Первоклассное ТВ, 6 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Первоклассное ТВ» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 5,6 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения. Предпосылкой для введения курса «Первоклассное ТВ» стала деятельность школы по созданию школьного телевидения.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся и их социализации в содержательном досуге, участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Сегодня государством заявлен запрос  не просто на человека, а на личность, которая должна обладать целым набором качеств:
Самостоятельностью в принятии решений
Умением отвечать за свои решения
Способностью нести ответственность за себя, своих близких
Готовностью действия в нестандартных ситуациях
Обладанием приемами учения и готовность к постоянной переподготовке
Обладанием набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний
Толерантностью, т.к. жизнь в социуме – поиск разумных компромиссов.
Чтобы воспитать такую личность необходимо, чтобы процесс обучения был процессом обучения деятельности, т.е. учение должно быть мотивированным (ребенок самостоятельно ставит перед собой цель и находит пути ее достижения). Школьнику необходимо предоставить максимальные возможности для формирования у него установки на творческую деятельность.  
Для этого необходимо:
пробудить у ребенка интерес к самому себе;
научить его стремиться к созданию нового, нестереотипного;
научить делать самостоятельный выбор, принимать решения.
С момента рождения ребенок становится индивидом, но не является личностью. Становление личности при восприятии опыта, ценностных ориентаций данного общества, культуры в целом, что называют социализацией. На первых этапах формирования личности социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность. Школа – это первый социальный институт ребенка, именно там он получает свой первый жизненный опыт, начинает присматриваться и действовать в мире взрослых. Полноценный социальный опыт приобретается только в конкретной деятельности, а не в ее имитации.
Цель курса: создание условий для нравственного совершенствования личности обучающихся, формирования социального опыта младших подростков через участие в занятиях киноклуба и включение в проектную деятельность.
Планируемый результат - повышение уровня сформированности нравственных качеств и развитие социального опыта младших подростков.
Задачи:
Создавать условия для высказывания обучающимися их мыслей, проявления эмоций и чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим.
Способствовать формированию у младших подростков культуры общения: учить общаться с детьми и взрослыми, слушать друг друга, находить компромисс в общении, достойно оппонировать другой точке зрения и корректировать собственную позицию, принимая убедительные контраргументы.
Организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей – героев фильмов. Учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения – родителей, учителей.
Помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями нашей страны и вечными нравственными ценностями.
Учить детей сотрудничеству, мотивированной оценке деятельности друг друга.
Включать детей в проектную деятельность.
Отбор фильмов для работы с детьми осуществляется на основе следующих принципов:
•Природосообразности•Культуросообразности•Коллективности
•Патриотической направленности
•Диалогичности
Место курса «Первоклассное ТВ» в школьном образовании.
Программа «Первоклассное ТВ» предназначена для учащихся 5, 6 классов и реализует межпредметные связи с риторикой, литературой, музыкой, информатикой, культурой общения.
Набор учащихся свободный, желательно чтобы «Киноклуб» посещали дети всего класса, т.к. это способствует раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка; помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения.
Режим занятий.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (35 занятий в год). Эту программу можно продолжить и в следующих классах средней школы.
Основные направления деятельности
Информационная. Школьный кружок «Юный журналист» и школьная газета – самая оперативная и многогранная форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы .Образовательная. Школьная газета используется в процессе преподавания школьных предметов. Подготовка номеров газет требует вовлечения детей в различные формы деятельности: учащиеся получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, наборщика, корректора. Обучаются дети современным технологиям, занятия проходят с использованием ИКТ. В результате работы с детьми по выпуску газет возрастает их мотивация к обучению.
Воспитательная. Организация внеклассной воспитательной работы с учащимися на базе кружка и школьной газеты позволяет с пользой занять их свободное время, классным руководителям использовать школьную газету для централизованной подачи материалов во время проведения тематических классных часов и внеклассных мероприятий. Газета – это общественный голос школы, отражающий реальные проблемы сегодняшней жизни и воспитывающий стремление сообща решать возникающие вопросы и проблемы, что способствует формированию общественного мнения, воспитанию гражданской позиции учащихся, сплачивает коллектив в единое целое.
Коммуникативная. Подготовка газеты – дело коллективное, в процессе работы над выпуском дети общаются с разными людьми. Коллегиальное решение всех вопросов, общение способствуют развитию коммуникативных качеств учащихся.
Управленческая. Школьная газета – это самая оперативная форма передачи необходимой информации от управленческой структуры к подразделениям школы. Целесообразно использование для совершенствования руководства ученическими организациями.
Координирующая. Различные подразделения школы через газету согласуют свои действия, пропагандируют свои успехи и достижения, обсуждают свои трудности и проблемы.
Планируемые личностные,
метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Оценивать предъявленное готовое решение.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Грамотно излагать информацию в форме заметки, корреспонденции, интервью, зарисовки;
Оценивать поступки людей в заметках, интервью с точки зрения и этики и эстетики;
Вести беседу.
Особенности, отличия и преимущества данного вида
образовательной деятельности от традиционных.
Средства массовой информации не могут не учитываться в качестве одного из важнейших компонентов образования, поскольку они несут значительное количество информации, которую можно эффективно использовать в системе образования школьников.
