Статья на тему: Культурологический подход в разрезе ФГОС
Культурологический подход в разрезе ФГОС
Новые стандарты ФГОС акцентированы на гуманизацию школьного образования и на использование личностно-ориентированного подхода в образовательной деятельности педагога. Одним из требований ФГОС второго поколения стала рекомендация по реализации деятельностного характера процесса усвоения нового материала учащимися. Главной задачей ставится формирование самостоятельно мыслящей личности, способной к самообразованию, в условиях стремительно обновляющегося потока информации. Также современные ФГОС нацелены на достижение нового качества образования, исходящего из современных запросов личности, общества и государства. И, вместе с тем, не утратило своей актуальности и фундаментальная задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Рассматривая культурологический подход к преподаванию музыки в школе, следует заострить внимание на основных аспектах его применения.
Предмет «Музыка» относится к наиболее гибким и универсальным школьным дисциплинам с точки зрения реализации в воспитательно-образовательной деятельности основных целей и задач, заложенных в ФГОС нового поколения.
Стратегической целью преподавания данной дисциплины является обогащение духовно-нравственной сферы ребёнка через приобщение его к высшим образцам музыкальной культуры человечества.
Немаловажным аспектом становится эстетический фактор, который порой выходит на первый план в процессе изучения и разбора представленных в программе музыкальных произведений. И ввиду того, что не существует чёткой границы между эстетической и этической сферой общечеловеческой культуры, такой подход активным образом влияет на расширение духовных горизонтов личности ребёнка.
Изучение музыкального наследия невозможно без отрыва от погружения в историческое и культурное пространство. Здесь, наряду с освоением истории человечества в целом, приоритетом становится приобщение к культурно-историческому наследию своего народа. Таким образом, через общение с миром прекрасного на уроках музыки происходит самоидентификация и осознание учащимся себя как значимого субъекта социума, что способствует формированию гражданских чувств у детей.
Вместе с тем, изучение музыкального искусства подвигает и к глубокому межкультурному диалогу. Обладая универсальным звуковым языком и будучи совершенно свободной от вербальных условностей, музыка раздвигает границы духовного взаимодействия между представителями различных народов, и в то же время помогает прочувствовать уникальные особенности и значение каждого из них в едином культурном пространстве.
Требование к гуманизации общего образования, заложенное во ФГОСах, на уроках музыки воплощается посредством актуализации внимания на внутренней жизни и душевных переживаниях персонажей при изучении программной музыки таких жанров, как опера, балет, романс, песня. Это формирует у детей уважение к характеру и чувствам других людей, а также сопереживание им в тяжелых жизненных обстоятельствах.
Деятельностный характер в освоении учебного материала ребёнком проявляется в выполнении им ряда творческих задач, стимулирующих креативное мышление и развивающих самостоятельность. В музыкальном образовании это может быть игра на детских музыкальных инструментов, сочинение поэтического текста к выбранной мелодии, зарисовывание музыкальных впечатлений, самостоятельный выбор учеником музыкального произведения для его анализа и публичного прослушивания в классной аудитории. Последний вид работы также отвечает задачам личностно-ориентированного направления современной педагогической деятельности.
Активизируя различные созидательные начала в ребёнке, такие как способность к сопереживанию, к творчеству, независимому мышлению, музыка очень благотворно влияет и на обогащение речи и её образности.
Таким образом, деятельность музыкального педагога в рамках образовательной программы, реализуемой на уроках музыки, создаёт множество импульсов для всестороннего духовно-интеллектуального развития личности ребёнка.