Классный час Профилактика подростковой наркомании
Слайд 1
Уважаемые коллеги вашему вниманию представлена работа на тему: «Социально-педагогическая деятельность по первичной профилактике подростковой наркомании»
В настоящее время проблема наркомании на территории России волнует около 30 миллионов человек. Ежегодно в России на путь наркотиков встает 80 000 человек. Более 60% наркоманов - люди в возрасте 18-30 лет, и более 30% - подростки. Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 14-16 лет. Детская смертность от наркомании за последние 10 лет увеличилась в 45 раз. Наркомания является социально заразным заболеванием, распространение происходит внутри социальных групп. Лучший метод борьбы с наркоманией –первичная профилактика.
Слайд 2
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность по первичной профилактике подростковой наркомании
Предмет исследования: средства социально-педагогической деятельности по первичной профилактике подростковой наркомании.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему социально-педагогической деятельности по первичной профилактике подростковой наркомании, подобрать средства социально-педагогической деятельности по первичной профилактике подростковой наркомании и смоделировать систему социально-педагогической деятельности по первичной профилактике подростковой наркомании и апробировать её.
Слайд 3
Задачи исследования вашему вниманию представлены на слайде:
Слайд 4
Положения, выносимые на защиту, представлены на слайде:
Слайд 5.
Наркомания — это пристрастие к веществам, вызывающим состояние эйфории. Эти вещества различны как по составу, так и по действию на организм человека. Злоупотребление ими наносит вред, как индивиду, так и обществу в целом. Подростковый возраст считается кризисным, переломным периодом в жизни человека.
Профилактика наркотической зависимости подростков – это целый комплекс медицинских и социальных и педагогических мероприятий. Цель первичной профилактики – снижение спроса на психоактивные вещества среди подростков. Задачей социального педагога является создание в подростковой среде ситуации, препятствующей употреблению наркотиков.
Одно из направлений первичной профилактики зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных средств является «Развитие когнитивной сферы».
Развитие когнитивной сферы предполагает формирование операционального мышления. Когнитивные процессы способствуют формированию к социальной адаптации и помогает решать проблемы взросления, становлении личностной идентичности. А также повышению социальной самокомпетенции среде .
Развитие поведенческой сферы направлено на формирование безопасного поведения, умению противостоять желанию попробовать алкоголь, никотин, наркотики или приблизиться к ним в момент стресса.
Слайд 6.
Необходимо развивать когнитивную и поведенческую сферу при помощи средств первичной профилактики, представленных на слайде:
Слайд 7.
Представим социально – педагогическую деятельность по первичной профилактике подростковой наркомании в виде теоретической модели.
Деятельность социального педагога по профилактике наркомании подростков имеет определенную структуру и включает: целеполагание, принципы, функции, выбор способов действия и его инструментария, оценку результатов деятельности.
Слайд 8.
Опытно - экспериментальная работа, направленная на первичную профилактику подростковой наркомании, проводилась на базе школы № 20 г. Новокуйбышевска. В экспериментальном исследовании приняли участие 20 подростков 7-х классов, 20 человек– родители подростков.
Слайд 9.
В исследовании были применены диагностические методики:
Использованные нами методики позволили выявить показатели:
степень информированности подростков относительно наркотических веществ, степень риска предрасположенности к ПАВ, готовность подростков к отказу относительно наркотических веществ. Слайд 10.
На основе результатов констатирующего эксперимента разработана модель и программа социально-педагогической деятельности по первичной профилактике подростковой наркомании.
Цель системы: первичная профилактика подростковой наркомании.
Задачи вашему вниманию представлены на слайде. Система строится на принципах представленных на слайде. Система предусматривает тесный контакт и заинтересованность всех участников спд: социального педагога, подростков и родителей.
Система представлена двумя направлениями: работа с подростками и работа с родителями. Система включает три блока: информационно-познавательный, поведенческий, информационно-познавательный. Каждый блок имеет свои задачи представленные на слайде.
