Методическая разработка. Профориентационная работа в начальной школе.


Управление образования администрации города Осинники

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35»






Профориентационная работа в начальной школе

Методическая разработка








Выполнил:
учитель начальных классов
Полевщикова Лариса Александровна











Осинники 2016


2

СОДЕРЖАНИЕ


Стр.
ВВЕДЕНИЕ3- 5

ГЛАВА I 6- 11

1.1.Сущность профориентационной работы 6

1.2. Возрастные особенности младших школьников7- 8
1.3.Формы  и методы профориентационной работы9- 11

ГЛАВА II. Профориентационные занятия в нашей школе12- 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....15-16

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.17

ПРИЛОЖЕНИЕ 218-23

ПРИЛОЖЕНИЕ 324

ПРИЛОЖЕНИЕ 425

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.26










3

Введение

Если Вы не знаете, в какую гавань держите путь,
То никакой ветер не будет Вам попутным.
Сенека
      Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, предусматривает профильное обучение, целью которой является самоопределение обучающихся, формирование адекватного представления о своих возможностях.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Обучение в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д. Перед младшими школьниками не  стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.[7, с.158] Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, родственников, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
4
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Обратим внимание на то, что с каждым годом появляются всё новые профессии. Надо готовить детей к тому, что им придётся регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает их ценными специалистами, востребованными на рынке труда. Престижность профессии должна учитываться – но после учёта интересов и способностей обучающихся. Электромонтёр или слесарь не менее полезен для общества, чем экономист и юрист. Главная задача педагога - помочь обучающимся выявить круг своих интересов по отношению к будущей профессии, которая должна не только приносить им чувство удовлетворения, но и чувство полезности, создание нужного и важного для своей Родины, для государства. [1, с.48]
Таким образом, возникает необходимость в предпрофильном обучении и воспитании младших школьников, которое выполняет подготовительную функцию, и является подсистемой профильного обучения.
Цель исследования:
развитие познавательных способностей обучающихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи исследования:
формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;
развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.

Объект исследования: знакомство с миром профессий

Предмет исследования: формы и методы профориентационной работы

5
Гипотеза исследования: создание условий для реализации личности обучающихся, расширение его кругозора по отношению к миру профессий способствует осознанному первичному профессиональному самоопределению.





























6

Глава I
1.1 Сущность профориентационной работы

Профессия (от лат. «professio» – официально указанное занятие, специальность) – род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.[13, с.797]
Ориентация – умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

Профориентация – система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.[3, с.34]












7
1.2 Возрастные особенности младших школьников
Для младших школьников профориентационных занятия направлены на создании у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Содержание и структура занятий в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников.
Восприятие детей 2–4-го классов становится уже более дифференцированным. Тем не менее, необходимо продолжать использовать в работе упражнения на сравнение двух схожих объектов, явлений, слов, значений, ситуаций и т.д. Очень важно во 2–4-м классах развивать способность к интерпретации (объяснению). Если в первом классе некоторым детям сложно перечислить и объяснить, что изображено на картинке, то во втором-четвертом нам необходимо развивать умение детей описывать, какие события изображены на картинке и оценивать происходящее на ней. Если у дошкольников и первоклассников наблюдение носит целостный (нераздельный, недифференцированный) характер, то во 2–3-м классе взрослому необходимо развивать умение устанавливать внутренние взаимосвязи между наблюдаемыми предметами и явлениями, умение сравнивать ситуации, явления, предметы между собой. По-прежнему важно развивать у детей умение аргументировать свою точку зрения.
Если первоклассники могут сохранять внимание в течение лишь 30–35 минут, то во 2–4-м классах это время увеличивается до 40–45 минут. К окончанию 3–4-го классов школьники должны уметь быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Также важно развивать умение распределять внимание. Эта способность развивается при использовании

8
парных и групповых форм работы. Например, назвать качества, необходимые для определенной профессии, детям начальных классов легче в парах.
По-прежнему активно развивается воображение детей, которое необходимо использовать для развития пространственного мышления, стратегического мышления и прогностичности.[4, с.46]
Третий класс - переломный в жизни детей. Именно с третьего года обучения они начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии. Становится устойчивой самооценка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.











