Доклад на тему профориентационная работа в школе


Возрастные особенности организации профориентационной работы на разных ступенях обучения.
Введение.
Любить труд, воспитывать уважение к представителям разных профессий, надо начинать уже с 1 класса.
Труду детей учит выполнение отдельного поручения, дежурство в группе, комнате, в школе, уважительное отношение к труду старших.
У каждого ребенка должно быть свое маленькое трудовое поручение. Очень значимым мероприятием является и организация выставок детских  поделок, изготовление  небольших подарков.
“Учащиеся должны вооружиться знаниями, которые можно будет применить в жизни и на практике. Если человек не умеет применять их на деле, то он не может быть полезным ни себе, ни людям»- говорил К. Насыри.
На каждом периоде возрастного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы.
Целями профориентационной работы являются:
– формирование представлений о мире профессий;
- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе через участие в различных видах деятельности;
- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в  том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
- создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускников.
-приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно - ориентированного подхода.
Основная часть.
Параграф 1.
Правильный выбор профессионального будущего для молодого является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни.
Всё это убеждает нас в необходимости реформирования системы профориентации. Задача сегодняшнего дня — помочь учащимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда.
В поиске направлений совершенствования профориентационной работы значительная роль принадлежит идее построения такой школы, которая ориентирована на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов учащихся, решает проблему их профессионального самоопределения.
В школе профориентационная работа проводится под руководством зам. директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинского работника.
Как классный руководитель, хочу особенно подчеркнуть обязанности классного руководителя:
• глубоко и всесторонне изучать формирующуюся личность учащегося, его склонности, интересы, способности через совместную работу с педагогом-психологом, беседы с учителями-предметниками, родителями с помощью анкетирования и систематически проводимого наблюдения с заполнением личной карточки-характеристики школьника;
• на основе изучения личности учащегося проводить целенаправленную профориентационную работу по определенной программе во время часов классного руководства, факультативных занятий, предпрофильной подготовки, экскурсий;
• работу по профессиональной ориентации проводить в тесном контакте с родителями учащихся, выявлять позицию родителей относительно дальнейшего профессионального пути их ребёнка;
• проводить анкетирование учащихся с целью выявления их жизненных планов;
• обеспечить посещение всеми учащимися профориентационных мероприятий, организуемых в школе и в городе, Дней открытых дверей, организуемых профессиональными учебными заведениями.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися не-обходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:
- Профессиональная информация.
- Профессиональное воспитание
- Профессиональная консультация
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Формы работы:
- профориентационные уроки;
- экскурсии;
- классный час по профориентации;
- встречи со специалистами;
- родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Принципы профориентационной работы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных за-
ведений, центров профориентации молодежи, службы занятости,
общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью ( органическое единство с
потребностями общества в кадрах).
Параграф 2.
Модель работы с учащимися разных возрастных групп по профессиональному самоопределению.
1 ступень(1-4кл.).
Знакомство с профессиями родителей Знакомство с миром профессий. Вовлечение учащихся во всевозможные виды деятельности.
2 ступень(5-7кл.).
Изучение способностей учащихся. Изучение индивидуальных психологических особенностей учащихся. Изучение профессиональных намерений, интересов. Взаимодействие классных руководителей с учителями предметниками по выявлению способностей, склонностей, Знакомство с миром профессий, с востребованными профессиями.
3 ступень(8-11кл.)
Активизация интереса к выбору профессии, формирование правильного понимания сущности профессии и самоопределение, компьютерная диагностика профессиональной предрасположенности, уточнение сведений об учебных заведениях, об ошибках в выборе профессий, выбор профиля обучения в старшей школе.
Тематика классных часов по профориентации.
1-4 классы
1. Мир моих интересов.
2. Все работы хороши - выбирай на вкус.
3. Профессии наших родителей.
4. О профессиях разных, нужных и важных.
5. Путь в профессию начинается в школе.
6. Моя мечта о будущей профессии.
7. Труд на радость себе и людям.
