Доклад на тему Профориентационная работа как ресурс развития образовательной организации


Профориентационная работа как ресурс развития образовательной организации.
«Если вы удачно выберете профессию и вложите в неё душу, то счастье само вас отыщет». Эти слова великого советского педагога Константина Дмитриевича Ушинского как нельзя лучше отражают важность выбора профессии каждым человеком. Ведь от этого зависит его будущее. Именно поэтому в школе столь серьёзное внимание уделяется профориентации учащихся. В этот период начинается профессиональное самоопределение школьников.
Выбор профессии не может быть процессом стихийным, зависящим от случайных факторов. Он должен строиться так, чтобы возможности выбирающего профессию соответствовали потребностям общества. Таким образом, основная роль в подготовке молодежи к сознательному и обоснованному выбору профессии принадлежит средней общеобразовательной школе.
Профессиональная ориентация - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Главные задачи деятельности образовательной организации по профориентации учащихся заключаются в следующем:
1) сформировать положительное отношение к труду;
2) научить ученика разбираться в содержании профессиональной деятельности и соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами.
Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:
1) Профессиональная информация. 
2) Профессиональное воспитание.
3) Профессиональная консультация.
В нашей школе ведется серьезная работа по всем трем направлениям. Так, например, для получения профессиональной информации педагогический коллектив совместно с учащимися сотрудничает с высшими и средне-специальными учебными учреждениями, такими как Кооперативный институт, ТИСБИ, КГАУ (Казанский государственный аграрный университет), КГВА (ветеринарная академия), КНИТУ с которым у нас заключен договор о сотрудничестве, и наша школа является экспериментальной площадкой ______________. Кроме того, мы сотрудничаем с районным центром занятости населения, сотрудники которого информируют нас о востребованности профессий на современном рынке труда. Данную информацию мы также черпаем в сети Интернет на сайте «Общероссийский банк вакансий».
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет учащимся на практике узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности. В этом нам помогают базовые хозяйства: ООО «Птицеводческий комплекс АК Барс» и ООО «Ак Барс-Пестрецы», которые предоставляют рабочие места для учащихся нашей школы на период летних каникул. И поэтому не удивительно, что многие наши выпускники поступают в учебные заведения сельскохозяйственного профиля, а закончив их, трудятся на благо района и республики.
Профессиональные консультации проводятся школьным педагогом-психологом по активизирующей профориентационной методике Николая Сергеевича Пряжникова, которая формирует осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
Немаловажную роль в профориентации школьников играет и профильное образование. Целями реализации профильного обучения являются расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Профессиональное самоопределение учащихся зависит не только от успешной систематической работы школы в этом направлении, но и от воспитания в семье. Однако влияние родителей на выбор профессии не всегда бывает положительным, потому что многие из них не имеют достаточно ясных представлений об интересах, склонностях, способностях своих детей и особенностях выбираемых профессий.
Сложившиеся практика такова, что любящие родители часто бросаются в две крайности: пытаются принимать решения вместо своего ребенка или самоустраняются, снимая с себя любую ответственность.
И здесь школа призвана прийти родителям на помощь. Педагогическое просвещение родителей занимает одно из ведущих мест в деятельности школы. С этой целью мы проводим беседы, практические занятия, родительские лектории, собрания, конференции. Тематика родительских собраний многообразна. Это и «Куда пойти учиться?» (где обсуждаются формы дальнейшего образования после 9-го класса), и «Первый раз в 10-ый класс» (где происходит обсуждение психофизиологических особенностей юношеского возраста, преодоление совместно с родителями трудностей в развитии) и многое другое.
Однако только просвещение родителей, даже хорошо поставленное, еще не даёт желаемого эффекта, если они не привлекаются к активной деятельности по профориентации. Это могут быть организации экскурсий на производство, подготовка и проведение декад, посвященных отдельным группам профессий.
Участие родителей в профориентационной работе значительно расширяет возможности школы в ознакомлении учащихся с профессиями, с современным производством.
Но самой главной, на мой взгляд, всё же остаётся задача - научить ребёнка трудиться. Без этого умения он никогда не состоится как личность, не сможет стать успешным и востребованным в обществе. А это очень важно как для самого ребёнка, так и для его родителей и учителей.
ОСТАЛЬНОЕ ЗАВТРА С УТРА. ЗАСЫПАЮ НА ХОДУ.