Методический доклад на тему «Культурологический подход к изучению литературы»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методический доклад по учебной дисциплине
«Русский язык и литература»
Культурологический подход к изучению литературы
Подготовила:
преподаватель русского
языка и литературы
Богуш Е.И.
Рассмотрено
на заседании цикловой комиссии
социально-гуманитарных дисциплин
Протокол №____
от «____» ____________20____г.
Председатель ______________Пичугин А.Н.
Севастополь 2016Аннотация
Культурологическая некомпетентность учащихся, утрата связи с духовной культурой своего народа и человечества в целом говорят о необходимости воспитания «человека культуры».
Методический доклад посвящён проблеме внедрения культурологического подхода на занятиях по литературе. В работе раскрывается опыт преподавания литературы в культурологическом контексте, рассматриваются использование комплекса искусств в методической науке, психолого-педагогические предпосылки возникновения интереса у обучающихся к разным видам искусств, раскрывается специфика интегрированного урока литературы.
Теоретическая значимость разработки заключается в обосновании необходимости использования культурологического подхода для повышения эффективности процесса обучения с целью подготовки квалифицированных специалистов. Актуальность темы определяется потребностью техникума в научно обоснованной системе изучения литературы, ориентированной на концепцию воспитания «человека культуры».
Материалы доклада, а также изложенный в нём опыт преподавания литературы в культурологическом контексте могут быть использованы преподавателями-предметниками в практике среднего профессионального образования, найти применение при составлении методических рекомендаций для студентов Севастопольского торгово-экономического техникума.
Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc450679332" 14Введение 13 PAGEREF _Toc450679332 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc450679333" 14Роль культурологического подхода в системе освоения литературы 13 PAGEREF _Toc450679333 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc450679334" 14Принципы включения культурологического компонента в изучение литературы 13 PAGEREF _Toc450679334 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc450679335" 14Применение культурологического подхода на занятиях по литературе 13 PAGEREF _Toc450679335 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc450679336" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc450679336 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc450679337" 14Список использованных источников 13 PAGEREF _Toc450679337 \h 14171515
15
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14
15
Введение
Современная педагогическая наука и практика выбирают новую стратегию развития, связанную с созданием школы воспитания «человека культуры», цель которой усвоение учащимися духовных ценностей, формирование у них «планетарного мышления» (В.И.Вернадский), постижение основных типов сознания человека, отражающих этапы его культурного развития. За годы учёбы выпускник техникума должен не только подготовиться ко взрослой жизни, но и догнать человечество в его культурном развитии, «обжить» дом культуры как родной дом и создать себя по законам культуры.
В связи с этим качественно меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы, ориентированные на идею гуманизации процесса обучения и формирования гуманитарного мышления.
Среди традиционных предметов общеобразовательного цикла, играющих важнейшую роль в формировании сознания подрастающего человека, его «вживания» в культуру, занимает искусство слова литература. Оно, наряду с другими искусствами, являясь самосознанием культуры, в концентрированном виде отражает духовную жизнь человечества, становится сильнейшим средством воспитания личности. В современном понимании филологии заложен глубокий культурологический смысл.
Литературное образование рассматривается как часть единой системы эстетического образования, направленного на обогащение концепции жизни студента средствами искусства, развитие у учащихся своеобразного личностного образа мира.
Одна из важнейших задач образования – формирование жизненной позиции, основанной на вдумчивом и бережном отношении к общемировым культурным ценностям. Современные методисты отмечают необходимость изучения литературы в контексте культуры. Литературное произведение, являясь фактом духовной культуры народа, аккумулирует и в отраженном виде представляет факты иных культурных сфер – философии, истории, политики, социально-общественной жизни, архитектуры, живописи, музыки.
Таким образом, при изучении литературы происходит приобщение учащихся к эмоциональному восприятию и пониманию самых разнообразных фактов культуры как своего, так и других народов.
Внедрение культурологического подхода на занятиях по литературе в различных формах обучения повысит показатели эффективности подготовки специалистов в Севастопольском торгово-экономическом техникуме в рамках данного предмета.
Роль культурологического подхода в системе освоения литературы
Культурологический подход – подход, направленный на изучение литературных произведений на фоне широкого культурологического контекста, учитывающий, что литературный текст как факт культуры отображает признаки определенной культурной эпохи, её философские концепции, что существенно расширяет читательское восприятие, способствует лучшему осмыслению фундаментальных ценностей культуры.
