Программа правового клуба Фемида
Программа клуба правовых знаний "Фемида"
Паспорт программы деятельности клуба правовых знаний "Фемида"
Название программы программа деятельности клуба правовых знаний"Фемида"
Организация – исполнитель КГУ ОШ № 29
Автор программы Алдабаева Кумус Гапаровна –учитель истории
Цель, основные задачи программы Цель работы клуба правовых знаний"Фемида" является воспитание современного цивилизованного человека – гражданина и патриота. Программа кружка призвана содействовать подготовке учащихся к жизни в условиях нового Казахстана, адаптации его цивилизованным и социокультурным особенностям. Формирование правового сознания школьников.
– информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность;
– содействие в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся;
– воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права;
– воспитание чувства ответственности за совершённые дела и поступки усвоение школьниками основных ценностей и понятий гражданского общества;
изучение норм общественной жизни, законов ее регулирующих, и деятельности общественных институтов;
знакомство с нравственными и правовыми нормами, регулирующими отдельного человека и общества в целом;
развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни и в социально- значимых акциях;
воспитание качеств гражданина – патриота, ответственности, уважения к другим и самому себе, чувства собственного достоинства;
расширение общекультурного кругозора, формирование правовой культуры и гражданской грамотности;
знакомство с законами РК и нормативно- правовыми документами.
Направленность Социально – педагогическая
Возраст детей, на которых рассчитана программа Учащиеся образовательной школы 13-15 лет
Срок реализации программы Программа рассчитана на 1 год
Место реализации программы КГУ ОШ № 29
Основные формы работы Беседы, изучение документов,дебаты,презентацииЦели, задачи, предполагаемый результат
Цель программы: Формирование правовой культуры у учащихся, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, республиканского, областного ,городского и школьного уровней. Профилактика правонарушений несовершеннолетних.
Задачи программы:
Информирование учащихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность. Содействие в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся.
Воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права.
Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 13 до 15 лет.
Срок реализации программы: 1 год
Учебный материал делится на две части: теоретический и практический
Режим занятий Занятия ведутся группой, подгруппой, несколькими подгруппами.
Ожидаемые результаты:
За 1 год занятий кружка воспитанники должны:
Знать содержание наиболее законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РК; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина РК в осуществляющей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;
Усвоить совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;
Различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения
№ п/п Тема Всего часов Теория Практика
1. Вводное занятие. Зачем нам необходимо знать законы? (знакомство, распределение обязанностей) 1 1
2. Права и обязанности школьников 2 2
3. Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. 2 1 1
3. Конвенция ООН о правах ребенка
(ст. 12, 13, 15, 17, 18) 1 1
5. Игра «Правовой брейн-ринг» 1 1
6. Игра “Кто кого, или подросток в мире вредных привычек” 1 1
7. Круглый стол “Я – гражданин РК” 2 2
8. Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации) 1 1
9. Здоровый образ жизни. “Вредным привычкам скажем нет” 2 2
10. Круглый стол «Причина роста правонарушений среди несовершеннолетних» 2 1 1
11. Наркомания –как вид девиантного поведения. Преступления, совершаемые подростками. 2 2
12. Влияние молодежных групп. Неформалы. 2 1 1
13. Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ. 2 1 1
14. Формирование зависимости от наркотиков. 1 1
15. Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Просмотр презентаций. 1 1
17. Анкетирование (отношение к наркотикам)Итоговое занятие 1 1
18 Встреча с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних 1 1
19 Конкурс газет “Есть выбор – жизнь без наркотиков” 2 2
20 Правовая игра « Вымогательство и ответственность за него» 2 2
21 Игра – тренинг “Как не стать жертвой преступления?” 1 1
22 Диагностика “Склонности к отклоняющемуся поведению” 1 1
23 Взыскания и наказания 1 1
24 О правопорядке. Правонарушения и преступления. 1 1
25 Итоговое занятие – практикум “Защити свои права” 1 1
Всего 34 часа КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Вводное занятие
Составление плана работы на учебный год. Определение состава и структуры клуба. Знакомство, распределение обязанностей.
“Права и обязанности школьников”
Правила внутришкольного распорядка школы- КГУ ОШ №29
“Конвенция ООН о правах ребенка”
Основные права ребенка. Применение их в жизни. Отношение к человеческой жизни со стороны государства и общества
.Игра «Правовой брейн-ринг»
Гражданско-правовое образование учащихся. Активная гражданская позиция. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.
Игра “Кто кого, или подросток в мире вредных привычек”
Влияние вредных привычек на организм подростка. Быть здоровыми – это необходимость.
“Диагностика”
Выявление интересов, проблем, конфликтных ситуаций у подростков.
“Здоровый образ жизни. Вредным привычкам скажем нет!”
Формирование понятия “здоровый образ жизни”. Влияние вредных привычек на организм человека. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. Выявление его преимуществ для личности и общества. Борьба против негативных явлений.
“Наркомания –как вид девиантного поведения”
Вредные привычки. Преступления, совершаемые подростками под влиянием алкоголя.
“Влияние молодежных групп”
Различные молодежные группы. Их возникновение, основатели.
Неформалы – кто они?
“Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ”
Что такое наркотики? Формирование зависимости от наркотиков. Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Признаки использования наркотических или токсических веществ. Способы лечения. Анкетирование (отношение к наркотикам). Игра “Наркоманы – особые, особенные или…”. Игра-обсуждение “Эпидемия”. Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ. Встреча со специалистом Центра ЗОЖ.
Формы организации занятий
Занятия кружка проводятся группой, подгруппой, несколькими подгруппами. Работая в группах воспитанники учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.
Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра – тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, ток – шоу, тестирование, анкетирование, мониторинг. Интерес к деятельности резко возрастает, если воспитанники включены в игру. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.
Цель игры – сделать серьёзный напряжённый труд интересным для воспитанников.
На занятиях кружка используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности)
Лекция – кратковременное выступление педагога (учащегося) в виде монолога по конкретной проблеме (теме).
Семинар – предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для реферата, доклада.
Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме)
Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).