Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль» 
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
Возраст воспитанников: подготовительная к школе  группа
Форма проведения: Технологии – исследовательская деятельность и игровая
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.                                
Ход занятия:
Воспитатель звонит в колокольчик и говорит:
- Колокольчик расписной нас зовет играть с тобой!
- Ребята у меня сегодня хорошее настроение
- Я хочу с вами им поделиться
                         (Дети стоят в кругу)
                    - Становитесь дети в круг
                    - Ты мой друг и я твой друг
                    - Крепче за руки держитесь
                     - И друг другу улыбнитесь
- А теперь ребята передайте свое хорошее настроение друг другу  и улыбнитесь
- А сейчас я предлагаю вам начать наше занятие
- Для этого нужно нам пройти на ковер и сесть на стульчики
( Дети садятся на стулья)
- Ребята вы любите разгадывать загадки? (да)
- Тогда отгадайте, что спрятано в моей коробочке?
 Загадка: Отдельно – я не так вкусна
               Зато бела и солона
               И в пище -  каждому нужна. (соль)
1.Беседа о соли
Воспитатель достает из коробочки соль и задает вопросы
-Для чего нужна соль? ( Соль необходима для жизни и здоровья  
                                                                   человека)
-Где люди используют соль? (её используют для приготовления пищи)
-Для кого ещё соль нужна в природе? ( соль нужна для животных)
- А теперь послушайте, я вам рассказу немного о соли
                         Соль- это природное вещество. Она бывает разной и её используют в пище. Соль просто необходима человеку. На кухне соль можно использовать в качестве приправы к различным блюдам.
Соль нужна не только людям , но и животным, но только в небольших количествах.
- Как вы думаете ребята соль полезна или вредна? (соль полезна)
- Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД
Игра «Соль полезна для того, чтобы .»  
                      1. Чтобы консервировать овощи
                      2.Чтобы использовать в медицине
                      3.Чтобы посолить суп
                      4.Чтобы посыпать дорожки зимой
                      5.Чтобы добавить в жаренную картошку
                      6.Чтобы посолить салат
                      7.Чтобы засолить грибы                              
  -Я предлагаю вам на некоторое время стать учеными.  Давайте произнесем волшебные слова:
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И В НАУЧНОЙ	ЛАБОРАТОРИИ ОЧУТИСЬ.
- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты. Здесь находится очень много различного оборудования. Что бы правильно выполнять опыты , нужно внимательно слушать старшего лаборанта. 
 Выходит старший лаборант:  Здравствуйте, дети! Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
Ст. лаборант: Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). 
Ст. лаборант:  Сегодня я предлагаю провести опыты и эксперименты с солью. Прежде чем начать наши исследования, я напомню вам правила  безопасности:
При работе с солью надо соблюдать :
1, соблюдать тишину ,
2- не трогать руками глаза,
3- не толкать соседа во время работы
4- сначала посмотри, а потом повтори
5- выполнил и положи на место
Ст. лаборант: А сейчас я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Проходите за столы, присаживайтесь на стульчики.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».     
Ст. лаборант: Первый опыт называется «Из чего состоит соль».
Ст. лаборант: Перед вами тарелочки с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета? (белого)
А теперь попробуйте соль на вкус, какая она? ( соленая)
А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах? (нет)
Возьмите из тарелочки на кончике ложки немного соли;рассыпьте ее на лист картона; Что вы наблюдаете? что произошло с солью? (она рассыпается)
Теперь возьмите увеличительное стекло и рассмотрите через него соль
(дети выполняют задание)
На что похожа соль?
(похожа на зернышки и кристаллики) 
Ст. лаборант: Какой вывод делаем? Что вы можете сказать о соли?
(соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая, соль состоит из маленьких кристаллов. )
Ст. лаборант: А теперь продолжим изучать свойства соли.   Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».  А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.
Ст. лаборант: Если я возьму стакан с водой и опущу ложку с солью в эту воду. Как вы думаете, что произойдёт с солью? (Растворится, будет плавать.)
Ст. лаборант: Давайте проверим. Что же произойдёт? (Воспитатель проводит опыт.)
Дети: Соль растворилась, исчезла.
опыт № 2: «Соль растворяется в воде». 
Ст. лаборант: Ребята, как вы думает в какой воде соль растворится быстрее в тёплой или холодной? (Ответы детей.) Давайте проверим.
Ст. лаборант: Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
Ст. лаборант:  Молодцы, верно! В каждый стакан положите по три ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде. 
А кто заметил, в какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
Ст. лаборант:  Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод? 
(Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее).
Опыт № 3. «Плавающее яйцо». 
Ст. лаборант: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Ст. лаборант: Верно, молодцы. Ребята, как вы думаете, в соленой воде тонут предметы или нет? (нет, не тонут) Хотите это проверить? (да) 
Ст. лаборант: Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмите яйцо и опустите его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).
А теперь возьмите другое яйцо и опустите его в стакан с пресной водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Ст. лаборант: Какой вывод мы сделаем? 
В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать. Оказывается, соль влияет на плотность воды. Соленая вода тяжелая и плотная, поэтому в соленой воде предметы не тонут.
Ст. лаборант: ну, что, настала пора прощаться с нашей лабораторией.   Давайте произнесем волшебные слова:
	ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И В ребяток превратись!
Итог занятия:
-Что мы делали сегодня? (проводили опыты, играли)
  - Ребята благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт,  но и интересный материал для опытов и творчества.
- И в подарок я хочу подарить вам вот такие медальки  «ЛУЧШИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
       Под веселую музыку детям вручаю медальки
Заголовок 115