9
1.3 Формы  и методы профориентационной работы.
      Основой этой формы работы является собственно проведение самого профориентационного занятия. Но дополнительными структурными элементами могут быть:
Беседы с приглашенными специалистами. Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут в субботний день прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать.
Оформление уголка профессии в пространстве класса. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.
Организация экскурсий на предприятия города или области. В проведении экскурсии главное - сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий. Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии.
Ведение школьниками «Профессионального портфолио». В которое они будут вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы.[15, с.33-37]




10
Формирование представлений младших школьников о профессиях осуществляется в процессе обучения при помощи различных методов и средств обучения. При проведении профориентационных занятий включаю различные психологические игры. (Приложение 3).
Рассказ, беседа, дискуссия, наглядные методы обучения, иллюстративные пособия, плакаты, таблицы, картины, и т.п., что позволит обучающимся не только более прочно усвоить необходимые понятия, но и создаст более яркий образ того будущего, которое их ожидает.
Мини-лекция о содержании профессии. Лучше всего рассказывать о профессии самому специалисту, беседуя с ним, и задавая вопросы. Лучше, конечно, вести эту беседу прямо на рабочем месте, но так как сделать это не всегда получается по объективным причинам, то мы должны представить эту профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен длиться не более 5–7 минут, с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др. Рекомендуется представлять рассказ о профессии в форме истории об одном дне специалиста, о его биографии. Но независимо от выбранной формы, лекция должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как: условия труда, орудия труда, история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.), ограничения при работе по этой профессии, интересные случаи. Эта информация может быть разделена на отрывки и рассказываться фрагментами.
Методика неоконченных предложений.  Обучающимся предлагаются незаконченные предложения, которые они должны продолжить. Выявляется отношение учащегося к трудовой деятельности, интерес к той или иной профессии, наличие потребности участвовать в трудовой деятельности.[5, с.40-43]
11
Таким образом, одна из целей предпрофильной подготовки - дать ребёнку возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности, творчества. Разнообразие своего опыта, увлечений, дел позволяет ребёнку лучше понять, что именно ему нравится, к чему лежит душа, что у него лучше получается, а что не нравится, не интересно или получается не очень хорошо. Такое самопознание необходимо для того, чтобы подросток мог уже осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях.




























12

ГЛАВА II

Профориентационные занятия в нашей школе.
В начале учебного года было проведено обследование обучающихся по их интересам и склонностям к разному роду деятельности. Психолог на основе анкетных данных сделал вывод: из 28 обучающихся выделилось 6 групп. I - склонность к работе с людьми – 42%; II - склонность к исследовательской деятельности – 20%; III - склонность к практической деятельности – 38%; IV - склонность к эстетическим видам деятельности – 34%; V - склонность к экстремальным видам деятельности – 29%; VI - склонность к планово-экономической деятельности – 13%.
Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности – формулой «хочу делать». Можно с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их автографы, но при этом не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. А интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет.
Были даны рекомендации учителю и родителям обратить внимание на их интересы и склонности. Также на родительском собрании было проведено анкетирование, где выяснилось, что родители советуют своим детям выбрать такую профессию, которая им нравится. Интересно, что для многих родителей вопрос о выборе профессии был один из самых трудных в их жизни. В результате рекомендаций психолога, родителей, желания самих
13
детей мной разработана рабочая программа для 3-го класса, которая была утверждена на школьном методическом объединении. Профориентационные мероприятия включены (в Приложение 4). Эта программа направлена на развитие у обучающихся основ позитивного отношения к профессиям и первичной заинтересованности в тех или иных профессиональных областях.
В ноябре запланирована экскурсия на предприятие ООО «Осинникихлеб», где ребята сами понаблюдают за особенностями профессии на производстве.
В настоящее время возрастает роль социального партнёрства школ и учреждений дополнительного образования. Такие занятия как: театральная студия, ритмопластика, этика, хоровой класс способствуют раскрытию и развитию творческих способностей обучающихся нашего класса. На Станции юных техников ребята с1-го класса обучаются по специальной программе, главной целью которого является развитие технического мышления. В Доме детского творчества ребята обучаются шахматному мастерству, различным прикладным искусствам, которые способствуют развитию логического мышления и коммуникативных функций.
В результате на профориентационных занятиях ребята получат знания о мире профессий; познакомятся с наиболее популярными профессиями нашего города (есть вероятность, что ребята выберут профессию в нашем городе); формируют положительное отношение к трудовой деятельности; обогащаются представления младших школьников о качествах, необходимых им в труде, понимание общественной значимости труда. Таким образом, к концу 3 класса ребята моего класса не только познакомятся с миром профессий, но и смогут сделать первые пробы выбора.