Культурологический подход к изучению литературы становится наиболее актуальным на сегодняшний день. Объясняется это тем, что каждая эпоха характеризуется своими обычаями, взглядами, системой культурных ценностей. Со временем они меняются. И чем дальше уходит эпоха, тем менее внятным становится наше представление о ней. Меж тем писатели не только запечатлевали эпоху, но и опирались на её культурные представления. Помочь понять смысл художественных текстов русской классической литературы XIX начала XX в., ознакомиться с культурой, нравами, обычаями, религией различных народов и правильно воспринять художественные образы, созданные русскими и зарубежными писателями, поможет внедрение на занятиях по литературе культурологического подхода.
Включение культуры в учебный процесс является сегодня ведущей тенденцией развития образования. Гуманизация и гуманитаризация образования, использование герменевтического подхода в педагогике, включение в сферу литературы гуманитарных знаний из областей смежных дисциплин – истории, культурологии, лингвистики, психологии, философии, искусствоведения и др. – всё больше и больше раздвигают границы литературного образования.
Психологи, культурологи, литературоведы и методисты предлагают различные технологии обучения, создающие условия для духовного самоопределения обучающегося в "социуме культуры" (выражение В.В.Библера). Современная культура, как известно, полифонична. В соответствии с этим, перед системой образования стоит комплексная задача, с одной стороны, создать условия для формирования культурной идентичности ребенка. С другой, – развить у учащегося качества и умения, необходимые для взаимодействия в поликультурном пространстве современного мира.
Таким образом, объективно наметившаяся социокультурная тенденция процесса образования коррелирует с актуальной проблемой – формированием личности, признающей ценности и позитивное значение русской культуры и принимающей культурное многообразие мира.
Очевидно, что ведущим источником познания культуры, осознания своей причастности к ней становятся в этих условиях уроки русского языка и литературы.
С другой стороны, эталонным и репрезентативным для каждой культуры текстам, как известно, изначально присуща диалогичность: ставя и решая общечеловеческие проблемы, они вместе с тем вносят в общечеловеческую культуру нечто своё, национально-самобытное. Именно поэтому изучение литературы на основе культурологического подхода позволяет студентам не только включать в свой внутренний мир опредмеченные в этнокультурном наследии ценности, но даёт им своеобразный "ключ" к пониманию иных культурных кодов, возможность взглянуть на культуру с точки зрения людей, создавших иные ценности. Другими словами, культурологический подход к преподаванию литературы обеспечивает интериоризацию студентами ценностей культуры.
Принципы включения культурологического компонента в изучение литературы
Культурологический компонент это преподавание литературы в контексте других видов искусства, которые могут помочь обучающимся понять актуальность поставленной проблемы не только для писателя, но и художников, музыкантов, скульпторов других стран.
Изучение литературы с точки зрения культурологического подхода связано не с трансляцией определенной порции культурологической информации, а с культурным развитием каждого студента в процессе его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Исходя из этого, культурологический компонент учебного литературного содержания представляет собой систему следующих взаимосвязанных элементов:
предметное содержание, включающее культурный опыт человечества в виде историко-культурных фоновых знаний;
деятельностное содержание, раскрывающее способы деятельности человека в системе культуры в виде диалоговых умений;
субъективное содержание, включающее личностный культурный опыт эмоционально–ценностных отношений, проявляющийся в культурных потребностях, мотивах, интересах деятельности и системе ценностных ориентаций.
Культурологический компонент включается в курс литературы на основе следующих принципов: целостность, вариативность, взаимосвязь объективных ценностей культуры и ценностных ориентаций личности.
Принцип целостности предполагает выстраивание такой структуры учебного содержания, в основе которой лежит не логика научного знания о культуре, объективно отчужденная от обучающегося, и не логика истории культуры, а логика вхождения студента в мир культуры, которая согласуется с логикой процесса познания. В соответствии с этой логикой, во-первых, целью познания становится не история культуры, а развитие личности в истории. Во-вторых, последовательность освоения учебного содержания строится от первоначального целостного рассмотрения через анализ к синтезу. Учебный материал структурируется на основе сквозных культурологических тем, в основе которых проблема становления внутреннего мира человека. Открывая личность в литературном герое, внимательно изучая историю её становления, студент осознанно или интуитивно поворачивается к себе, к состоянию собственной души, задумывается о ее достоинствах и несовершенствах. Анализируя духовные, нравственные проблемы людей различных культурно-исторических эпох, подросток по-новому начинают воспринимать собственный внутренний мир. Самоанализ, сопоставление себя с другими, становятся основой формирования этнокультурной идентичности учащегося.
