Конспект урока технологии Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение (2 класс)


Конспект урока технологии
Дата: 19 января 2016Предмет: ТехнологияКласс: 2БУчитель: Аксентьева О.В.Руководитель практики: Копылова Т.Г.Студент: Синюгина ТатьянаТема: Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение.Тип урока: ОНЗЦель урока: научить создавать коврик переплетением полосок бумаги, размечать по линейке.Задачи урока:- образовательная: познакомить обучающихся с новым видом работы – переплетением полосок бумаги, с основами разметки по линейке.- развивающая: развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности.- воспитательная: воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, необходимые при переплетении полосок бумаги.
Планируемые результаты урока:
Предметные: узнают, из чего состоит ткань, значение слов «основа», «уток», «переплетение»; научатся находить «уток» и «основу» ткани; закрепят умение выполнять разметку деталей (основы и полосок) по линейке, раскрой деталей ножницами, соблюдать правила безопасной работы.Метапредметные:УУДПознавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников.Регулятивные – овладеют способностью принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;Коммуникативные – научатся слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Личностные – имеют интерес к предметно-практической деятельности, к внутреннему убранству деревенского дома.Основные понятия, изучаемые на уроке: переплетение, основа, уток.Средства обучения: презентация, учебник 2 класс Н.И. Роговцева, рабочая тетрадь 2 класс Н.И. Роговцева.
Ход урока:
Педагогическая деятельность учителя Учебная деятельность обучающихсяМотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, дети!
- Скажите, как вы понимаете пословицу? (слайд 1)
Ученья корень горек, да плод сладок. - Учиться тяжело, зато, если потрудиться, результат будет радовать.
Актуализация знаний
- Как вы думаете, что самое важное было в избе? (слайд 2)
- Почему?
- Как называется профессия мастера, занимающегося кладкой печей?
- Давайте вспомним, в каких сказках присутствует печь?
- Из каких элементов состоит печь?
- Ребята, как вы думаете, кто оберегал покой в доме? - Печь.
- Печь кормила, спасала от холодов, избавляла от болезни.
- Печник.
- «По щучьему велению», где Емеля ездил на печи, «Гуси- лебеди», где девочка ищет своего братца и набредает на печь, «Колобок».
- Лежанка, устье, шесток.
- По русскому поверью, это домовой, он живет за печкой, оберегает от бед своих хозяев.
Проблемное объяснение и фиксирование нового знания
- Наши дома мы стараемся украсить разными способами. В старину неотъемлемой частью внутреннего убранства дома были половики.
- Ребята, что такое половик? (слайд 3,4)
- Хозяйки не только украшали ими свои дома, но и плели их на продажу. Позже на полах в русских домах, стали появляться ковры. На ручном ковроткацком станке мастерицы вплетали толстые шерстяные и льняные нити в сетчатую основу, закрепляя их узелками. Чем больше узелков, тем дороже ковер. Вообще ковры плетут в разных странах. Существуют (слайд 5, 6, 7, 8) персидские, молдавские, узбекские, индийские ковры и т.д. - Кстати, ковры часто встречаются в сказках. Помните ли вы, что это за ковры?
- Какие сказки вы можете вспомнить, где герои летают на таких коврах? (слайд 9)
- Наш коврик мы сегодня изготовим, переплетая полоски так, как это делается на ткацком станке.
- Из чего состоит любая ткань?
- Теперь дадим определения этим словам.
- Кто-нибудь из вас знает, что такое основа?В словаре дано такое определение. (слайд 10)
Основа – продольные нити ткани, переплетающиеся с утком.
- Что такое уток? (слайд 11)
Уток – это поперечные нити ткани, переплетающиеся с продольными (основой).
Попросить повторить детей несколько раз.
- Как получают из нитей ткань?
-Что такое переплетение? (слайд 12)
Переплетение – способ сплетения нитей основы и утка.
- Переплетения могут быть разными: простыми и сложными. Мы будем плести коврик полотняным переплетением (слайд 13).
- Давайте попробуем объяснить, что называется полотняным переплетением. Половик – это узкий половой коврик, плетеный или сшитый из разноцветных обрезков ткани.
- Волшебные ковры-самолеты.
- «Тысяча и одна ночь» и «Старик Хоттабыч».
- Из нитей «основы» и «утка».
- Путем переплетения нитей основы и утка.
- Переплетение, где основные и уточные нити чередуются через 1 нить.
Первичное закрепление во внешней речи
- Ребята, посмотрите на готовый образец изделия (демонстрируется готовый образец изделия). - Как называется это изделие?
- Для чего нужно это изделие?
- Из каких материалов изготовлено изделие?
- Нужно ли деталям придать форму?
- Как можно соединить детали?
- Ребята, скажите, а как мы будем переплетать нити, если мы будем выполнять изделие из цветной бумаги?
- Теперь приступим к выполнению изделия.
Работать вы будете парами.
