Мастер-класс Коррекционная направленность уроков английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья.


РЕГИОНАЛЬНый семинар «Оптимизация работы учителя английского языка с помощью современных педагогических
и ИКТ технологий в контексте ФГОС нового поколения»

28 октября 2015 г.
Коррекционная направленность уроков английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мастер-класс учителя английского языка ДСОШ №4 с УИОП Тимофеевой С.В.
1.Подготовительно-организационный этап (Постановка целей и задач).

Цель мастер-класса: рассмотреть особенности реализации дистанционного обучения детей с ОВЗ.
Особенности – это не только положительные моменты, это и проблемы, и перспективы.
Задачи мастер-класса:
Познакомить с дистанционным обучением на уроках английского языка.
Продемонстрировать методы и приёмы, направленные на коррекцию уроков для детей с ОВЗ.
Рассмотреть особенности ведения урока в зависимости от заболевания учащихся.
Подчеркнуть положительные результаты дистанционного обучения.
Выявить основные трудности.
2.Основная часть.
В ряде субъектов Российской Федерации ведётся работа по реализации проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Данный проект имеет выраженную социальную значимость.
Что же мы знаем о коррекционном обучении детей с ОВЗ? Какими приёмами владеем для его реализации в процессе изучения английского языка?
Предлагаю Вам заполнить таблицы, которые находятся в папках. Сначала заполните первые два столбика. А в конце мастер-класса Вы заполните третий столбик. В целях экономии времени можно писать сокращённо или ставить номер предложения из списка подсказок.
Что я знаю, умею
Что я хочу узнать, чему хочу научиться
Что я узнал, чему научился

№1
№10


№2




















Что такое дистанционное обучение.
Основные технические средства для дистанционного обучения.
Что такое коррекционная направленность урока и в чем она состоит.
Какова цель урока английского языка с использованием ДО.
Онлайн урок английского языка.
Основные этапы урока детей с ОВЗ.
Использование средств и методов обучения в зависимости о заболевания.
Как мотивировать ребенка для изучения английского языка.
Положительные результаты при дистанционном обучении.
Трудности при работе с детьми с ОВЗ.