Изучая различные типы культуры как типы человеческого сознания, учащиеся получают возможность проследить изменения, которые происходят в культурах, оценить базовые ценности культуры с точки зрения современности, выявить динамику ценностных ориентиров человека через его картину мира.
Принцип вариативности предполагает возможность для осуществления выбора учебного содержания и обучающимися, и преподавателями в соответствии со своими потребностями и целями. Поэтому основополагающим считается не отбор авторов и текстов (каждый преподаватель может решить эту проблему по-своему), а обучение студента полноценно воспринимать любой текст, вырабатывать собственную точку зрения на него и вступать в творческий диалог с автором. В соответствии с этим художественные произведения, помещенные в программу, условно делятся на два круга чтения: тексты, предназначенные для подробного текстуального изучения, и для организации самостоятельного чтения обучающихся. Выбор осуществляет преподаватель, исходя из особенностей конкретной педагогической ситуации. Основа такого выбора контрольный срез, завершающий каждую тему. Вопросы и задания предполагают сформированность определенных умений учащихся. Таким образом, преподаватель получает возможность выбрать методику работы с конкретным художественным произведением, ориентируясь на результат обучения.
Кроме того, почти каждый раздел заканчивается материалом для самостоятельной работы, содержащей списки произведений. Такой подход помогает восполнить домашнее чтение студентов.
Принцип взаимосвязи объективных ценностей культуры и ценностных ориентаций личности исходит из того, что рождение личностного отношения к знанию, превращение знания в "орган человеческой индивидуальности" (А.Н.Леонтьев) возможно только в том случае, если изучаемый материал связан с опытом и проблемами студентов, обращён к ценностно-смысловой сфере личности. Данный принцип положен в основу отбора и последовательности изучения тех или иных художественных произведений на каждом этапе литературного развития.
·Во-первых, в программу помещены такие литературные произведения, в которых рассматриваются нравственно–философские проблемы, являющиеся ценностными доминантами культуры и отражающие важнейшие для данной культуры "формы видения и осмысления мира" (М.М.Бахтин). При этом учитываются возрастные особенности развития студента.
Следует подчеркнуть, что ведущим критерием отбора культурологического материала является наличие в нём ценностных проблем, позволяющих сравнивать русскую культуру с другими культурными традициями. Обсуждение подобных проблем позволяет учитывать культурную самоидентификацию обучающихся.
Во-вторых, в программу включаются произведения современных авторов. Связь между базовыми культурными ценностями и потребностями современного человека оказывается для студентов убедительной в том случае, когда к изучению привлекаются современный произведения, насыщенные ценностной проблематикой.
В-третьих, вопросы и задания, которые предлагаются учащимся в процессе изучения литературных произведений, направлены на установление связи художественной проблематики с ценностно-смысловой сферой учащихся, их жизненными ценностями, проблемами, интересами. Эту задачу решают, например, задания, предлагающие учащимся раскрыть личностный смысл понятий.
Основные направления преподавания литературы с точки зрения культурологического подхода:
включение историко–культурного контекста в процесс изучения литературного произведения;
организация диалоговой деятельности учащихся.
Культурологический компонент включается в учебный процесс на основе интеграции всех его элементов, осуществить которую позволяет изучение литературного произведения в историко-культурном контексте. Известно, что культура живёт в произведениях, а не в рассказах о ней (В.С.Библер). Кроме того, художественный текст, словно собирающая линза, фокусирует в себе культурную информацию, накопленную в прошедших веках. Чтение и анализ литературных произведений в историко-культурном контексте позволяет студентам, углубившись в психологию поведения и поступков людей, живших в те или иные исторические эпохи, понять духовный мир времени. Другими словами, историко-культурный контекст позволяет организовать изучение литературного произведения таким образом, чтобы фоновые знания, способы культурной деятельности, а также универсальные общечеловеческие культурные ценности (в единстве "вечного" и исторически конкретного) естественно вошли в духовную жизнь обучающегося.
Применение культурологического подхода на занятиях по литературе
Следует указать некоторые методы и приёмы при изучении культурного аспекта художественного произведения.
1. Работа учащихся с комментариями к художественному произведению.
2. Создание учащимися историко-культурного комментария к произведению.
3. Работа с культуроведческими и искусствоведческими тестами.
4. Сравнение иллюстраций, спектаклей, фильмов с художественным произведением.
5. Осмысление художественного произведения через музыкальную интерпретацию.
6. Сопоставление произведений разных видов искусств.
