Программа Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей детский дом «Хуры тын»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ___________Ф.К. Тменов
Программа
"Формирование здорового образа жизн
и
у воспитанников детского
дома
"
Разработала
воспитатель детского дома «Хуры тын»
Фардзинова Алла Ивановна
Сроки реализации: сентябрь 2014г.
-
август2016г.(учебный год)
Возраст: 8
-
14лет (2
-
7 кл)
Владикавказ 2014
Оглавление.
1. Пояснительная записка.
2. Цель и задачи программ
ы.
3. Содержание программы первого года обучения.
4. Тематическое планирование первого года обучения.
5. Содержание программы второго года обучения.
6. Тематическое планирование второго года обучения.
7.
Предполагаемый
результат.
8. Литература.
Пояснительная записка.
Здоровье человека
-
тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и
народов, а в
XXI
веке она становится первостепенной.
Здоровье
-
это, по определению Всемирной организации здраво
хранения
,
состояние полного физиче
ского, духовного и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье ребенка, его социально
-
психологическая адаптация, нормальный рост и
развитие во многом определяется средой, в которой он живет. для ребенка от 6
до 16 лет является школа, а для наших детей
-
детский дом для детей сирот и для
детей, оставшихся без попечения родителей, так как 70 % времени
его
бодрствования связано с детским домом.
Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек
способен
быть
настоящим
творцом
собственной судьбы и судьбы своей страны.
Сформировать
здоровье и сохранить его на
долгие
годы может каждый из нас, если выберет раз
и навсегда здоровый образ жизни, одно из основных условий укрепления
физического
, психологического,
духовного и социального здоровья.
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и
спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше
двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше,
сдела
ть несколько упражнений.
Как в воспитании нравственности и патриотизма, так и
воспитании
уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего
детства.
По мнению специалистов
-
медиков, 75% всех болезней человека заложены в
детские годы.
Детям чаще надо говорить: "Не будешь делать зарядку
-
не
станешь сильным! Не будешь заниматься спортом
-
трудно
будет достигать
успехов в учении
."
Среди
исследуемых
жизненных приоритетов подростки на первое место ставят
многое, только не здоровье. В
резул
ьтате исследования проведенного в 8
-
11
классах они(опрошено более 200 учащихся) здоровье как
жизненная
ценность
ставит
ся лишь на девятое место.
Научно
-
технический
прогресс
привел к тому, что человек все меньше и меньше
понимает, что такое физический труд.
А ребенок и подавно.
За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственно мышечной работы
человека снизился с 94 до 1 процента. Главными пороками
XXI
века становя
тся:
накапливание отрицательных эмоций без
физической разрядки, переедание
и
гиподинами
я.
По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения
однообразны, и результат от такой активности большой пользы не дает.
Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и
детей.
В достаточной мере этому помогают
телевидение и компьютеры. Сегодня
дети сидят у телевизора и компьютера не менее 3
-
4 часов подряд неподвижно,
соответственно устают органы зрения, слуха. У детей появляются головные боли,
плохое н
астроение, сонливость, апатия. Е
сли ко всему вышесказанному д
обавить
уличный шум, громкую музыку на улице и в доме, наушники, которые многие
дети не снимают
даже в школе, сотовые телефоны
-
это приводит к различным
опасным симптомам и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте.
Все вышеперечисленные причины прив
одят к тому, что ребенок который
ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него
появляются стойкие проблемы в учении. В первую очередь, это проблемы
концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с
усидчи
востью на уроках.
Как помочь воспитаннику жить активной, интересной и полноценной
жизнью?
Зарядка по утрам, физминутки на уроках и самоподготовке, прогулка и
подвижные игры на свежем воздухе,"Веселые старты",эстафеты.
Анализ условий жизни воспитанников до
поступления в детский дом
показывает; что в большинстве случаев дети воспитываются в неблагополучных
семьях, условия которых создали прямую угрозу для их жизни и здоровья.
В нашем детском доме в основном дети тубинфицированы, у многих
плоскостопие, сколиоз
, психические расстройства. Жизненный опыт, который
дети получают в таких семьях, приводит к раннему пристрастию к курению и
пробе наркотиков, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Зачастую
педагогические приемы уже не срабатывают, а вредные привычки
остаются с
ребенком навсегда.
Поэтому, в условиях детского дома работа по формированию навыков
здорового образа жизни детей очень актуальна.
Чтобы у детей не возникло вредных привычек, как курение, алкоголизм,
наркомания надо проводить с воспитанниками пр
офилактическую работу по
укреплению и сохранению здоровья, а также вырабатывать и формировать
культуру здорового образа жизни.