Информационно – познавательный блок способствует повышению информированности подростков по проблеме наркотической зависимости рассматривает проблему наркомании с медицинской, социальной, юридической точки зрения и включает в себя серию тематических классных часов с постановкой дискуссионных вопросов и просмотра видеофильмов с последующем обсуждением. Особый интерес у подростков вызвал кл. час: «Последствия единичного приёма наркотиков», просмотр видеофильма «Эта белая смерть» с последующим обсуждением.
Поведенческий блок работы с детьми включает в себя ролевые игры, тренинги, психогимнастику, упражнения, направленные на формирование личной ответственности за своё поведение, умение противостоять факторам риска. Для привлечения подростков к здоровому образу жизни использовались средства: туристический поход, спортивное мероприятие «Кубок Успеха», который вызвал особый интерес у подростков, где в течении недели проходили соревнования по разным видам спорта.
Информационно – познавательный блок включает работу с родителями, направлен на оптимизацию детско-родительских отношений, повышения уровня информированности родителей о семейных причинах, наркозависимости, устранение дефицита компетентности по вопросам формирования у детей антинаркологических установок и по взаимодействию со специалистами при необходимости консультативной, специализированной и другой помощи.
Основное назначение спд состоит в том, что она направлена на работу над когнитивной и поведенческой сферой.
Среди ряда программ, наиболее эффективной является программа позитивной первичной профилактики которая ориентируется не на патологию и её последствия, а на усвоение и раскрытие ресурсов психики и личности. Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактике состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими проблемами, не нуждающегося в приёме ПАВ., привлечение к ЗОЖ.
Слайд 11.
В ходе формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика по степени информированности подростков.Как видно из таблицы, подростков с низким уровнем осведомленности о негативном влиянии алкоголя на организм человека не осталось, в то время как в начале эксперимента их было 15 %.В конце эксперимента прослеживается высокий уровень информированности о вреде алкоголя – 77%.
У подростков прослеживается чёткая динамика по показатели уровня осведомленности о ПАВ.
Слайд 12.
Анкета содержала ряд ранжированных вопросов выявляющих информированность подростков об источниках информации о ПАВ.
Основным источником информации о наркотиках является по-прежнему СМИ, однако их роль существенно уменьшилась. Так, роль СМИ отметили всего 30% подростков, Среди подростков меньше доверия стало к сверстникам на 10 %, а больше к родителям – на 15 % и педагогам- на 10%.
Слайд 13.
Из таблицы видно, значительно снизился процент (с 45 до 25%) подростков готовых проводить досуг в малознакомой компании .Увеличилось количество подростков способных отказаться от предложений выпить, покурить или принять наркотик – 67% опрошенных. 16% подростков не чувствуют в себе силы сопротивляться негативному влиянию окружающих. Увеличился процент подростков уверенных, что смогут защитить себя от принуждения с 45% до 68% опрошенных. Не все подростки могут отказаться от ПАВ, если предложат, также, не все знают меры защиты от принуждения. Полученные данные свидетельствует о положительном настрое против употребления ПАВ и твердом убеждении отказа от них у подростков.
Слайд 14.
Родители стали более информированы в вопросах наркомании. Так, существенно увеличился процент респондентов с высоким уровнем информированности с 51% до 70% опрошенных. Мало информированных родителей осталось всего 10%.
Слайд 15.
Из таблицы видно, снизился уровень высокой степени риска на 12 %, средней уровень степени риска на 5%, низкая степень стала составлять 67%. Хотя 33% подростков нуждаются в помощи психолога или социального педагога.Можно сделать вывод о том, что сформировались правильные представления о вреде употребления ПАВ, устойчивое негативное отношение к наркотикам и осмысленная мотивация отказа от их употребления
Слайд 16.
Таким образом, выполненное нами исследование по проблемам первичной профилактики подростковой наркомании цели достигнуты, задачи решены.
Однако не все задачи решены в одинаковой степени. В частности, дальнейший проработки требуют вопросы методического обеспечения сотрудничества всех специалистов по профилактике употребления наркотиков подростками.