7. Проведение специальных занятий «Погружение в эпоху».
8. Виртуальные экскурсии.
9. Интегрированные задания и проекты.
Интегрированные задания развивают способность слышать диалог искусств, культур, умение участвовать в диалоге.
Приведём примеры таких интегрированных заданий.
1. Сопоставьте стихотворения М.Волошина «Осень... осень... Весь Париж...»,
«Письмо» и пейзажи К.Писсарро «Бульвар Монмартр», «Улица дель Сент-Оноре после полудня. Эффект дождя». Прокомментируйте слова Поля Валери: «Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими они были однажды, когда на них глядели с любовью».
2. Что роднит лирику М.Ю.Лермонтова и картину Э.Делакруа «Свобода на баррикадах»?
3. Прочитайте стихотворение Осипа Мандельштама «Silentium». Какую из картин Чюрлениса можно было бы озвучить этим стихотворением?
При изучении творчества А.С.Пушкина рекомендуется сравнить графические портреты поэта: «Пушкин-лицеист» (1936-1937), В.А.Фаворского, «Портрет Пушкина» А.И.Кравченко (1936-1937), «А.Пушкин» И.К.Архангельской (1937), «Пушкин за рабочим столом в своем кабинете» (1936) Н.П.Ульянова, «Портрет А.С.Пушкина» (1924), «Портрет А.С.Пушкина» (1948) Ф.Д.Павлинова, «Пушкин в Петербурге» (1961). Предлагаемые учащимся вопросы и задания: Какие свойства характера поэта передает каждый из портретов? Как, с вашей точки зрения, пушкинские портреты соотносятся с конкретными этапами жизни поэта? Какие средства графического изображения использует каждый из художников для создания образа? Подберите отрывки из стихотворений Пушкина, созвучные каждому из портретов. Каково отношение каждого из художников к поэту, что они больше всего ценили и выделяли в нем? Напишите об этом в сочинении «Графические портреты Пушкина».
В процессе изучения литературы с точки зрения культурологического подхода у учащихся формируются также умения находить и характеризовать историко-культурные факты, отраженные в литературных произведениях; использовать историко-культурные комментарии к литературному произведению и различные источники информации (справочную, энциклопедическую литературу, средства массовой информации, музеи, библиотеки) для обогащения фоновых знаний.
Литературный материал общеобразовательного курса, а также система вопросов и заданий позволяют учащимся восполнить знания историко-культурного фона в следующих направлениях:
место литературного произведения в истории национальной и мировой культуры;
отражение в литературном произведении культурных традиций народа;
отражение в литературном произведении культурных норм различных эпох, норм поведения и образа жизни человека;
отражение в литературном произведении особенностей взаимодействия человека и этнокультурного пространства.
Известно, что творческое развитие студента осуществляется не как присвоение им общей для всех анонимной системы норм и картины мира, но как самостроение, поиск себя в диалоге с культурными собеседниками.
В процессе изучения литературы с точки зрения культурологического подхода у учащихся формируются следующие умения:
находить в художественном произведении отражение традиций народа;
находить и характеризовать историко–культурные факты, отраженные в литературных произведениях;
находить и оценивать проблемы, свойственные конкретной исторической эпохе;
анализировать "вечные" духовные проблемы и образы, отраженные в литературном произведении;
сравнивать литературные произведения разных народов;
использовать историко–культурные комментарии к литературному произведению для обогащения своих фоновых знаний;
использовать различные источники информации для обогащения историко–культурных фоновых знаний (справочную, энциклопедическую литературу, средства массовой информации, музеи, библиотеки);
составлять историко-культурные комментарии к литературному произведению, используя различные источники информации.
В процессе обучения проблема у студентов формируется эмоционально положительное отношение к собственной культурной принадлежности, а также позитивное восприятие других культур. Кроме того, участие студентов в проектной работе и внеклассных мероприятиях, связанных с этнографическими праздниками и традициями, позволяет сделать вывод о динамике культурных потребностей обучающихся. Молодые люди проявляют интерес к расширению и обогащению своих знаний о культурных традициях русского и других народов, к классическим и современным художественным произведениям, отражающим общечеловеческие духовные проблемы.
Таким образом, культурологический подход к преподаванию литературы позволяет создать условия для развития как позитивной культурной идентичности, так и культурной открытости обучающихся, что является основой их включения в межкультурный диалог.