Приоритет жизни и здоровья человека, как основополагающий принцип
государственной политики России в области образования зафиксиро
ван в Законе
РФ "Об образование".
Здоровье детей
-
главное достояние нации, критерий духовного,
политического и социально экономического развития общества.
Программа "Формирование здорового образа жизни у воспитанников
детского дома"
-
результат многолетн
его труда по формированию основ
культуры здоровья у воспитанников своих групп с применением здоровье
сберегающих
технологий, культивирующих здоровый образ жизни, так как
ребенок, здоровый и физически, и психически, может быть счастлив.
Данная программа пос
троена в соответствии с основными принципами
валеологии.
Методика работы по программе строится в направлении личностно
-
ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на
самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей,
побуждая к творческому отношению при выполнении заданий. Занятие содержит
познавательный материал соответствующий возрастным особенностям детей, в
сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки
-
упражнения), необходимые для развити
я навыков ребенка.
Программа призвана реализовать основные направления Декларации прав
ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного
образования.
Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов
власти. она опир
ается в своих положениях на:
-
Конвекцию ООН прав ребенка;
-
Конституцию Российской Федерации;
-
Закон
Российской
Федерации "Об образовании";
-
Национальную доктрину образования
Российской
Федерации;
Для реализации программы выделяются основные направл
ения работы.
1. Мероприятия по заболеванию среди воспитанников:
организация оздоровительных режимных моментов в течении дня;
составления
расписания
второй половины дня, предусматривающего
чередования занятий и отдыха;
организация контроля за питанием;
орга
низация витаминных столов;
2. Мероприятия, направленные на формирование физического здоровья
воспитанников:
диагностика физического развития воспитанников;
профилактика
гиподинамии
(организация подвижных игр, прогулок,
физминуток на самоподготовке, воспит
ательском часе);
развитие опорно
-
двигательного аппарата посредством игровой деятельности;
внеклассные мероприятия
(дни здоровья, спортивные праздники, посещения
катка,
пропаганда
спорта
-
встречи с известными спортсменами города,
республики.
3. Информацион
но
-
просветительская подготовка воспитанников в вопросах
культуры здоровья:
организация работы с воспитанниками по
пропаганде
здорового образа жизни:
организация лекций, тематических воспитательских часов;
использования наглядной агитации: выпуск
листовок
,
оформления уголков
здоровья,
выставки
и конкурсы плакатов, рисунков.
4. Работа с детьми с ослабленным здоровьям:
индивидуальные консультации с детьми;
составления индивидуальных программ оздоровления.
5. Медицинское
сопровождение
:
мониторинг показателей з
доровья воспитанников;
консультация врача и других медицинских специалистов;
гигиеническое обучение воспитанников;
медико
-
педогогический всеобуч всех суб
ъектов воспитания
по вопросам
культуры здоровья воспитанников.
6. М
ониторинг здоровья
исследование физи
ческой подготовленности и оценка физических
способностей воспитанников;
мониторинг заболеваний воспитанников;
анализ состояния здоровья воспитанников;
изучение показателей культуры здоровья воспитанников: осознание
воспитанниками ц
енности здоровья; уровень
сформи
рованности культуры
здоровья воспитанников; участие воспитанников в мероприятиях,
пропагандирующих здоровый образ жизни.
Этапы реализации проекта
(2014
-
2015 учебный год, 18 часов)
Целью первого
этапа является выявление
положительного опыта в
физку
льтурно
-
оздоровительной работе учреждения(детский дом "Хуры тын)
формирование навыков санитарно
-
гигиенической культуры, соблюдения режима
дня, профилактика вредных привычек.
(2015
-
2016 учебный год)
Цель
второго
этапа
-
реализация программы
деятельности
по
знакомству детей с
организмо
м человека и работой органов, их связи, значения; профилактика
травматизма; познакомить воспитанников с целебными свойствами растений,
учить соблюдать правило закаливания; внесения корректив в основные
положения программы.
Цель
.
Формирование у детей социальных навыков, обеспечивающих физическое
и психическое здоровье, активную деятельность и долголетие.
Задачи:
1. Создать условия в группе для полноценной работы по сохранению и
укреплению здоровья детей.
2. Выявление проблем, связ
анных со здоровьем воспитанников на основе
результатов анкетирования, на основе данных предоставленных медицинской
службой детского дома.
3. Формировать культуру здорового образа жизни.
4. Воспитывать в детях активную
жизненную
позицию, ответственное отнош
ение
к своему здоровью.
5. Познакомить детей с негативными последствиями различных видов
зависимости влияющих на организм.
