Профориентационная работа в школе


Профориентационная работа в школе. Бойцева Валентина Геннадьевна2017 годМБОУ «Центр образования №12» Определение профориентации Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию  — система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии.Параметры профессиональной зрелости:информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями; умение принимать решения; умение планировать свою профессиональную жизнь; эмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения Профориентационная работа педагога-психолога в школе: изучает профессиональные интересы и склонности учащихся;осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков; оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся; Как выбрать профессию: тесты для школьников Тесты на профориентацию для школьников помогут определить будущую профессию, таланты и способности, характер и удачные направления в жизни и бизнесе. Правильный выбор профессии является одной из составляющих человеческого счастья. Если старшеклассник сумеет правильно выбрать профессию, то в будущем он станет настоящим профессионалом, сможет занимать высокие должности, получать высокую заработную плату и удовольствие от работы. В помощь всем абитуриентам, а также школьникам среднего и старшего цвета предлагается ряд тестов на профориентацию. Школьники смогут воспользоваться такими тестами и определить спектр своих интересов, профессиональных склонностей, тип будущей профессии, социально-психологических установок личности. Тесты на профориентацию Тест на профориентацию Дж. Холланда (Голланда)240 вопросов Согласно теории Джона Холланда, большинство людей принадлежат к одному из шести типов личности. Люди, которые выбрали себе профессию, подходящую их типу, с большей вероятностью будут довольны работой и добьются профессиональных успехов. Данный тест позволяет определить ваш тип личности по Холланду, и рекомендует профессии, предпочтительные для этого типа.Определение социально-психологических установок личности (методика О.Ф.Потемкиной)40 вопросов, 5 мин.Методика для выявления степени выраженности социально-психологических установок (ориентация на процесс или результат, труд или свободу, альтруизм или эгоизм, власть или деньги).Определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова)30 вопросов, 5 мин.Методика Е.А. Климова основана на классификации профессиональных интересов личности и на основании этого позволяет установить область будущей профессии (специальности). Климов выделяет пять типов личности.Карта интересов (модифицированная методика А.Е. Голомштока)96 вопросов, 15 мин.Тест позволяет выявить интересы личности в профессиональной сфере. Для того, чтобы определить Ваши ведущие интересы, рекомендуется серьезно подойти к каждому ответу и постараться как можно точнее ответить.Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (в модификации Г. В. Резапкиной)24 вопроса, 15 мин.Данная методика применяется для оценки склонностей респондентов к различным сферам профессиональной деятельности, таким, как искусство, техника, работа с людьми, умственный труд, физический труд, производство товаров и услуг. Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. 1 класс Интерактивная книжка "Профессии" создана для уроков окружающего мира и внеурочной деятельности, для учащихся 1-4 классов. К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеклассной работе, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию»: «Профессия на букву…», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии). 2-4 класс Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие, как «Магазин» (на уроках математики), «Библиотека» (на уроках литературного чтения), «Редактор» (на уроках русского языка), «Экскурсовод» (на уроках окружающего мира);На уроках по в 4 классе можно предложить школьникам игру-сочинение «Я - журналист». Готовя материал для сочинения, школьник выступает в роли журналиста, готовит вопросы и берет интервью у взрослого (кого-нибудь из родителей, соседей): чем тот занимается на своей работе, в каких условиях он трудится, что производит, как получил свою профессию. Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. Направления и формы работы: Работа с учащимися:Комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры; Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.). Анкетирование; Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города Организация тестирования и анкетирования уч-ся с целью выявления профнаправнаправленности.Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся попрофориентации.Проведение классных часов по изучению професснограмм учебных заведений.Осуществление индивидуальных и групповых консультаций уч-ся.Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др. Профориентационная работа с учащимися: Организация и проведение с уч-ся викторин, бесед. Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям) Организация и проведение встреч с представителямиразличных профессий.Организация экскурсий и встреч со специалистами“Центра занятости”. Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений Знакомство с профессиями на уроках экономика, чтение, труд и т. д Расширение знаний учащихся учителями- предметникамиОбеспечение участия уч-ся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда.Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них уч-ся. Профориентационные игры «Рассказ из существительных»Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне работника. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — урок — отличники — звонок —дом — постель. Профессия на букву… Инструкция: В конверте на столе лежит карточка с буквой. Наша задача — показать, что мы знаем немало профессий, начинающихся с этой буквы, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий.Смысл данного упражнения — расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях. "Самая - самая" Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике под­ходят. К примеру, характеристика — самая денежная профессия, — какие профессии являются самыми-самыми денежными?..* Бухгалтер, депутат, продавец… СПАСИБО