Методическая разработка на тему: Создание условий для сохранения психического здоровья детей младшего школьного возраста в коррекционной школе.


«Создание условий для сохранения психического здоровья детей младшего школьного возраста в коррекционной школе».
Все чаще говорится о негативном влиянии школы на здоровье детей. Учебные перегрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа становится для детей постоянным источником стресса. В особой ситуации находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма. Особенно нуждаются в оказании своевременной помощи дети, испытывающие затруднения в учении, а именно дети с задержкой психического развития.
В 2009-2010 учебном году я взяла подготовительный класс. Прежде всего внимательно изучила психологическое состояние детей. В результате диагностик (Т.А.Юшко «Способности и личностное развитие школьников», Сыктывкар, 1999г.) выявлены следующие результаты:
- уровень развития памяти: низкий – 61 %
средний – 39 %
- уровень развития внимания: низкий – 59 %
средний – 41 %
- уровень развития мышления: низкий – 56 %
средний – 44%
Низкие результаты диагностик определили проблемные зоны в развитии психологических процессов детей класса и определили направления моей деятельности по созданию здоровьесберегающей среды в детском коллективе.
Все перечисленное выше определило тему самообразования: «Создание условий для сохранения психологического здоровья детей младшего школьного возраста в коррекционной школе». Целью темы самообразования является: анализ состояния психологического здоровья учащихся; выработка условий для коррекции и укрепления психологического развития детей.
Определила основные задачи – направления:
1. проанализировать принципы сохранения здоровья младших школьников в коррекционно-педагогическом процессе;
2. описать профилактическую и коррекционную работу, методику применения здоровьесберегающих приемов;
3. выработать ряд рекомендаций для коррекции и укрепления психологического здоровья
Предлагаемая работа основана на анализе собственного опыта, систематизации, обобщении результатов апробирования новых наиболее эффективных методов коррекции, методов и приёмов здоровьесберегающей технологии и адаптирована к условиям социальной среды, природно-климатическим факторам и соответствует психофизиологическим особенностям детей с задержкой психического развития.
Принципы сохранения здоровья младших школьников в коррекционно-педагогическом процессе.
В своей коррекционно-педагогической деятельности придерживаюсь следующих принципов:
Общедидактические принципы:
Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип активности – предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Специфические принципы:
Принцип не нанесения вреда.
Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).
Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности. Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Данный принцип способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету функциональных возможности организма младшего школьника.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать младших школьников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
Руководствуясь принципами для безболезненного прохождения адаптации учащихся использую в начале учебного года не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса: уроки-игры, уроки-театрализации, уроки-экскурсии, уроки импровизации и т.д. Такая организация снижает утомляемость, повышает интерес к обучению. Чтобы создать ощущение «радости жизни», я использую на уроках эмоциональные разминки , которые помогают сохранить психологическое здоровье каждого ученика.
В процессе обучения учитываю индивидуальные особенности ребенка. Предоставляю возможность каждому ребенку работать в присущем ему темпе. Стараюсь помочь учащимся преодолеть трудности обучения. Вселяю уверенность, воодушевление похвалой, организую сотрудничество между учениками, советую, как догадаться самому, сопереживаю. Все это помогает преодолеть трудности адаптации к школе.
Развитие познавательных процессов.
Успех любой деятельности во многом определят внимание. У детей с ЗПР преобладает непроизвольное внимание; ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности длительное время сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. При проведении коррекционной работы я подбираю такие упражнения, которые учитывают особенности внимания детей с ЗПР. Сделав подборку упражнений на развитие внимания «Фигуры», «Белочки». Такая работа дает положительные результаты. Наблюдается динамика в показателях уровня внимания на 9 % (презентация). С детьми, имеющими низкий показатель, провожу систематическую индивидуальную работу по коррекции внимания.
В младшем школьном возрасте память находится еще в процессе становления, и уровень развития тех или иных ее особенностей во многом определяет успешность обучения. Здесь следует отметить, что учащиеся с ЗПР пока еще не всегда понимают, что означают слова «выучите», «запомните». Они не умеют запоминать целенаправленно, не владеют способами рационального запоминания, пока еще невелик объем их кратковременной памяти. Работа по развитию памяти проводится ежедневно. Развитию памяти способствует применение разнообразных игр, нацеленных на запоминание условия, фактов и т.д. Увеличению объема кратковременной памяти способствуют и использование специальных упражнений «Веселая лесенка», «Игра слов» и др. В результате целенаправленной коррекции показатели уровня развития памяти изменились в сторону улучшения на 7% (презентация).
Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. В младшем школьном возрасте должно достаточно интенсивно развиваться абстрактно-логическое мышление. Развитие мышления в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, классификации. Следует признать благотворное влияние специально подобранных упражнений на изменения в формировании мыслительных операций. Использование упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательных процессов, но и на формирование личностно-мотивационной сферы учащихся. По результатам диагностики уровень развития мышления увеличился на 5 % (презентация).
Итак, если в должной мере развивать познавательные процессы, то успешность обучения становится реальной. На мой взгляд, успешность обучения – это предпосылка к сохранению психологического здоровья.
Профилактика сохранения психологического здоровья.
Основной формой обучения младших школьников остается урок. Для сохранения здоровья школьников учитываю следующие аспекты:
Гигиенические условия в классе.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем (нормой считается 4–7 видов за урок).
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма: 7–10 минут).
Число использованных учителем видов преподавания (норма – не менее трех за урок).
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
Физкультминутки и физкультминутки (норма – на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
Благоприятный психологический климат на уроке.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
Темп и особенности окончания урока.
Мною разработана и успешно реализуется программа «Здоровье». В основу программы легла система В.Н.Касаткиной «Уроки здоровья». В подготовительный и первый классы работают по режиму «Учимся, играя», где учебные и внеучебные занятия чередуются с различными лечебно-оздоровительными паузами: игровыми, психологическими, медицинскими.
Взаимодействие семьи и школы.Все содержание работы с родителями направлено на:
Повышение психолого-педагогических знаний родителей;
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
Участие родителей в проводимых мероприятиях по сохранению и укреплению здоровья детей.
На протяжении всего времени обучения детей в начальной школе, я провожу индивидуальные беседы, которые направлены на просвещение родителей в области детской психологии, поскольку именно данный возраст требует особой чуткости родителей. Родители должны понимать потребности ребенка, так как в этот период своей жизни он наиболее уязвим для всевозможных факторов риска в отношении психологического здоровья.
В классе имеется уголок для родителей, где помещаю гигиенические материалы, памятки, рекомендации.
Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам. На родительских собраниях повышаю педагогическую культуру родителей.
В тематику собраний включаю вопросы сохранения и укрепления здоровья учащихся. Такая форма сотрудничества с родителями помогает формировать здоровый образ жизни учащихся.
Методические рекомендации для коррекции и укрепления психологического здоровья.
Создание доброжелательной обстановки в учебно-воспитательном процессе способствует формированию желания заниматься, создает благоприятные условия для успешного обучения ребенка.
Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы учащихся в процессе занятия:
Учащимся рекомендуется менять рабочую позу 2–3 раза за урок с учетом сезона года, характера предшествующего урока, состояния здоровья ребенка в настоящий момент, индивидуальных особенностей. Важна не столько продолжительность пребывания в положении «стоя», сколько сам факт смены поз.
Большое значение в предупреждении утомления у детей на занятиях принадлежит физкультминуткам. Время проведения физкультминуток, можно варьировать, но в любом случае их следует проводить при первых признаках утомления детей.
Важным моментом сохранения работоспособности учащихся во время занятия, сохранения их умственного и психического здоровья является смена видов деятельности на занятиях, смена видов работы в течение даже небольшого промежутка времени.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволит сохранить уровень здоровья детей и повысить эффективность учебного процесса.
Заключение.
В ходе работы по данной теме пришла к следующим выводам:
1. Создание условий для сохранения психологического здоровья детей младшего школьного возраста с ЗПР благотворно влияет на всестороннее развитие ребенка.
2. Использование современных технологий повышает эффективность работы по здоровьесбережению.
3. Мониторинг развития психологических процессов показал положительную динамику:
Уровень развития внимания увеличился на 9 %
Уровень развития памяти увеличился на 7 %
Уровень развития мышления увеличился на 5 %
Кроме того, мною и другими специалистами школы отмечено у школьников улучшение уровня сформированности приёмов умственной деятельности, что оказало позитивное влияние на их умственное развитие и повысило возможности обучения, а также повышение у детей общего уровня учебной мотивации.
Главным результатом своей работы считаю то, что на сегодняшний день мои ученики очень раскованы; они с радостью идут на все уроки; неудачи, которые возникают у них, они воспринимают достаточно спокойно, зная, что любую проблему можно решить
Таким образом, в условиях специально созданной здоровьесберегающей среды для детей с задержкой психического развития коррекционно-педагогическая работа дает положительную динамику.