Знание и умение:
воспитанники
должны знать средства сохранения и укрепления здоровья;
воспитанники
должны реализовать свои практическ
ие гигиенические навыки
и умения;
воспитанники
должны стремит
ь
ся к физическому и духовному совершенству;
воспитанники должны
знать
свой режим, зн
ачение
режима дня для здоровья;
воспитанники должны уметь совершать самостоятельный выбор в пользу
здорового об
раза жизни, ставить перед собой реальные цели и достигать их;
воспитанники
должны знать негативные последствия различных видов
зависимостей, влияющих на здоровье.
Основные формы работы:
Беседа (формирует умение концентрировать внимание, воспринимать со слу
ха
информацию, развивает
познавательный
интерес).
Дидактическая и ролевая игра(развивает умения действовать в соответствии с
предложенными правилами , учит
сотрудничеству
).
"Круглый стол"
-
форма свободного обмена мнениями по какой либо проблеме.
Ведущие
"
круглого стола" разрабатывают план обсуждения проблемы по
конкретным вопросам. Цель"
Круглого стола"
-
привлечение
внимания
участников к обсуждению актуальных аспектов выбранной темы.
Веселые старты,
спортивные праздники, конкурсы рисунков, КВН.
Викторины
,
конкурсы (развивают
познавательную
сферу воспитанников).
Содержание программы первого года обучения.
Тематическое планирование.
I
. Здоровый образ жизни. Что это такое? (
дискуссия
) 1 час.
1. С
заботой
о здоровье детей. Кто нас лечит?
Экскурсия в медици
нский кабинет детского дома. встреча с врачом 1 час.
2. Режим дня основа жизни человека.
Наше здоровье. Что такое здоровье и как укрепить его(утренняя зарядка,
физминутка на уроке и самоподготовке, подвижные игры, эстафеты и т.д. 2
часа(ежедневно)
II
. Гиг
иенические правила и предупреждения инфекционных заболеваний .
Уроки Мойдодыра.
1. Гигиена тела. Уход за кожей лица, рук, ног. Микробы и мыло. Знакомство с
инфекционными заболеваниями и их
предупреждение
.
2. Типы волос. Уход за волосами.
3. Болезни кожи,
связанные с нарушением правил гигиены. Правила личной
гигиены. Чистота и здоровье. Забота о коже.
4. Забота о глазах. Как беречь глаза. Гимнастика для глаз.
5. Уход за ушами. Как чистить уши и как их защитить.
6. Уход за зубами. Виды зубов, их значение. пр
авила чистки зубов. Гигиена
полости рта.
7. Правила опрятности и аккуратности.
Итоговое занятие.
8. Подвижные
развивающие
игры.
Тематическое планирование первого года обучения.
2014
-
2015 уч. год.
№
Тема занятий
Количество часов
Всего
Теория
Прак
тика
I.
1.
2.
3.
Вводное занятие.
Здоровый образ жизни. Что это такое?
(Дискуссия)
Экскурсия в медицинский кабинет. Беседа с
врачом
Режим дня
–
основа жизни человека. Значения
утренней гимнастики и водных процедур для
укрепления здоровья.
Ежедневная
уборка в групповых помещениях.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
-
дискуссия
-
беседа
1ч.(ролевая
игра)
II.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Гигиена тела. Уроки Мойдодыра.
Уход за кожей лица, рук, ног. Инфекционные
заболевание.
Уход за во
лосами.
Забота о коже.
Забота о глазах.
Уход за ушами.
Виды зубов, их значение. Уход за зубами.
Итоговая занятие. Правила опрятности и
аккуратности. Предупреждение инфикционных
заболеваний.
Подвижные и развивающие игры, физминутки,
эстафеты.
2ч.
2ч.
2ч
.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
-
1ч.(ролевая
ииииииии
игра)
1ч. (беседа)
1ч.(кругл. стол)
1ч.(викторина)
1ч.(викторина)
1ч.(беседа)
1ч.(воспитатель
ский час)
ежедневно
VI
. Содержания программы второго года обучения.
I.
Тайны вну
три нас
. Введение
в анатомию.
1.
Скелет и мышцы.
Осанка
–
залог здоровья. Плоскостопие и сколиоз.
Профилактика перегрузок позвоночника у воспитанников.
2.
Органы пищеварения. Из чего состоит пищеварительная система. Кто развозит
питательные вещества по всему те
лу. Культура питания. Основные правила
питания.
3.
Кровеносная система.
Свертывание крови. Что входит в состав крови? Цвет крови. Малый и большой
круг кровообращения. Как остановить кровотечение?
4.
Органы дыхания.
Как работает дыхательная система? Что относит
ся к органам дыхания?
(Гортань, трахея, бронхи, легкие).
5.
Мой
главнокомандующий (мозг).