Ожидаемый результат:
Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой выпуск итоговой выпуск новостей, фильмов, роликов.
Прогноз:
ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; формирование умений и знаний в области кинематографии.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Уровни развития Уровни результата воспитания Показатели воспитанности и развития
Зона актуального развития
Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность. 1 уровень результата Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включенность, согласованность знаний, умений, навыков.
Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать. 2 уровень результата Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов.
Зона ближайшего развития
Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. 3 уровень результата Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками.
Дети получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, печатаясь в периодической школьной прессе, развивают свои творческие и коммуникативные способности. Осваивают первичные навыки работы с текстом на компьютере.
В этом возрасте учащиеся уже имеют первоначальные навыки работы на компьютере. Это является одним из важных условий, способствующих успешному усвоению программы.
Основанием для приема учащихся является наличие интереса к журналистскому делу, умение пользоваться компьютером.
Календарно - тематическое планирование занятий 6 класс
№ Тематика занятий Кол-во часов Дата
план. факт.
1 Вводное занятие. Цели и задачи кружка 1 2 Культура устной речи 1 3 Краткое введение в историю российского кинематографа 2 4 Цифровая фотография
5 Из чего состоит фотокамера. Основные приемы съемки 1 6 Знакомство с программой обработки фотографий «Adobe Photoshop» 2 7 8 Фотомонтаж. 1 Технология создания фильмов и видеоклипов
9 Общие сведения о цифровом видео. Секреты создания фильма 1 10 Знакомство с программой «Киностудия» 2 11 12 Технология создания фильмов и видеороликов 3 13 14 Создание школьных видео роликов
15 Структура ролика на примере готового школьного ролика. Просмотр школьных роликов 1 16 Фотосессия 17 Выбор темы, сюжета, сценария ролика 4 18 19 20 21 Создание ролика 6 22 23 24 25 26 27 Работа над ошибками. Создание ролика
4 28 29 30 31 Выпуск новостей/фильмов/роликов 3 32 33 34 Подведение итогов за учебный год 1 ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;
виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование); структуру текста (заголовок, смысловые части);
основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж;
принципы оформления ролика.
Учащиеся должны уметь:
анализировать источники информации;
набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию;
находить источники интересной информации путем наблюдения, работы с документами;
составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;
написать сценарий ролика;
составлять фоторепортаж, видео-ролик.
ДОСУГОВАЯ РАБОТА
Экскурсия в редакцию районной общеполитической газеты “Приамурье”
Встреча с сотрудниками ВГТРК «Вести-Комсомольск-на-Амуре»
Презентация работ “Моя визитная карточка”
“Я расскажу о…” – серия самостоятельно оформленных роликов
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
1. Предварительный контроль:
Выявление подготовленности ребенка - владение навыками работы на компьютере (собеседование, практические задания, упражнения)
2. Промежуточный контроль:
Контроль за усвоением знаний, умений, навыков. Диагностика формирования коммуникативных навыков, развития творческих способностей.
3. Заключительный контроль: полученные за учебный год умения и навыки (выпуск газеты, ролика).
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕКОГО КОНТРОЛЯ
№ п/пСроки Знания, умения, навыки, которые контролируются Форма подведения итогов
2. Ноябрь Умение анализировать источники информации Сравнительный анализ СМИ
3. Декабрь Умение набирать и форматировать текстовую информацию Презентация работ “Моя визитная карточка”
4. Февраль Умение написать заметку, составить репортаж, фоторепортаж Готовый материал для газеты
6. Апрель Умение оформлять статью в соответствии с принятыми стандартами, умение создавать видеоролик Готовая статья в школьную газету, видео ролик
7. Май Полученные за учебный год умения и навыки Выпуск газеты и видеоролика
Результативность программы.
Основными показателями работы по данной программе являются:
1. Повышение степени удовлетворенности детей и их родителей от деятельности объединения;
2. Приобретение детьми новых знаний и умений, т.е. нового положительного жизненного опыта.
Перечень оборудования:
Занятия проводятся в кабинете, оборудованном необходимыми техническими средствами: компьютер, проектор. Материальное обеспечение – наличие фотоаппарата, видеокамеры. Необходимы также бумага и краска для принтера, ватманы, маркеры, фломастеры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журналистика в школе. Спирина Н.А., Волгоград., «Учитель». 2008
2. Газета “Класс”. Учредитель – Администрация Ростовской области.
3. Общественно-политическая газета Комсомольского района «Приамурье».
4. Программа предпрофильной подготовки Лепилкиной О.И., Умновой Е.Ю. и др. “Азбука журналистики”.
5. Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов. Практика административной работы в школе. №6. 2005.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
Бельговского сельского поселения
Рассмотрено
На заседании методического совета
Протокол № ______
«__»__________2016г
Руководитель МО
______________
Глухова М.П. Согласовано
Зам. директора по УВР МБОУ ООШ Бельговского сельского поселения
_____________
Дигор А.К.
«__»____________2016г. Утверждено
Директор МБОУ ООШ Бельговского сельского поселения
_______________
Кузюрина О.И.
«__»___________2016г.
ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ 6 КЛАССА
«Первоклассное ТВ»
по общекультурному направлению
Составитель:
Гурова Анастасия Викторовна
учитель математики
2016 – 2017 уч. год