что эти рекомендации мало систематизированы и, соответственно, нет общих методик, особенно для работы с начинающими музыкантами.
В данной работе предлагаются некоторые обобщенные результаты поиска наиболее универсальных способов, направленных на снижение уровня сценического волнения учащихся, не зависимо от их специализации.
1. Рациональный подбор репертуара
С учетом индивидуальных возможностей подбирается репертуар оптимального уровня исполнительской сложности, что особенно актуально для учащихся 1-2 года обучения, не имеющих технических и сценических навыков. Учащимся предлагаются произведения минимального размера, не требующие яркой динамики. При этом активно учитываются пожелания самих учащихся, так как личная заинтересованность в выучивании понравившегося произведения значительно повышает уровень мотивации, а успешность работы укрепляет уверенность в своих силах. Низкий (а в некоторых случаях даже сильно заниженный) уровень сложности - непременное первоначальное условие более качественной деятельности учащихся: их стабильности, эмоциональной устойчивости, самоконтроля, когда у ребенка «все под контролем», – как на уроке, так и во время выступления. При выборе каждого последующего произведения начинает учитываться зона ближайшего развития учащегося.
2. Формирование стабильности в концертном выступлении за счет добросовестной предварительной подготовки
В предварительную подготовку необходимо включить следующее.
2.1. Сотрудничество педагога и ученика в создании «концертного» варианта произведения в условиях класса, куда помимо работы над целым произведением, нужно активно включать методику создания «опорных точек». Данная методика дает ученику навык исполнения произведения, начиная, практически с любого его места. Это – эффективный способ устранения отказов памяти учащегося во время выступления.
2.2. Домашняя работа учащегося с высоким уровнем самоорганизации и самоконтроля.
Здесь, особенно на начальном этапе, решающую роль играет степень сотрудничества педагога с родителями. Поскольку для ученика – это новый вид деятельности, без специальных объяснений, как именно ему нужно работать дома, и контроля со стороны родителей вряд ли стоит ждать высоких достижений в этой области.
2.3. Предварительное многократное обыгрывание подготовленного материала в различной обстановке:
- в классе, в сотрудничестве с другими детьми. При этом выступление обсуждается и оценивается другими учащимися с позиций, что удалось – что не удалось. Более опытные учащиеся дают необходимые рекомендации к дальнейшей работе, а педагог, завершает обсуждение, подводя итог;
- в зале, в таком же сотрудничестве, если есть такая возможность;
- выход на различные, пусть даже незначительные площадки, с приглашением друзей, родственников, одноклассников и пр.
3. Предварительная отработка комплекса сценических ритуалов
Выход, поклон, улыбка, начало, завершение выступления, уход со сцены. Это позволяет учащимся с самого начала почувствовать себя на сцене более комфортно и значительно повышает их артистизм.
4. Предварительное изучение акустических возможностей сцены (если позволяет ситуация).
5. Организация режима труда и отдыха учащегося в преддверии концерта с целью сохранения оптимального уровня его сценического самочувствия (отсутствие переутомления).
6. Удобная комфортная одежда на сцене.
Для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения можно предложить следующие дополнительные меры.
1. Постепенное привыкание к условиям публичного выступления через работу в ансамбле.
2. Эпизодическое включение учащегося в концертную программу с произведениями заниженного уровня сложности с целью повышения самооценки.
3. Участие в общей программе, но в самых первых номерах концерта с целью сократить время пребывания в стрессовой ситуации.
Вышеуказанные способы и меры способствуют формированию положительного отношения учащихся к музыкально-сценической деятельности, что уже само по себе является барьером для стрессовых ситуаций. Но все они, в той или иной мере, требуют присутствия и участия в них педагога.
Однако сценическая подготовка это - не только сотрудничество педагога с учеником, но и обязательная самостоятельная работа учащихся. Соответственно нужны простые, доступные для учащихся средства и способы снижения уровня сценического волнения, которыми они, при желании, смогут воспользоваться и без помощи педагога. При этом, хорошо бы самих учащихся включить в поиск таких средств, используя сотрудничество и применяя игровые технологии.
Список используемой литературы:
1. Амонашвили Ш.А. «Гуманная педагогика»: Актуальные вопросы воспитания и развития личности. М.: Амрита- Русь, 2010
2. Баренбойм Л.А. «Музыкальная педагогика и исполнительство» Л.:Музыка3. Коган К. «У врат мастерства» М.: Музыка, 1969
4. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры»: Записки педагога. М.: Классика-XXI, 1999
5. Левин Э.А., Прокофьева О.И. «Самообразование детей в школе»: Новаторская методика. Р-на-Д: Феникс, 2008
6. Литвиненко Ю.А. «Роль публичных выступлений в процессе обучения музыке» М.: «Педагогика искусства» №1, 2010
7. Михайленко Н.П. «Методология исполнительского мастерства гитариста» К:Ровно, 2009
8. Петрушин В.И. «Музыкальная психология»: Учеб. Пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997
9. Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий»: в 2-х томах. М.: НИИ школьных технологий, 2006
10. Цагарелли Ю.А. «Психология музыкально-исполнительской деятельности»: Учебное пособие. С-Петербург: Композитор, 2008