Конспект урока музыки в 1 классе по теме Музыка вокруг нас. Хоровод Муз.
«Музыка вокруг нас». УРОК 2: «Хоровод муз» - 1 часСодержание: Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных наро-дов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сход-ство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.Цель: пояснить детям мысль о том, что музыкальный язык разных народов мира, разных стран (несмотря на отличие разговорного языка) понятен всем без перевода.Задачи: - познакомить обучающихся с характерными особенностями песен и танцев разных наро-дов мира;- разучить текст песни, выучить шаг хоровода и научиться исполнять песню-хоровод;- Музыкальный материал:
«Во поле берёза стояла» русская народная песня;
«Берёза» русский хоровод, обр. Е. Кузнецова;
«Хора и Сырба» молдавские народные наигрыши;«Сиртаки» М. Теодоракиса;
«Песня о школе» Д. Кабалевский, В. Викторов
ХОД УРОКАI этап. Организационный момент.Здравствуйте ребята. Сегодня мы с Вами продолжаем путешествие в удивительный мир музыки! Мы продолжим учиться слушать и слышать музыку.ЭПИГРАФ:Послушай, как щебечут птицы,Послушай, как поёт волна.Как дождь в окно твоё стучится,-Повсюду музыка слышна.Т. НекрасоваНа прошлом уроке мы слушали звуки, которые окружают нас.- Вспомните, какие бывают звуки? (Нас окружают самые разные звуки: музыкальные и немузыкальные)- Приведите примеры музыкальных и немузыкальных (шумовых) звуков? (ответы обу-чающихся)Правильно. А ещё на прошлый урок приходила чудесная гостья - Муза. Муза — волшебница, добрая фея, раскрывающая перед людьми чудесный мир звуков, которыми наполнено всё вокруг. Терпсихора подарила нам прекрасную музыку, которую мы с вами охарактеризовали словами: _____________________________________.СЛУШАНИЕ: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского (фрагмент)- Вспомните название этого музыкального произведения? («Па-де-де» из балета «Щел-кунчик»)- Назовите автора этой музыки? (Пётр Ильич Чайковский)Правильно, эту музыку сочинил композитор – Пётр Ильич Чайковский.- Вспомните, кто ещё нужен, чтобы зазвучала музыка? (Композитор – исполнитель-слушатель)3 этап. Изучение нового материала.Правильно. В реальной жизни не всем доведётся быть исполнителями музыки или её композиторами. Для этого необходимо обладать природным музыкальным даром, редкими способностями. А чтобы быть внимательным слушателем нужно только желание. Музыка сопровождает нас с самого рождения.Сегодня мы будем знакомиться с музыкой, которая звучит в самых различных жизненных обстоятельствах. Вспомните какой-нибудь праздничный день. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Все поют, танцуют, веселятся. Но песни и танцы словно перестают быть каким-то особым музыкальным искусством, мы просто развлекаемся, отдыхаем. А когда мама поет колыбельную песню, никто не подумает, что она занимается музыкой, — музыка становится частью жизни. Муза поведет нас из страны в страну, будет раскрывать перед нами - слушателями особенности песен и танцев разных народов мира.Обратите внимание на доску. СЛАЙД 1Давайте все вместе почитаем тему нашего урока «Хоровод Муз».Кто такие Музы мы уже знаем.
Но в Древней Греции было 9 Муз, покровительниц искусств. Сегодня мы встретимся с Музой по имени Терпсихора. Она покровительница танцев и познакомит нас с хороводами разных стран.
Слайд 2- А что означает слово «хоровод»? (ответы обучающихся)Хоровод – это народная песня-танец, в котором исполнители двигаются по кругу друг за другом. (Учитель обращает внимание обучающихся на доску). СЛАЙД 3Посмотрите внимательно на это слово. ХОР – много певцов; ВОД (водить) – танцевать.Вот и получается что ХОРОВОД – песня-танец.
Слайд 4
В театральных представлениях Древней Греции хор был одним из действующих лиц спектакля.