- Ребята, нам нужно составить план работы. Давайте воспользуемся учебником и прочитаем план работы по цепочке.
- Что нам понадобится для работы?
- У вас все лежит на столах?
- Мы выполнили 1 пункт плана, мы организовали свое рабочее место.
- Прочитаем 2 пункт плана.
- Возьмите белый альбомный лист и сложите его пополам. Положите на него шаблон так, чтобы линия сгиба листа совпадала с прямой линией шаблона, и прикрепите в нижней части шаблон к листу скрепками.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Читаем следующий пункт плана.
- Вспомним правила работы с ножницами. (слайд 14)
- Вырезаем основу коврика и делаем надрезы по размеченным на шаблоне линиям.
- Читаем 4 пункт плана.
- Снимаем скрепки, откладываем шаблон и разворачиваем лист. Это получилась основа.
- Читаем 5 пункт плана.
Полоски – это нити утка. Чтобы создать нити необходимо разметить лист бумаги так, чтобы получились ровные полоски. Для этого нужно сначала выбрать бумагу тех цветов, которые вам понадобятся для работы. Давайте возьмем 4 цвета: красный, оранжевый, синий и зеленый. Нам нужно нарезать по 5 полосок этих цветов.
- Положите перед собой лист цветной бумаги горизонтально. Приложите линейку к верхнему краю листа так, чтобы деление «0» совпало с верхним левым углом листа. Через каждый сантиметр поставьте карандашом засечку на листе.
- Напротив каких цифр нужно поставить засечку?
- Теперь эту же операцию проделаем с нижним краем листа. Сначала опустите линейку к нижнему краю.
- Как надо расположить линейку?
- Какую операцию надо проделать дальше?
- Как вы думаете, что надо сделать теперь?
- Для этого поверните лист, чтобы он лежал перед вами вертикально, и проведите карандашом соединительные линии между засечками, находящимися на одном уровне.- Проделайте эту операцию с листами других цветов.
- Читаем 6 пункт плана.
- Возьмите основу. Возьмите красную полоску бумаги. Вставляем полоску в одну прорезь листа основы и вытягивая ее из следующей прорези от края к краю основы. Не забудьте о чередовании цветов полосок, вырезанных вами.
- Прочитайте последний пункт плана.
- Нам нужно оформить изделие. Обрезать лишние концы нитей утка.
- Ребята, как нужно закрепить изделие, чтобы полоски бумаги держались и не выскочили из нашего коврика. - Коврик.
- Коврами украшают дома. Мы научимся переплетать нити.
- Цветная бумага и белая бумага.
- Нет, так как мы будем переплетать детали коврика.
- Путем переплетения нитей основы и утка.
- Полоски цветной бумаги это и есть нити. Из них мы и будем выполнять изделие.
Читают план работы по цепочке.
Организуй свое рабочее место.
Положи шаблон из рабочей тетради на согнутый пополам альбомный лист вплотную к линии сгиба, как показано на фотографии.
По шаблону вырежи основу коврика и сделай надрезы.
Разверни основу.
Из разноцветной бумаги нарежь полоски шириной 1 см.
Протяни полоски разноцветной бумаги через полоски основы коврика.
Оформи изделие.
- Альбомный лист, шаблон, цветная бумага, ножницы, карандаш, линейка, скрепки.
- Положи шаблон из рабочей тетради на согнутый пополам альбомный лист вплотную к линии сгиба, как показано на фотографии.
- По шаблону вырежи основу коврика и сделай надрезы.
- Разверни основу.
- Из разноцветной бумаги нарежь полоски шириной 1 см.
- 1, 2, 3, 4, 5.
- Чтобы деление «0» совпадало с левым нижним углом листа.
- Поставить через каждый сантиметр засечки.
- Соединить верхние и нижние засечки между собой.
- Протяни полоски разноцветной бумаги через полоски основы коврика.
- Оформи изделие.
- Приклеить клеем, закрепить скотчем или наклеить полоски бумаги.
Включение нового знания в систему знаний и повторение
(Оценивание работ учащихся)
- Выходите 1 ряд. А вы, ребята, оцените работу 1 ряда. Чья работа вам нравится больше и почему?
Также 2 и 3 ряд. Рефлексия учебной деятельности
- Что нового вы узнали на уроке?
- Кто может дать определения этим словам?
- Чему вы научились?
- Поднимите руки те, кому было интересно сегодня работать?
- Спасибо. Молодцы! Урок окончен! Узнали новые слова: переплетение, основа, уток, полотняное переплетение.
Основа – продольные нити ткани, переплетающиеся с утком.
Уток – это поперечные нити ткани, переплетающиеся с продольными (основой).Переплетение – способ сплетения нитей основы и утка.
Полотняное переплетение - переплетение, где основные и уточные нити чередуются через 1 нить.
- Выполнять разметку деталей по линейке, выполнять переплетение.
Отметка: _____________________________________________Руководитель практики: _______________________________Учитель: _____________________________________________