Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения у подростков.
Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения у подростков.
Егорова Е.А.
Самое страшное:
Пьянство молодеет.
И курить начинают все раньше.
А наркомания - это вообще "спорт" юных.
В. Добровольский, нарколог.
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения: агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями. Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов: "Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого? Наконец, правомерно ли использование термина"аддиктивное поведение"?"
Эта проблема в стране в последние годы резко обострилась. Аддиктивное поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов. Это серьезная социальная проблема, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью. В большинстве стран мира проблема аддиктивности большей часть касается подросткового возраста. Процесс возникновения у подростков аддиктивного поведения требует особого рассмотрения, так как главные формы проявления аддиктивности у подростков (алкоголизм и наркомания) в последние годы возрастают и эта проблема наиболее актуальна в настоящее время. Только врачи-наркологи и сотрудники правоохранительных органов знают, как много сейчас подростков, употребляющих алкоголь и наркотики. Очень часто ни педагоги, ни родители даже не подозревают, что подросток регулярно употребляет наркотики или спиртное, а узнают об этом лишь тогда, когда он попадает в психиатрическую больницу или в милицию.
Актуальна эта проблема и потому, что алкоголизм и наркомания, по данным ВОЗ, перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они затрагивают здоровье, благополучие и безопасность всего населения, более того, влияют на национальное развитие, другими словами, алкоголизм и наркомания - это трагедия не только семьи, но и общества в целом и решать ее необходимо совместными усилиями.
Алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение и связанные с ними проблемы, стоят сейчас в одном ряду с такими распространенными заболеваниями, как сердечно-сосудистые и онкологические, а по экономическому и социальному ущербу даже превосходят их.
Таким образом, в последние годы проблема аддиктивности у подростков - одна из острейших проблем современного российского общества.
Профилактика - это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-биологических, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.
Профилактика включает:
диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ;
выбор психокоррекционных методов, позволяющих подростку естественным способом реализовать себя;
проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода.
Мировая практика пришла к следующему выводу: более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотвращение этого разрушительного явления, нежели в устранении его последствий. В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику.
Первичная профилактика - это комплекс первичных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием психологически активных веществ.
Она рассчитана на все население, но прежде всего на детей и подростков. Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, приобщение к посильному труду, вовлечение подростков в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, туризмом, искусством и т.д.
Наиболее целесообразно проводить первичную профилактику в школах с утвержденными программами. Но в силу специфичности предмета многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Поэтому занятия по профилактике всех форм аддиктивности должны проводить специально подготовленные педагоги.
Задачи первичной профилактики
1. Создание школ, свободных от психоактивных веществ (изменение школьной политики по отношению к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей).
2. Выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям).
Вторичная профилактика. Ориентирована на группу риска. Обънктом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические и токсикоманические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых психоактивных веществ. Цель вторичной профилактики - раннее выявление начавших употреблять психоактивные вещества и помощь потенциальным алкоголика, наркоманам и токсикоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. Главная задача вторичной профилактики - не опоздать с принятием оздоровительных мер.
Задачи вторичной профилактики
Работа с детьми групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов;создание программ для работы с ними).
Создание центра реабилитации, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию.
Работа с родителями данной группы (создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально- поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).
Третичная профилактика - это оказание помощи людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией. Ее цель - предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека.
Подросток попадает в поле зрения специалистов, как правило, с уже сформировавшимся заболеванием, когда проявились все трагические последствия потребления наркотических средств и помощь малоэффективна.
Задачи третичной профилактики
Формирование реалибитационной среды.
Создание групп взаимопомощи.
Взаимодействие с группами "Анонимные алкоголики" и "Анонимные наркоманы".
Профилактическая работа может включать в себя три компонента.
1. Образовательный компонент.
Специфический - дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость.
Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении психоактивных веществ.
Неспецифический Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности.
- помочь детям обрести знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе.