Заключение
Современный урок литературы из знаниецентрического должен стать культуроцентрическим, превратиться в важнейший путь вхождения учащихся в культуру, восхождения по её ступеням, постижения её типов сознания, кодов и семантических знаков. Стержнем, каркасом литературного образования является воспитание человеческого в человеке через деятельность (в том числе мыследеятельность или имитацию деятельности в игре), в которой субъект обучения осваивает разные способы мышления и способы деятельности, социальные и культурные роли. В основе культурологического подхода лежат идеи гуманизма, то есть понимание человека как высшей ценности, а человеческой культуры как развития духовности, которая должна предстать перед обучаемым в виде взлетов и заблуждений людей в их неустанном стремлении к добру, истине, красоте, человечности. Основополагающими в культурологической модели изучения литературы являются концепции планетарного сознания и гуманитарного мышления (В.И.Вернадский, М.М.Бахтин) как признание общечеловеческого характера современной цивилизации, жизни как бесконечного познания мира и его оценки, включения личности в извечный диалог образов, логик, сознаний.
В процессе культурологического подхода к изучению литературного текста устанавливается связь между историческими эпохами, типом культуры, способа ми мышления и особенностями восприятия мира людьми. Истолкование текста являет собой проникновение в его художественный космос, который образуют разные структуры от понятий и образов до мотивов, сюжетов, пластов культуры. Признавая концепцию диалога культур продуктивной для выстраивания общеобразовательного литературного курса и проведения занятий по литературе, необходимо внести ряд существенных уточнений. Во-первых, диалог культур может осуществляться не только с помощью текстов, но и внутри самого текста посредством его культурно-семантических пластов. Во-вторых, диалогизм культур в равной степени относится и к любой конкретной культуре. Практически в каждой из них можно выделить несколько модификаций, полюсов, культурных гнезд. Организация этого внутрикультурного диалога на уроках литературы позволяет более концептуально и системно выстроить стратегию преподавания, представить культуру (в том числе и литературу) в динамике, развитии, нюансах. Поэтому необходимо выбирать те произведения, которые наиболее ярко представляют этот внутрикультурный диалог. Существующая ныне в практике программостроения тенденция давать представление об определенной культурной эпохе на материале одного-двух произведений должна быть изжита. Не менее значимым для изучения литературы в условиях культурологического подхода (кроме диалога культур и диалога в культуре), является обеспечение условий для протекания «внутреннего» диалога, то есть диалога внутри сознания учащегося. Он связан со способностью субъекта «присваивать» себе чужие точки зрения и логики, заключать в себе одновременно несколько сознаний, с умением перевоплощаться, входить в «роли» героев, людей разных эпох и культур.
В массовой практике идеи культурологического подхода в преподавании литературы становятся всё более актуальными и перспективными. Преподаватели начинают осознавать, что русскую литературу необходимо изучать не только в контексте мировой литературы, но и культуры в целом. С этой целью нужно совершенствовать программы и учебники, а главное саму методическую систему изучения словесности. Вместе с тем во многих случаях преподаватели литературы не вполне ясно осознают, что подразумевается под культурологическим подходом в преподавании их предмета, испытывают затруднения в ходе истолкования текста как текста культуры.
Культурологический подход к изучению литературы неразрывно связан с идеями интеграции, лежащими в основе системно-целостного подхода в современной науке.
Список использованных источников
Библер, В. С. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово, 2003. С. 67–74.
Библер, В. С. О произведении. М., 2007.
Воробьев В. В. Лингвокультурология (теория и методы). М.: РУДН, 2007. С. 134.
Доманский, В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе. М.: Флинта: Наука, 2002.
Жавнина, О. Музыкальное воспитание: поиск и находки // Искусство в школе / О.Жавнина, Л.Зац. М., 2003. №5. С. 49-52.
Леонов, С.А. Интегрированный урок литературы; книга для учителя и учащихся. М.: МПГУ, 2000.
Сенько, Ю.В. Педагогика понимания / Ю.В.Сенько, М.Н.Фроловская. М.: Дрофа, 2007.
Симакова, Л.А. Доминантные аспекты культурологического подхода к изучению литературы в школе. М., 2012. № 11–12. С. 36-38.
Федосюк, Ю.А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. М.: Флинта: Наука, 2007.
Филина, О. Дидактическая модель изучения литературного произведения как средство развития культурной идентичности школьника // Decade of Reform: Achievements, Challenges, Problems R.: ATEE, 2003. С. 97-104.
Эко, У. Сказать почти то же самое. Опыты о переводе. СПб.: Simposium, 2006.
13PAGE \* MERGEFORMAT14315
Заголовок 115