Итак, каждый из Вас, надеюсь, определился с тем, каков ожидаемый результат нашей сегодняшней встречи, и я приглашаю всех к сотрудничеству.
Вопрос 1. Может ли современная система образования обеспечить естественный процесс социализации детей с ОВЗ? Может ли она дать этим детям полноценное образование наравне со здоровыми детьми?
В настоящее время в подмосковных образовательных учреждениях обучается около 60 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе 20 тысяч детей-инвалидов. Это подтверждает цель современного образования – оказание помощи каждому такому ребенку в возможности реализовать право на образование и найти свое место в жизни, создание условий для полноценного включения в образовательное пространство детей с ОВЗ и их успешной социализации.
Вопрос 2. Почему сегодня так много говорят о необходимости дистанционного обучения детей с ОВЗ? Для чего оно необходимо?
 (Дистанционное обучение для больных детей и детей-инвалидов необходимо в силу особенностей развития российской системы образования. Ведь эти дети вынуждены уже в начале своего жизненного пути сталкиваться с множеством трудностей. Причём огромное количество этих трудностей – чисто бытового характера.   Социализация у данных детей затруднена.)
Всем вам, уверена, знакомо понятие «Дистанционное обучение». В чем же оно состоит? (слайд).
На базе МАОУ ДСОШ №4 существует центр дистанционного обучения детей с ОВЗ. В семьи для обучения детей выданы комплекты оборудования. В комплект оборудования входят: компьютер, который снабжён Web - камерой, сканер, принтер, электронный графический планшет для рисования, микроскоп, цифровой фотоаппарат. К программам, установленным в компьютере по учебным предметам, прилагаются методические пособия. Все участники ДО обеспеченны Интернет - доступом.
  Каждому участнику ДО предоставлен доступ к системе ДО (www. vacad. ru), где располагаются материалы учебных курсов для поддержки учебного процесса по основным учебным предметам с 1 по 11 класс, детям с ограниченными возможностями здоровья. Эта среда представлена курсами. Каждый курс состоит из модулей (разделов). В каждом модуле рассматривается та или иная грамматическая тема (и теоретические основы, и видео урок по данной проблеме, и интерактив, и звуковое сопровождение, и он-лайн тестирование, и выход в интернет (ссылка на др. ресурс), интерактивные игры).
В нашей школе дистанционные занятия английским языком  проводятся посредством онлайн-уроков. С помощью новейших компьютерных программ и технологий школьники получают возможность изучать иностранный язык, выполнять творческие работы, в режиме реального времени с помощью программы «Скайп» дистанционно общаться с учителями, которые помогают осваивать учебный материал в качественно новой образовательной среде.
    В условиях сокращения учебных часов по всем предметам для учащихся надомного обучения, программа дистанционного образования представляется особенно актуальной. Для изучения английского языка на надомном отделении нашей школы отводится всего лишь один учебный час в неделю. Согласитесь, что это катастрофически мало. Онлайн-уроки дают детям-инвалидам и детям с различными видами заболеваний полноценную возможность прохождения учебной программы.
Коррекционная направленность уроков английского языка для детей с ОВЗ состоит в необходимости выбора определенных технологий, методов и приемов работы на уроках английского языка с целью коррекции нарушений.
Цель уроков английского языка с использованием дистанционных технологий - развитие ребёнка через создание оптимальных условий его деятельности, практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации. На уроках английского языка осуществляется коррекция внимания путём выполнения различных видов упражнений, коррекция и развитие связной устной речи посредством работы с текстом (чтение, аудирование), коррекция и развитие связной письменной речи при работе над письменными упражнениями, коррекция и развитие памяти, различных мыслительных операций.
А теперь, давайте поговорим о самом уроке. Отличается ли урок для детей с ОВЗ от обычного урока?
Вопрос: Как обычно начинается урок ИЯ? (беседа с аудиторией).
Задача учителя – сразу вовлечь детей в учебный процесс. На уроке английского языка ученик общается на чужом для него языке. Речевая разминка и фонетическая зарядка призваны заинтересовать учащегося, смотивировать его на общение. Такие вопросы, как «How are you?» («Как твои дела?»), How is your mother? What is the weather like today? и др. приближены к повседневному общению и обычно не вызывают трудностей. Учащийся погружается в языковую среду. Если ученик затрудняется ответить вопрос, нужно дать опорные картинки или опорные фразы. Их можно заранее выводить на экран или подготовить карточки с фразами. На этапе устного общения необходимо повторить изученный ранее материал.
Следующий этап урока – основной. На данном этапе осуществляется введение нового лексического, грамматического, речевого материала. Главная проблема на этом этапе - удержать внимание ученика, так как у детей с ОВЗ внимание часто рассеянное.
Задание:
Дети с ОВЗ имеют различные заболевания. Как вы думаете, должны ли мы строить урок в зависимости от заболевания ребенка?
Предлагаю вам выполнить небольшое задание. Давайте подберем упражнения в зависимости от особенностей учащихся.
Виды заболеваний: дети с нарушением слуха, дети с нарушением зрения, дети с ДЦП.
Задания: красочные картинки, презентации, электронные задания, небольшие схемы, опорные таблицы, тексты в виде комиксов, аудиотексты, песенки, считалочки, рифмовки на английском языке, работа хором, соотношение  новых слов с предметами на картинках, выполнение письменных заданий, используя компьютер.
Давайте подведем итоги:
Детям с нарушением слуха, с расстройством внимания и речи лучше вводить новый материал, используя наглядность это различные красочные картинки, презентации, электронные задания, небольшие схемы, опорные таблицы, тексты в виде комиксов. Для закрепления новой лексики можно использовать различные упражнения: составить слова из букв, вставить пропущенные буквы в слова, слова в предложения. В качестве домашнего задания, можно давать карточки со словами и презентации для повторения изученной на уроке лексики. Большим успехом пользуются различные видео уроки. Только путем неоднократного повторения можно добиться хотя бы частичного усвоения нового лексического материала.
Использование интерактивных презентаций в Power Point позволяет красочно и наглядно представить все учебные темы, даже те, которые на первый взгляд кажутся обучающимся скучными для изучения. А также развить и проконтролировать навыки аудирования, чтения с различными стратегиями, отработать, закрепить и совершенствовать лексико-грамматический материал, проверить себя самостоятельно и исправить ошибки, что является немаловажным для детей с ДЦП, которые пишут медленно и неразборчиво. Обучающиеся, в свою очередь, могут проверить свой результат сразу же: ключ находится или на следующей за тестом страничке, или на гиперссылке. Презентация PowerPoint в сочетании с раздаточным материалом, выполненным с помощью Microsoft Office Word и Microsoft Office Excel, это удобно и обучающемуся, и учителю.