5-8 классы
1. Мир профессий. Человек-техника.
2. Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в
отделение связи.
3. Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Экскурсия в парикмахерскую.
4. Мир профессий. На страже закона. Встреча.
5. Мир профессий. Книга-выставка.
6. Мир профессий. Электронные помощники.
7. Мир профессий. Я и закон. Встреча с сотрудниками ОВД
8. Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча.
Экскурсия в аптеку.

9-11 классы
1. Познай самого себя.
2. Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор
профессии. Анкетирование.
3. Профориентация и медицинская профконсультация.
4. Мотивы выбора профессии.
5. Психологические характеристики профессий.
6. Они учились в нашей школе.
7. Выпускники школы-учителя.
8. Профессии с большой перспективой.
9. Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека.
10. Что век грядущий нам готовит?
11. Труд и творчество как главный смысл жизни.
12. Сотвори свое будущее.
13. Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.
5 класс
Цели и задачи:
обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда.
расширять и углублять представления о различных профессиях.
Виды и формы работы в 5 классе .СентябрьЭкскурсия в автохозяйство. Знакомство с профессией шофера.
ОктябрьЗнакомство с профессиями повара, кондитера. Экскурсия на предприятие общественного питания.
НоябрьРабота на пришкольном участке.
ДекабрьЭкскурсия в типографию. Знакомство с профессиями печатника, переплетчика.
ЯнварьПрофессия моих родителей (встречи, беседы).
ФевральЭкскурсия на швейную фабрику. Знакомство с профессиями швеи-мотористки, закройщика.
Март Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира.
АпрельБеседа «Весенние работы в саду, в поле, на огороде.
Май Беседа «Чем я могу помочь дома».
Целенаправленное изучение детей начальной школы дает возможность получить данные об их интересах и склонностях к определенным видам трудовой деятельности.
Чем раньше будут выявлены склонности и способности детей, тем больше возможностей имеют педагоги для их развития, тем более осознанным будет выбор ими профессии в будущем.
С этой целью педагоги должны проводить   беседы, анкетирование, наблюдения за трудовой деятельностью младших школьников, изучать продукты их творческой деятельности (поделки, сочинения и др.), создавать специальные педагогические ситуации с целью выяснения практической готовности к труду (трудовые десанты, ролевые игры и др.).
Заключение.
Таким образом, рассмотрев проблемы профессиональной ориентации   школьников, можно говорить  о том, что согласно возрастным особенностям основная цель работы в данном направлении – это  формирование у детей представлений о различных сторонах профессий, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к различным профессиям и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения.
Возрастные особенности школьников требуют использования специальных методов и приемов работы по профессиональной ориентации детей.
Список используемой литературы.
Пиляй Н.В. Организация профориентационной работы в школе.// Справочник классного руководителя. - 2007. - № 9. - С. 14-19.
Дробаха О.В. Профориентация в начальной школе. Классный час "О профессиях нужных и разных". // Справочник классного руководителя. - 2007. - № 11. - С. 26-31.
Малышева М.К. Профориентационная деятельность образовательного учреждения. // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2008. - № 2. - С. 48-65.
Боровская Л.Н. Анкеты по профориентации для старшеклассников. // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 1. - С. 56-59.
Малышева М.К. Профориентационная деятельность образовательного учреждения. // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2008. - № 2. - С. 48-65.
Малышева М.К. Профориентационная деятельность образовательного учреждения. // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2008. - № 2. - С. 48-65.
Веснина Н.И. Классный час "Образование и формирование жизненных планов", "Если хочешь стать боссом".// Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 3-15.
Пряжников Н. Лекции, игры, упражнения и другие способы заинтересовать школьников профессиональным самоопределением. // Директор школы. - 2008. - № 6. - С. 84-90.
Баранова Н.А.  Классный час - практикум "Мы выбираем"// Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 26-36.
Махмудова А.А. Классный час "Как выбрать профессию"// Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 36-47.
11. Аблогина С.Л. Сценарий игры - телепередачи "Человек и профессия // Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 47-56.