ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ


ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей. Реализация данного выбора затруднена, прежде всего, отсутствием у этих детей близких людей, заинтересованных в их судьбе.
Выпуск из детского дома - ответственный, сложный момент для молодого человека. Часто выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются в малознакомой им обстановке, их социальные связи рвутся, значимые для них люди остаются в прошлом, ориентиры на будущее размыты или отсутствуют, должного опыта социальной адаптации, и общения с новыми людьми нет.
Можно сказать, что выпускник на какое-то время оказывается «вытолкнутым» из учреждения и «не встроенным» в новую социальную структуру.
В итоге перед ребенком - сиротой стоят две насущные задачи: - перейти на самостоятельное жизнеобеспечение; - выстроить границы своего нового жизненного пространства.Понимая всю сложность положения своих выпускников, руководители, педагоги, воспитатели детского дома «Надежда» стараются оказать им помощь и психологическую поддержку перед выходом в самостоятельную жизнь.
Большая работа проводится на часах воспитателя, проводимых в соответствии с режимом работы групп еженедельно с понедельника по пятницу. Кроме занятий, как специально организованной формы воспитания, предусматриваются различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждении: нерегламентированные виды деятельности детей, организация свободного времени в течение дня и т.д., что сочетает в себе различные виды деятельности с учётом возрастных возможностей воспитанников.
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в плане приобретения необходимых правовых знаний, осознание ими своих конституционных прав и обязанностей, меры ответственности за их неисполнение:
*Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в рамках общественно-приемлемого поведения;
*Формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, гражданского мировоззрения, преодоление иждивенческих, потребительских качеств воспитанников;
*Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение способам и приемам самоуправления как важнейшим условиям саморегуляции человека и благополучной социализации в грядущей взрослой жизни;
*Овладение коммуникативными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельной жизни;
*Профессиональная ориентация воспитанников в соответствии с их наклонностями и способностями;
*Усвоение элементарных финансово-экономических понятий, развитие навыков активного делового взаимодействия, умение обращаться с денежными единицами;
*Освоение комплекса хозяйственно-бытовых знаний, умений и навыков;
*Привитие основ общечеловеческой культуры, усвоение морально-этических норм;
*Воспитание естественной потребности в соблюдении норм и правил здорового образа жизни.
Оценка полученных знаний и умений воспитанников в результате проводимой в детском доме работы осуществляется через мониторинг качества учебных знаний и практических навыков воспитанников и их личностных достижении, проведения динамики психофизического состояния детей, участие воспитанников в делах детского дома и школы.
Результатами успешной работы являются:
*Формирование у воспитанников позитивного образа семьи и правильное определение своего места в ней.
*Повышение учебной мотивации для продолжения учебы, получения хорошего образования и достойной работы, карьерного роста.
*Создание у воспитанников адекватной оценки себя как личности.
*Успешное и эмоционально устойчивое прохождение адаптации воспитанников в новых учебных и рабочих коллективах.
*Формирование в каждом воспитаннике качеств, характеризующих модель выпускника учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.