14

Заключение

Профессиональное самоопределение личности – сложный длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Психологические особенности младшего школьника особенно благоприятны для развития у него первых профессиональных интересов, и чем глубже и шире будет осуществляться этот процесс в младших классах, тем эффективнее будет формирование профессионального самоопределения в старших классах.
Таким образом, обучающиеся получают возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности, творчества. Это поможет осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях.

























15
Список используемой литературы
1.     Антоненко, А. А.  Подпрограмма «Самореализация и самоопределение школьников» [Текст] / А.А. Антоненко, С.Н. Лавринова, Н.Г. Гайнутдинова // Начальная школа. - 1996. - № 4. - С. 48-59.
2.     Васильева, Т.В. Путешествие по городу мастеров: Экспериментальная программа. III класс [Текст]/Т.В. Васильева. –  Кемерово: ОблИУУ, Институт общего среднего образования, 1996. – 83 с.
3.     Денисова, Т.Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных классах [Текст] /Т.Л. Денисова //Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза/ Отв. ред. Т.И. Шалавина.- Новокузнецк: НГПИ, 221.- С.34-36
4.     Елькина О.Ю. «Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии» [Текст]/О.Ю. Елькина. – Кемерово, 1997. – 46 с.
5.     Землянская, Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст]/Е.Н. Землянская// Начальная школа. – 2002. -№ 12. – С. 40-43
6.     Игумнова, Е.Л. Банкир, фермер иль портной... Кто же я буду такой?       [Текст]/Е.Л. Игумнова. – Новосибирск: Призвание, 1994. – 174 с.
7.     Климов, Е.А. Как выбирать профессию  [Текст]/Е.А. Климов. – М., 1990. – 158 с.
8.  Кочетов, А.И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников [Текст]/А.И. Кочетов. – Минск, 1984. – 160 с.
16
13.  Ожегов, С.А. Словарь русского языка: около 57 000 слов [Текст]/под ред. Чл.-корр АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с.
14.  Осовская, С.Н. Город мастеров [Текст]/С.Н. Осовская// Школьный психолог. – 2006. -№ 13. – С. 12-15
15.  Пряжников, Н.С. Работа по профориентации в младших классах [Текст]/ Н.С. Пряжников // Педагогика. – 1993. - № 5. – С. 33 – 37.
Интернет ресурсы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]?
http://www.google.ru/search?
























17
Приложение 1


  Анкета для родителей

Как вы готовите себя к выбранной профессии?
Знали ли вы, где можно было получить подготовку к выбранной профессии?
Где вы читали о выбранной профессии?
С кем беседовали о выбранной профессии?
Когда вы выбрали профессию?
Происходили ли изменения в вашем выборе?
Кто на вас оказал наибольшее влияние при выборе профессии?
На что вы ориентировались, выбирая профессию?
Ч то, по вашему мнению, необходимо, чтобы быть хорошим специалистом?
Какую профессию вы бы хотели определить для своего ребёнка?
   









18
Приложение 2
Профессиональные склонности
Склонность - это влечение к какому-либо занятию. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов и отметьте его в бланке.
 
I
II
III
IV
V
VI

1.
а
 
 
б
 
в

2.
 
а
 
б
в
 

3.
а
б
 
в
 
 

4.
 
 
а
 
б
в

5.
а
б
в
 
 
 

6.
а
б
 
 
 
в

7.
 
а
б
в
 
 

8.
а
 
 
 
б
в

9.
 
а
 
б
в
 

10.
 
 
 
а
б
в

11.
а
б
в
 
 
 

12.
 
 
а
б
в
 

13.
а
 
 
 
б
в

14.
 
а
 
б
в
 

15.
а
 
б
 
в
 

16.
а
 
б
 
 
в

17.
 
 
 
а
б
в

18.
а
б
в
 
 
 

19.
 
 
а
 
б
в

20.
а
 
б
 
 
в

21.
 
а
б
в
 
 

22.
 
а
б
в
 
 

23.
 