Цель: формировать у молодого человека развитую концепцию самопознания.
2. Психологический компонент - коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др.
Цели: психологическая поддержка ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений.
3. Социальный компонент - помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыка общения, здорового образа жизни.
В заключении хочется отметить, что в настоящее время проблема распространения алкоголизма, наркомании в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества.
Анализ показателей официальной медицинской статистики говорит о продолжающемся активном вовлечении значительной части детей и подростков в незаконное употребление наркотиков и других ПАВ.
За последние 10 лет Россия стала одной из самых курящих стран мира.
На сегодняшний день явно прослеживаются следующие тенденции:
"омоложение" контингента употребляющих наркотические вещества;
снижение возраста впервые пробующих наркотики и другие психоактивные вещества;
отсутствие учёта той доли детей и подростков, которые задумываются над проблемой употребления психоактивных веществ.
Каков же вывод? Ведущая роль в борьбе с подростковой наркоманией, алкоголизмом принадлежит системе образования. Именно в образовательном учреждении возможно организовать работу по профилактике употребления психоактивных веществ в ходе воспитательного процесса. Всегда легче что-то предотвратить, чем потом исправлять уже допущенные ошибки.
Любое образовательное учреждение обладает следующими возможностями для организации профилактической работы с учащейся молодёжью:
привитие навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением
влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся в ходе организации воспитательной работы с ними
посещение семей школьников для анализа и контроля ситуации
организация профилактической работы комплексной группой специалистов: педагогами, психологом, социальным педагогом, школьным врачом
организация работы по выявлению групп риска - склонных к наркотизации детей и подрстков.
Иными словами, общая задача - вырастить психически здоровое, полноценное поколение.
ЛИТЕРАТУРА
Бабаян Э. А., Гонопольский М. Х. Наркология: (Учебное пособие). - М.: Медицина, 1987. - 335(1) с.
Болотовский И. С. Наркология. Токсикомания. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1989.
Братусь В. С., Сидоров П. И. Психология, клиника профилактика раннего алкоголизма. - М., 1984.
Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С. В. Березина и др. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000.
Буянов М. И. Размышления о наркомании: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990.
Данилин А. Г., Данилина И. В. Как спасти детей от наркотиков: Пособие для родителей. - М.: Центрополиграф, 2000.
Дунаевский В. В., Стяжкин В. Д. Наркомания и токсикомания. - М.: Медицина, 1990. - 206 (2) с.
Еникеева Д. Д. Популярная психиатрия. - М.: Аст-Пресс, 1998. - 528 с.
Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - 2-е изд., стереотипное. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 144 с.
Змановская Е. В. Девиантология: /Психология отклоняющегося поведени: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
Колесов Д. В. Беседы об антиалкогольном воспитании: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 80 с.
Копыт Н. Я., Сидоров П. И. Профилактика алкоголизма. - М.: Медицина, 1986. - 240 с., ил.
Коробкина З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2002. - 192с.
Подхватилин Н. В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: Практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
Рожков М. И., Ковальчук М. А. Профилактика наркомании у подростков: Учебное методическое пособие. - М.: Гуманитарное издание центра ВЛАДОС, 2003. - 144с. - /Психология для всех/.
Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 176 с.
Скворцова Е. С. Алкоголь, женщины, подростки. - М.: Медицина, 1988. - 40с. - /Научно-популярная медицинская литература. Противоалкогольная пропаганда/.
Толстых Н. Н., Кулаков С. М. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки. //Вопросы психологии. - 1989. - №2. - С. 35-38.
Ураков И. Г. Алкоголь: личность и здоровье. - М.: Медицина, 1986. - 80с., ил. - /Научно-популярная медицинская литература. Противоалкогольная пропаганда/.
Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: /Избранные психологические труды/. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 366 с.
Хомик В. С., Кроник А. А. Отношение ко времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклонение поведения. //Вопросы психологии. - 1988. - №1. - С. 98-106.
15