Партнерство сельского социума и школы в условиях внедрения ФГОС и ФГТ
Партнерство сельского социума и школы в условиях внедрения ФГОС и ФГТ.
заместитель директора по ВР
МБОУ «Хатын-Арынская СОШ им.И.Е.Винокурова»
Максимова В.И.
« В рамках мероприятия по распространению на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей во всех субъектах Российской Федерации будут распространены следующие интегрированные модели общего и дополнительного образования: инновационные воспитательные модели, обеспечивающие формирование гражданской идентичности обучающихся».
Из Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.
В рамках социокультурной модернизации образования, направленной на решение социально-экономических задач республики, будет оказана поддержка муниципалитетам и образовательным учреждениям, реализующим инновационные проекты и программы развития, направленные на решение социально-экономических задач района и обеспечивающих успешную социализацию детей.
Из государственной программы развития образования РС(Я) на 2012-2016 гг.
Внедрение ФГОС потребовало углубления работы с социумом. Одним из принципиальных отличий новых стандартов является стремление к получению личностного результата. Общество стремится к тому, чтобы появлялась личность, которая развивается по собственной траектории, с учетом индивидуальных склонностей, интересов, способностей. Важна личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не количество знаний, полученных в школе. В стандартах второго поколения говорится: “Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны”. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе и делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность социума как полноценного участника образовательного процесса. Социальное партнёрство сегодня – неотъемлемая часть работы образовательного учреждения. Выстраивание системы взаимодействия с социумом позволяет полноценному развитию ОУ: повышению качества образовательного процесса, развитию профилизации, решению воспитательных задач, развитию компетентностей учащихся и т.п.
Социальное партнёрство сегодня качественно меняется. Поэтому структура системы взаимодействия с организациями-партнёрами, социальными структурами выстраивается в соответствии с целями и задачами Программы развития школы.
В основе социального партнерства педагогического коллектива и социума лежат следующие принципы:
- добровольность;
- взаимовыгодность, взаимодополняемость;
- открытость участников партнерства по отношению к друг другу;
- согласование интересов;
- закрепление отношений в нормативно-правовых и договорных актах;
- взаимная ответственность и обязательность выполнения субьектами достигнутых договоренностей;
В основное содержание партнерства входят: участие социума в соуправлении учебно-воспитательным процессом, обмен ресурсами и кооперация ресурсов в сфере воспитания – интеллектуальных, кадровых, информационных, финансовых, материально-технических и др. Предоставление услуг партнеру: консультативных, просветительных, коррекционных, информационных, технических и др. Разработка и осуществление совместных образовательных, социальных, культурных проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач. Технология социального партнерства предполагает разработку содержания, средств, методов образовательно-воспитательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ребенка, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через внеурочную занятость с учетом личностных потребностей и творческих способностей детей и подростков. Для целостного развития детей и подростков, их успешной социализации, раскрытия индивидуализации и творческого потенциала в нашей школе была разработана модель организации социального партнерства внеурочной деятельности детей, сделана ее характеристика и обозначены условия реализации модели и факторы ее успешности. Главной целью построения нашей модели является помощь в процессе всестороннего развития личности ребенка и его социализация. Для реализации модели, прежде всего, нами был составлен план работы, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации).
Основные социальные проекты взаимодействия с социумом за последние 3 года.
№ Социально-культурный проект партнеры результаты
1 Подпроект
«Безопасная дорога» ОГАИ ММО Неоднократные победители улусного конкурса «Безопасное колесо»;
2 Подпроект
«Танцы народов мира» Родители; общественные организации наслега Благотворительный концерт в наслеге;
Вокальная студия Совет ветеранов 2 место в международном конкурсе «Гордость нации» в г.Москве 2012
3 Студия моды Выпускники школы Лауреаты 2 степени в международном конкурсе «Будущее планеты»в г.Санкт – Петербурге 2013
4 Общественное молодежное движение «Молодое поколение И.Е.Винокурова» Администрация МО «Хатын-Арынский наслег» Акции, субботники, консолидация молодежи МО «Хатын-Арынский наслег»
5 Организация летнего отдыха детей Предприятия МО «Хатын-Арынский наслег» Открытие 2 сезона лагерей:
«Фольклор» специалистами Центра культуры;
«Юниор» тренерами отдела спорта и молодежи МО «Хатын-Арынский наслег»;
6 День Здоровья Совет Отцов наслега Участие в республиканском соревновании «Школа выживания»;
7 Радиопередачи Радиостудия МО «Хатын-Арынский наслег» Радиовыступления детей;
8 Музейные уроки Специалисты историко-краеведческого музея им.И.Е.ВинокуроваВстречи со старшим поколением и т.д.
9 Спортивные секции:
Мини-футбол
Пулевая стрельба
Бокс
Настольный теннис тренеры отдела спорта и молодежи МО «Хатын-Арынский наслег»; Призеры улусных, республиканских спортивных соревнований;
10 Час семейной радости Родители Совместные часы общения по разным направлениям
Такая форма работы дает возможность следовать за естественным развитием детей и подростков, опираться не только на возрастные закономерности развития, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые они приложили, чтобы продвинуться вперед в собственном социальном становлении: содружество с разнообразными и интересными формами социализации подростков увлекает и выводит их из мира вредных привычек, безразличного отношения ко всему. Воспитание уважения и бережного отношения к историческому прошлому, настоящему и будущему своего наслега и республики проходит в процессе увлекательной деятельности, и подросток начинает осознавать себя настоящим гражданином современного общества.
Основными этапами социального партнерства являются:
1 этап - организация и проведение диагностики (психологической, педагогической) и анкетирования детей и подростков для выработки рекомендаций с целью улучшения результатов воспитательной деятельности в рамках образовательного учреждения. Полученные сведения по анкетированию позволяют собрать информацию по ряду вопросов, связанных и с социальным окружением.
2 этап - анализ полученной информации. На основе анализа определяется направления, по которым будет строиться работа социального партнерства, выделяется группа, с которыми будет вестись более интенсивная индивидуальная работа (это дети «группы риска», из неблагополучных семей).
3 этап - выработка программы работы, то есть сюда входит отбор мероприятий, методов, и т.д., необходимых для осуществления партнертства. Заключение договоров.
4 этап – деятельностный - построение модели социального партнерства и ее реализации на практике.
5 этап - анализ деятельности, оценка эффективности программы, внесение необходимых корректировок.
Проведенная работа показывает: управляемая взаимосвязь общеобразовательной школы и социума, внеурочная деятельность детей влияет повышение их самооценки, на изменение их моральных ценностей, снижение уровня тревожности, успешную адаптацию в коллективе и их социализацию.
Социальное партнерство участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Образовательное учреждение в условиях реализации новых стандартов становится ключевой фигурой: родители, дети и социум находятся под его пристальным вниманием. Оказание педагогической поддержки как никогда значимо и актуально в современных условиях, так как понять, принять, поддержать - это работа, жизнь и потребность каждого педагога.