а
 
б
 
в

24.
а
 
 
 
б
в

Сумма баллов
 
 
 
 
 
 

Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми; б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на
19
сцене и т.д. в) заниматься расчетами; вести документацию.
В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
а) возможность следить за ходом мыслей автора; б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера; в) сюжет, действия героев.
Меня больше обрадует Нобелевская премия
а) за общественную деятельность; б) в области наук; в) в области искусства.
Я скорее соглашусь стать
а) главным механиком; б) начальником экспедиции; в) главным бухгалтером.
Будущее людей определяют
а) взаимопонимание между людьми; б) научные открытия; в) развитие производства.
Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
а) созданием дружного, сплоченного коллектива; б) разработкой новых технологий обучения; в) работой с документами.
На технической выставке меня больше привлечет
а) внутреннее устройство экспонатов; б) их практическое применение; в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).
В людях я ценю, прежде всего

20
а) дружелюбие и отзывчивость; б) смелость и выносливость; в) обязательность и аккуратность.
В свободное время мне хотелось бы
а) ставить различные опыты, эксперименты; б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать; в) тренироваться.
В заграничных поездках меня скорее заинтересует
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны; б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи); в) деловое общение.
Мне интереснее беседовать о
а) человеческих взаимоотношениях; б) новой научной гипотезе; в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
а) технический; б) музыкальный; в) спортивный.
В школе следует обратить особое внимание на
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками; б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом; в) укрепление дисциплины.
Я с большим удовольствием смотрю
а) научно-популярные фильмы; б) программы о культуре и искусстве; в) спортивные программы.
21
15.Мне хотелось бы работать
а) с детьми или сверстниками; б) с машинами, механизмами; в) с объектами природы.
Школа в первую очередь должна
а) учить общению с другими людьми; б) давать знания; в) обучать навыкам работы.
Главное в жизни
а) иметь возможность заниматься творчеством; б) вести здоровый образ жизни; в) тщательно планировать свои дела.
Государство должно в первую очередь заботиться о
а) защите интересов и прав граждан; б) достижениях в области науки и техники; в) материальном благополучии граждан.
Мне больше всего нравятся уроки
а) труда; б) физкультуры; в) математики.
Мне интереснее было бы
а) заниматься сбытом товаров; б) изготавливать изделия; в) планировать производство товаров.
Я предпочитаю читать статьи о
а) выдающихся ученых и их открытиях; б) интересных изобретениях; в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
Свободное время я люблю
22
а) читать, думать, рассуждать; б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями; в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
Больший интерес у меня вызовет сообщение о
а) научном открытии; б) художественной выставке; в) экономической ситуации.
Я предпочту работать
а) в помещении, где много людей; б) в необычных условиях; в) в обычном кабинете.
Обработка результатов. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность. 7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности. 4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность. 0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?
I - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает способность находить общий язык с разными людьми, понимать их состояние, знать и помнить их особенности.
23 II - склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Такие люди отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией. III - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: монтаж, ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; строительство; обработка материалов; управление транспортом; изготовление изделий. IV - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий отличает оригинальность и независимость. V - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью. VI - склонность к планово-экономической деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием; делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием; схематическим изображением объектов. Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

24
Приложение 3
Профориентационные игры
Игра «О, счастливчик!» содержит вопросы относительно содержания профессий, условий и предметов труда, а также о труде и качествах профессионалов.
Пример:
       Какой современный профессионал соответствует старинному названию «ростовщик»?
       а) овощевод, б) банкир, в) воспитатель.
       Дерево ценят по плодам, а человека по
       а) деньгам, б) делам, в) глазам.
       Какое профессионально важное качество необходимо бухгалтеру?
       А) музыкальный слух, б) ловкость рук, в) аккуратность [6].

«Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.










25
Приложение 4

Тематическое планирование занятий

Дата
№ Тема занятия Кол-во
часов

Основное содержание
Ответственные

Введение в мир профессий 5 ч




11
Зачем человек трудится?
1
Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде»
Психолог


22
Какие профессии ты знаешь?
1
Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ обучающихся о некоторых профессиях.
Игра «Угадай профессию!»
Кл. руководитль


33
Мир интересных профессий
1
Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.
Кл. руководитель


44
Чем пахнут ремесла?
1
Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?
Библиотекарь


55
Кем я хочу стать?
1
Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»
Кл. руководитель

Профессии моих родителей 2 ч


66
Кем работают мои родители?
1
Защита мини-проектов «Профессия моих родителей»
Обучающиеся,
Родители



7
Встреча с родителями
1
Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»
Кл. руководитель

Итоговые занятия 2ч


88
Викторина «Что мы узнали?»
1
Разминка. Викторина «Что мы узнали?»
Библиотекарь


99
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»
1
Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!»
Кл. руководитель

26
Приложение 5

















13PAGE 15




15