Культурологический подход в обучении английскому языку
Культурологический аспект обучения школьников
на уроках английского языкаБрянская П.В.
учитель английского языка
«Курумканской СОШ №1»,
Республики Бурятия.
Ушедшее столетие прошло под знаком нарастания кризиса идеи и практики культурно-образовательной дискриминации и ассимиляции малых этнических групп, в то время, когда современная цивилизация должна строить взаимоотношения больших и малых этносов в пределах одного сообщества на принципах интеграции, терпимости. Далеко не везде и не всегда соблюдаются культурно-образовательные права всех этнических групп. Поликультурное образование — важная гарантия сохранения гуманных ценностей человеческой цивилизации. Поликультурное образование — одна из педагогических проблем, стоящих перед мировым сообществом, решение которой является существенным условием демократизации общественной жизни.
Одно из первых определений понятия «поликультурное образование» дано в 1977 г.: «Образование, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку».
Всё более нарастающая значимость поликультурного образования обусловлена глобализационными и интеграционными мировыми процессами. Глубинной причиной становления поликультурного образования оказалось происходящее в последние десятки лет переселение народов. Мощные потоки мигрантов в страны Запада, Австралию, Россию заметно изменяют этнический состав государств. Часто иммигранты не желают быть изгоями на «новой родине», стремясь войти в ее культуру. Поликультурное образование оказалось и является решением проблемы «вхождения иммигрантов в новую культуру». На ряду с этой проблемой, поликультурное образование решает и еще одну, не менее значимую – сохранение культурной идентичности малых народов, а также помогает культурному самоопределению личности.
Поскольку «поликультурность» и «толерантность» не являются неотъемлемыми качествами личности, присущими каждому человеку с рождения. Следовательно, они формируются, точнее сказать должны формироваться, воспитываться, прививаться в процессе воспитания личности.
В связи с этим особую актуальность для отечественного образования и школы приобретает не только изучение, творческое использование позитивного мирового опыта поликультурного образования, но и его адаптация к условиям Российской многонациональности, где в условиях сосуществования в стране многообразия национальностей требуется уделять больше внимания образовательным возможностям для решения проблем культурных различий.
Значимость развития поликультурного образования отражена в федеральных нормативно-правовых актах: проекте Концепции поликультурного образования в России (2010); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009); Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (2006); Федеральные государственные образовательные стандарты.
Анализируя изменения, происходящие в системе образования России в последние годы и нормативно правовые документы, в том числе Федеральные образовательные стандарты, можно заметить, что главной целью поликультурного образования в России является формирование личности, способной к эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, понимающей и уважающей представителей других культур, обладающей умениями жить в мире с людьми принадлежащими к разным национальностям, расам, вероисповеданиям. Для достижения данной цели предполагаются следующие задачи поликультурного образования: познание культуры собственного народа; воспитание представлений о многокультурности в современном мире, воспитание положительного отношения к культурным различиям; развитие навыков общения и взаимодействия с представителями иных культур и этносов;
Принципы, на которых основывается поликультурное образование:
- воспитание человеческого достоинства и нравственных качеств личности;
- воспитание для мирного и взаимообогощающего сосуществования и взаимодействия различных социальных групп, религий, этносов и др.;
- воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
Основной функцией поликультурного образования является устранение противоречий между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций и этнических меньшинств; взаимная адаптация этнических и социальных групп; отсутствие культурного диктата со стороны этнического большинства, и, в конечном счете, устранение межнациональных и межкультурных конфликтов, а также формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного самоопределения для самореализации личности; знание важности культурного многообразия; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков межкультурного взаимодействия.
Поликультурное образование предлагает использование педагогических форм и методов, уже доказавших эффективность и нашедших признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, которые следует применять с учетом целей, функций, содержания образования.
Подводя итог вышесказанному о функциях, целях, содержании поликультурного образования, можно сделать вывод о том, что оно направлено на создание комфортного взаимообогащения культур, в результате чего происходит становление и самоопределение личности.
Поскольку понятия личность и культура неразрывны (личность развивается и воспитывается в определённой культуре) поликультурное образование, с одной стороны, отрицает формирование человека вне национальной культуры, с другой — содействует становлению мультикультурной личности как средоточия и пересечения нескольких культур. Поликультурная педагогика, имея множество принципов, функций и методов помогает формированию поликультурной личности школьника, учителям разных учебных дисциплин средней школы – истории, обществознания, литературы, родного и иностранных языков, в том числе и английского языка, как на уроках, так и на внеурочных занятиях.
Главной общей целью языкового поликультурного образования является подготовка обучающихся к активному и полноценному сотрудничеству в современном поликультурном мире средствами изучаемого языка [П.В. Сысоев. Концепция языкового поликультурного образования, с.99]. Языковое поликультурное образование представляет собой процесс овладения знаниями о культурном разнообразии окружающего мира стран соизучаемых языков и о взаимоотношениях между культурами в современном поликультурном мире, а также формирования активной жизненной позиции и умений взаимодействовать с представителями разных стран и культур согласно принципу диалога культур.
Анализируя учебники и методические пособия можно проследить тенденцию подачи информации основанной на реалиях стран изучаемого языка, и в упражнениях редко проводится параллель с реалиями нашей страны и ее регионов. В своей работе, учителю английского языка, всё же, необходимо находить возможности целенаправленного использования информации по регионоведению, направлять обучающихся основываться на знании родного края и окружающей их действительности. Например, в УМК “New Millenium English” есть замечательный раздел “A time to celebrate” позволяющий ознакомить обучающихся не только с праздниками, обычаями и традициями англоговорящих стран, но и России, Бурятии. В процессе изучения которого, учащиеся овладевают страноведчискими знаниями, и более полно могут раскрыть их ходе работы над итоговым проектом, завершающим изучение раздела. В разделе “Identity” речь идет о различных субкультурах, о том как они зарождались и о различиях в их идеологии. Делается акцент на том, что погомает человеку достичь успеха в жизни и расставить жизненные приоритеты. Работу в данном направлении можно проводить более углубленно посредством внеурочных занятий по английскому языку, интеграции уроков и внеурочных занятий (английский язык + история родного края). Всё это помогает учителю работать в том числе и над культурным самоопределением личности, что в свою очередь является одной из целей поликультурного образования.
45834302889885002776103555019Технология формирования поликультурной личности школьника в процессе обучения иностранному языку
00Технология формирования поликультурной личности школьника в процессе обучения иностранному языку
2189480334454506654803055215Содержание образования
00Содержание образования
16954502905760013139302274859006648452584450Социокультурная среда
00Социокультурная среда
264922024403050033972502490470Способы реализации иноязычного обучения
00Способы реализации иноязычного обучения
46774102169160039446201764030Педагогические технологии
00Педагогические технологии
24911051750695Личностно-ориентированное обучение
00Личностно-ориентированное обучение
-889001709420Стандарты образования, «Проект концепции поликультурного образования…», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания»
00Стандарты образования, «Проект концепции поликультурного образования…», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания»
4582795982980Методы и приёмы обучения
00Методы и приёмы обучения
3136900982980Организация взаимодействия участников процесса обучения
00Организация взаимодействия участников процесса обучения
1757045982980Личностно-ориентированное образование
00Личностно-ориентированное образование
448945982980Языковое образование
00Языковое образование
1070090606771Результаты учебной деятельности
00Результаты учебной деятельности
3718560203200Метапредметныее0Метапредметныее1069975202565Личностные
0Личностные
2407920200025Предметные
0Предметные
1069975-202565Качества поликультурной личности
00Качества поликультурной личности