Как устроен мозг? Участки мозга. Умственная деятельность. Нервная система.
Память. Сон. Как сделать сон здоровым?
6.
Подвижные игры, физминутки, эстафеты.
Лучшие рисунки о
спорте.
7.
Итоговое занятие.
День здоровья (7апреля).
II.
Полезные и вредные привычки.
1.
Курить
–
здоровью вредить. А так ли вреден табачный дым? (Дискуссия)
2.
Что такое алкоголь и чем опасно его употребление. (Диолог
-
обсуждение)
3.
Опасная тропа. О вреде наркотиков. У
мей сказать «Нет».(тематическая беседа)
4.
Суд над вредными привычками. (Ролевая игра)
III.
Профилактика травматизма.
Первая помощь при равмах.
Июнь
–
июль (летний период)
IV.
Профилактика чесотки и педикулеза
(Информация + беседа) (Врач, медсестра)
V.
Что такое вакцин
опрофилактика?
Викторина(Врач или медсестра)
VI.
Здоровье в саду и на грядках. (Викторина)
VII.
Зеленая аптека.( беседа, воспитательский час)
VIII.
Итоговое занятие
«Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра?»
Тематическое планирование второго года обучения.
201
5
-
2016уч. год
№
Тема занятий
Количество часов
Всего
Теория
Практика
I.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Тайны внутри нас. Введения в анатомию.
Скелет и мышцы.
Органы пищеварения. Культура питания.
Кровеносная система.
Органы дыхания.
Мой главнокомандующий(моз
г).
Подвижные игры, физминутки, эстафеты.
Конкурс рисунков о спорте.
«Мой любимый вид спорта».
Итоговое занятие «День здоровья»
1
1
1
1
1
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Беседа
Беседа
Беседа
Ролевая игра
Круглый стол
ежедневно
1
1
-
Конкурс
р
исунков
Праздник
II.
1.
2.
3.
4.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
Полезные и вредные привычки
Курить
–
здоровью вредить.
Что такое алкоголь и чем опасно его
употребление.
Опасная тропа. О вреде наркотиков.
Суд над вредными привычками.
Профилактика травм
атизма. Первая
помощь при травмах.
Профилактика чесотки и педикулеза.
Информация
Что такое вакцинопрофилактика?
Июль
–
август
Здоровье в саду и на грядке.
Зеленая аптека.
Итоговое занятие второго года обучения.
«Как жить сегодня, чтобы иметь шансы
увиде
ть завтра?»
2
2
2
1
1
1
1
1
1
июнь
1
Лекция
Лекция
Лекция
1
Дискуссия
Диалог
-
-
обсуждение
тематическая
беседа
Ролевая игра
Беседа
практикум
Беседа врача
Беседа врача
Викторина
Воспит.час
беседа
Воспит.час
Ожидаемые результаты
реализации программ
ы.
1)
Знание детьми
своего организма и умение беречь здоровье.
2)
Соблюдение правил гигиенического ухода за телом.
3)
Знать и в последующем
применять правила рационального питания.
4)
Снижение
числа болеющих.
5)
Выполнение режима дня.
6)
Умения накладывать повязки, шины из
подручных материалов,
умения обеззараживать рану, наклеивать пластырь, обращаться за
помощью.
7)
Умение объективно анализировать, систематизировать и умело
использовать информацию любого вида.
8)
Знание целебных свойств растений.
9)
Знать правила закаливания и уме
ния применять их
в
жизни.
10)
Знать о значении иммунитета и прививок.
Литература
1.
Валеология С.Н. Заготова
Изд
-
во «Баро
-
Пресс» Ростов
-
на
-
Дону. 2004г.
2.
Журнал «Классный руководитель»№6,2012г.
3.
Психическое развитие воспитанников детского дома И.В. Дубровина, А.Р.
Рузской, Москва, Педагогика, 1990г.
4.
Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» 1
-
5 класс,
Москва, «Вако», 2004г.
5.
Л.А. Обухова , Н.А.Лемякина «Школа докторов природы или 135 уроков
здоровья»1
-
4 класс,
Москва, «Вако», 2004г.
6.
Т.А. Соловье
ва и Е.И. Рогалева «Первоклассник: адаптация в новой
социальной среде». Москва, «Вако», 2008г.
7.
О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова , Поурочные разработки по курсу
«Окружающий мир», 3 класс,
Москва, «Вако», 2006г.
8.
Программа «Формирования здорового образа жизни у
воспитанников
детского дома ГБОУ Рузаевский детский дом
–
школа».
9.
Программа «Урок здоровья» Н. Рудина и О. Сазонова.
10.
Журнал «Заме
стителя директора школы по воспитательной работе». №2,
2012г.