Презентация по семейному воспитанию воспитанников детского дома Семья
Формирование основ семейного воспитания у воспитанников детского дома с позиций исследовательской деятельности педагога Проблема исследования заключается в обосновании содержания деятельности педагогов д/д в процессе реализации воспитательно-образовательной программы «Воспитание семьянина в условиях д/д». (сентябрь 2007г.)Цель исследования: решение данной проблемы.Объект исследования: процесс воспитания детей в д/д.Предмет исследования: воспитание будущего семьянина в условиях д/д.Гипотеза исследования: воспитание будущего семьянина в условиях д/д будет успешным, если: жизнедеятельность детей организованна с позиций семейного воспитания и приближена к домашней обстановке.Поэтапно реализовывалась данная программа, которая обеспечивала оптимальный уровень сформированности у детей позитивного отношения к созданию семьи, выполнению семейных ролей. Сформулированные цель и гипотеза обусловили постановку задач исследования:1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы и изучения практики работы д/д выявить особенности деятельности педагогов по воспитанию будущего семьянина в условиях д/д.2. В данной программе разработать и выделить критерии, показатели подготовки воспитанников взрослой самостоятельной семейной жизни.3. Провести опытно-экспериментальную проверку основных положений, гипотезы и разработать практические рекомендации по использованию программы в д/д. Этапы исследования: 1 этап (2006-2007г.г.)-поисково-теоретический-изучение литературы по проблеме исследования. Определялись цели и задачи,объект,предмет и гипотеза исследования.Спроектировано содержание семейного воспитания в условиях д\д.2 этап(2007-2008г.г.)-опытно-экспериментальный-разрабатывалось содержание программы «Воспитание семьянина в условиях д\д», а также критерии мониторинга её результативности. 3 этап(2008-2009г.г.)-внедренческий, на котором осуществлялась апробация данной программы, выявлялись условия эффективности её реализации.4 этап(2009-2010г.г.)-итоговый- в этот период систематизировался материал, обобщались результаты исследования,послужившие основой для научно-методических рекомендаций руководителям и педагогам д\д по внедрению программы в практическую деятельность учреждений общественного воспитания. В стенах нашего д\д апробировалась программа «Воспитание семьянина в условиях д\д». Срок её освоения намечен на 4 года. Программа имеет чётко обозначенные цели:1.Воспитать ребёнка, способного в будущем самостоятельно создать нормальную семью, обеспечить полноценную жизнь в ней, а также вырастить своих детей, чтобы они не повторили их судьбу.2.Подготовить ребёнка к взрослой жизни, сформировать у него умение ориентироваться в любых жизненных ситуациях.3.Заменить не отца и мать, а их влияние, обеспечить полноценное детство, научить всему, что знают и умеют дети из благополучных семей. Программа «Воспитание семьянина в условиях д\д.» включает 4 блока:«Семья её функции», «Роль семьи в умственном воспитании детей», «Значение домашнего труда в жизни семьи», «Хозяйство семьи и бюджет».Каждый блок состоит из 4х тем, каждая из которых включает по три узловых вопроса. Содержание одного блока раскрывает одну сторону семейной жизни,чтобы у детей не сложилось однобокого представления о жизнедеятельности семьи, необходимо в течение года изучать по теме из каждого блока. Это важно ещё и потому, что воспитанник, проведя в д\д 1-2 года, получит знания обо всех сторонах семейной жизни.Программа циклична, она повторяется каждые 4 года. Ребёнок, находясь в д\д, имеет возможность освоить её дважды: в младшем возрасте- в простой, доступной форме и в старшем-более глубоко и основательно.Для реализации программы в нашем учреждении созданы следующие условия:Критерии оценки успешности программы: Первый этап мониторинга проводится во время пребывания ребёнка в д\д. Результаты его фиксируются в дневниках наблюдения, картах индивидуального развития детей.Второй этап эффективности программы проводится во время сопровождения выпускника д\д после поступления его в профессиональное учебное заведение.\Окончательные выводы делаются в течение последующих лет, когда воспитанник получает профессию, создаёт семью.Источниками таких сведений могут быть встречи с выпускниками, приезд в гости, информация от других воспитанников, переписку и др. Результатом работы по названной программе явилось:Формирование теоретических знаний детей о семье и её функциях.Развитие практических навыков ведения домашнего хозяйства.Общение с друзьями и взрослыми вышло на более качественный и нравственный уровень.Повысился уровень адаптации.Улучшились конкретные показатели: снизилось количество детей, допускающих отклонения в нравственном поведении, снизилась заболеваемость, повысилась успеваемость.