Хоровод также древний вид искусства, который есть у каждого народа. Хоровод – это всегда движение, чаще всего по кругу.ФОНОГРАММА. Звон колокольчика.- Вы слышали, как прозвенел колокольчик? (ответы обучающихся)Это наша фея хочет, чтобы мы отправлялись в путешествие по разным странам. Первая страна, в которую мы попали – РОССИЯ. (На доске открывается табличка) слайд 5В РОССИИ существует множество хороводов. Русская народная песня-хоровод с которой мы будем знакомиться сегодня наверняка известна вам. Попытайтесь узнать её.слайд 6Слушать и смотреть видео ансамбля «Березка»: «Во поле берёза стояла».слайд 7- Узнали? Как называется эта песня? (ответы обучающихся)- Как звучит эта мелодия? (ответы обучающихся)Попробуем спеть эту песню так же нежно, неторопливо, чисто.ПЕНИЕ: «Во поле берёза стояла».1. Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, люли, стояла. 2. Некому березу заломати, Некому кудряву заломати, Люли, люли, заломати. 3. Как пойду я в лес, погуляю, Белую березу заломаю, Люли, люли, заломаю. 4. Срежу я с березы три пруточка, Сделаю себе я три гудочка, Люли, люли три гудочка. 5. Четвертую балалайку, Пойду я на новые сени, Люли, люли на сени. 6. Стану в балалаечку играти, Стану я милого будити. Люли, люли, будити:7. Встань ты, мой милый, проснися, Ты, душа моя, пробудися. Люли, люли пробудися. 8. Пойдем в терем веселиться. Пойдем в терем веселиться, Люли, люли, веселиться. Но ведь «Во поле берёза стояла» не только песня. Это хоровод – песня-танец. Давайте подберём выразительные движения к этому танцу.РАЗЫГРЫВАНИЕ ПЕСНИ: «Во поле берёза стояла»+ колокольчик. Молодцы. Но снова прозвенел колокольчик, а это значит, Муза перенесла нас в новую страну. Это МОЛДАВИЯ. (На доске открывается табличка). слайд 8Там тоже существует известнейшие хороводные пляски с пением. Называются они «Хора и Сырба».
слайд 9
Послушаем их.СЛУШАНИЕ: «Хора» молдавский наигрышСЛУШАНИЕ: «Сырба» молдавский танец- Как звучит эта мелодия? (ответы обучающихся)- Какое настроение у вас создаёт? (ответы обучающихся)Давайте ещё раз послушаем молдавскую «Хору» и попытаемся украсить её звучание ритмичными хлопками.СЛУШАНИЕ: «Хора» молдавский танец + колокольчикКолокольчик снова прозвенел. Мы отправляемся в новую страну, чтобы познакомиться с новым хороводом. Эта страна – ГРЕЦИЯ. (На доске открывается табличка - ГРЕЦИЯ)
Слайд 10Греция известна всему миру танцем-хороводом под названием «Сиртаки».слайд 11СЛУШАНИЕ: «Сиртаки» греческий народный танец.- Как звучит эта мелодия? (ответы обучающихся)- Какое настроение у вас создаёт? (ответы обучающихся)Давайте подберём выразительные движения к этому танцу.РАЗЫГРЫВАНИЕ: «Сиртаки»+ колокольчик. Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие интересные встречи приготовила для нас Муза. Она знакомила нас с древний вид искусства - песнями-танцами, в котором исполнители двигаются по кругу друг за другом. - Как называются такие песни-танцы? (Хоровод)Правильно. Муза знакомила нас с песнями-танцами разных народов мира.
- Давайте вместе вспомним, по каким странам мы путешествовали?
слайд 12«ХОРОВОД Муз!»РОССИЯХ О Р О В О ДМОЛДАВИЯХ О Р АС Ы Р Б АГРЕЦИЯС И Р Т А К И (Россия, Греция, Молдавия)- Как назывались эти хороводы? (Русский хоровод «Во поле берёза стояла», молдавские хороводные пляски с пением «Хора и Сырба», греческий танец «Сиртаки»)- Какой из хороводов вам понравился больше всего? (ответы обучающихся)Сегодня на уроке у нас был целый хоровод муз. Мы слушали разную музыку: неторопливую и подвижную, весёлую и нежную. Вы познакомились с танцевальными движениями греческого «Сиртаки» и русского хоровода «Во поле береза стояла». Мы не знаем молдавского и греческого языка, но музыкальный язык разных стран и народов был вам понятен.ПОТОМУ ЧТО музыка не требует перевода. Если вы внимательный слушатель – музыка понятна без слов.Давайте поблагодарим нашу Музу за интересное путешествие.(Учитель и обучающиеся аплодируют Музе)Завершим наш урок работой над «Песней о школе» Дмитрия Кабалевского на слова В. Викторова.Перед началом пения вспомним, что музыка возникает из тишины. Поэтому давайте выпрямим спинки, расправим плечи, поднимем голову, послушаем тишину…ПЕНИЕ: «Песня о школе» Д. КабалевскийСЛАЙД 13
Спасибо за урок!