Детям с нарушением зрения, лучше вводить новый материал на слух. Необходимо проговаривать фразы несколько раз. Это может быть работа хором (одновременно с учителем), затем повторение вслед за учителем. При работе с такими детьми, можно использовать аудиотексты, песенки, считалочки и рифмовки на английском языке.
Следующий этап урока – практическое закрепление умений и навыков. На данном этапе развиваются все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо. Здесь также необходимо учитывать возможности учащегося. Виды упражнений должны соответствовать каждому конкретному ребенку.
При работе с детьми с ОВЗ особенно важно создать ситуацию успеха, поощрять каждый успешный ответ ребенка. Планируя урок, необходимо переходить от простых упражнений к более сложным. Если учащийся затрудняется в выполнении какого-либо упражнения, то его интерес быстро угасает. На уроке важно постоянно менять виды деятельности и подбирать упражнения, соответствующие уровню ребенка.
Фрагмент урока с учеником 3 класса Мосоян Артуром.
У данного ученика диагноз ДЦП. Такие дети, часто обладают хорошей памятью, успешно усваивают правила. Однако, многие из них не могут писать. В таких случаях, используется компьютер. Существует специальная клавиатура, на которой дети могут печатать. Основная трудность заключается в том, что работа за компьютером во время дистанционного урока занимает большое количество времени. После работы на компьютере необходимо проводить гимнастику для снятия напряжения с мышц спины, рук и глаз. В этом случае логично использовать доступ к музыкальной страничке с видеорядом и без. После такой разгрузки любой ученик с удовольствием продолжит работу на уроке. Исполнение песен под фонограмму или “караоке” способствует развитию аудитивных, произносительных и грамматических навыков, пополнению словарного запаса, отработки речевых навыков, а также ознакомлению учеников с элементами культуры страны изучаемого языка, эмоционально окрашивает занятие.
1.   Упражнение № 1 «Расскажи, что есть в твоем портфеле!»
Новые слова вводятся понятными  и эффективными способами. Развитие речевой и языковой компетенции подразумевает  соотношение  новых слов с предметами на картинках, а затем распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и даже грамматических явлений. Используя модель «I havegot a...», учитель называет школьные принадлежности по-английски, показывает картинки или предметы, а ученик повторяет. Затем можно предложить ребенку показать предметы, которые  называет учитель. Использование моделей предложений очень важно для постепенного развития мышления, внимания, памяти,  восприятия и воображения «особенного» ребенка: 
I have got a bag.
I have got a textbook.
I have got a pen.
I have got a pencil.
2.   Выполнениеупражнения № 2.
«Помоги обезьянке собрать портфель в школу».
Скажи, что ему нужно взять собой:
Chuckles, take a pen, please!
Chuckles, take a pencil, please!
Chuckles, take a bag, please!       
Chuckles, take a textbook, please! 
В этом упражнении ребенок учится высказывать пожелания, отдавать распоряжения или давать совет, закрепляя лексические умения по теме «Школа».
3.   Повторяем буквы английского алфавита. На доске – таблица «ABC»
Выполнение упражнения  № 3. Назови буквы  английского алфавита.
При выполнении такого задания идет развитие языковых, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Если ребенку трудно сделать это упражнение, тогда можно поработать с яркими карточками алфавита. Учительговорит:
«Take the letter «B», please! Show me the letter!»
Так как внимание особенного ребенка не может долго концентрироваться на выполнении однообразных и утомительных упражнений, для переключения внимания можно использовать  игровые ситуации и  занимательные сюжеты, применив обучающие программы на компьютере, СD «Алик. Моя первая английская азбука» (издательство «Руссобит», г. Москва), «Алиса: английский в стране чудес» или «Клиффорд учится читать по-английски» (издательство «Новый диск», г. Москва).
Знакомство с английским алфавитом и новыми словами происходит в игровой форме, здесь много красочных картинок и веселых анимаций по каждой букве и слову, отличная  3Д-графика, знакомые персонажи и фантастическая атмосфера, иллюстрированный английский словарь, самая нужная и полезная лексика, голосовые и анимационные подсказки, много мини-игр.
4. В конце урока можно предложить ребенку вспомнить цвета, показывая цветные карандаши или картинки с ними «Соlours». Попросить ребенка показать ручки и карандаши определенного цвета.
Итоги:
Все эти задания для формирования и развития речевых умений в говорении на уроке являются коммуникативными, т. е. в их выполнении есть коммуникативный смысл,  формируется социокультурная компетенция, а значит, впоследствии будет выход в реальное общение и постепенная социализация в иноязычной культуре. И добавим, что в нашей работе с особыми детьми мы используем принцип 3 «с»: соучастие, сопереживание и содействие.
Понятно, что компьютер на занятиях это не самоцель, а средство для развития учащихся, инструмент, позволяющий решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка. Создавая благоприятный психологический климат, грамотно подбирая посильные задания, сочетая различные формы работы, потихоньку, шаг за шагом мы идем к основной цели: научить ребенка учиться, добывать самостоятельно знания, поверить в свои силы и как итог получить качественное образование. Даже если дальнейшая жизнь ученика c ОВЗ не связана с иностранным языком, пользование Интернетом и компьютером становится необходимым условием для дальнейшего его обучения. Все это поможет создать условия для самореализации школьников с ОВЗ и в свете новых образовательных стандартов готовить нынешних и будущих выпускников к творческой, продуктивной жизни в нашем постоянно меняющемся мире.
Положительные результаты уроков дистанционного обучения.
Прямой диалог «учитель-ученик».
Индивидуальный подход к каждому ученику.
Визуальный и голосовой контакт посредством веб-камеры.
Повышение мотивации к обучению и изучению английского языка в частности.
Стремление освоить современные технологии.
Обеспечение необходимого уровня социализации, поиск оптимального для себя способа успешно адаптироваться в жизни.
Актуализация познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся.
Реализация прав человека на непрерывное образование и получение информации.
Трудности и проблемы уроков дистанционного обучения.
    Учебная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья содержит в своей структуре те же элементы (мотивы учения, учебные действия, контроль и оценка), однако формирование их протекает с задержкой и отличаются некоторым своеобразием, что должно преодолеваться в процессе специально организованного обучения.
Заполните, пожалуйста, третий столбик и подведём итоги нашей работы.