Презентация на тему Формирование основ семейного воспитания у детей детского дома в в рамках педагогической исследовательской деятельности.


Формирование основ семейного воспитания у детей детского дома в рамках педагогической исследовательской деятельности Проблемы создания семьи, семейной жизни современной молодежиСемья для каждого из нас- источник любви, тепла, нежности, опора в горе и радости. В ней мы стремимся реализовать себя, осуществить свои стремления и планы. В результате соц-х исследований, проводимых КМЦ, было выявлено, что у молодёжи в шкале жизненных ценностей создание семьи и рождение детей стоят на з-ем месте после получения образования и успешной профессиональной деятельности. Оптимальным возрастом для создания семьи молодые люди считают 23,5 года, а для рождения первенца они определяют 25 лет и старше. Среди главных причин, по которым откладывается рождение первенца, в первую очередь называют трудное материальное положение, отсутствие собственного жилья, необходимость получения образования, слабую поддержку молодых семей со стороны гос-ва. Большинство опрошенных намерены в будущем иметь 1-2 детей. И, к сожалению,19% молодых семей нашего края не планируют иметь детей совсем. Информацию по вопросам планирования семьи, репродуктивного здоровья, взросления молодые люди получают из СМИ(ТВ,газет,ж-ов-49%;от друзей-46%;от врачей-21%;а от родителей- только 11%.)



Как отмечают многие исследователи(В.С. Мухин, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипицын и др.), причина неудач на «семейном фронте» характерны для большинства выпускников и обусловлены специфическими особенностями их жизни:отчуждённость, недоверие к людям, недоброжелательное, враждебно отстранённое отношение к ним, неумение общаться затрудняют установление контактов с противоположным полом;неразвитая индивидуальность проявляется в невысокой, а иногда в очень низкой самооценке, в неуверенности в себе;неразвитые культура чувств и социальный интеллект, недостатки полоролевого развития не позволяют выйти за пределы привычного круга общения, а в нём проще найти сексуального партнёра, чем спутника жизни;слабое развитие чувства ответственности за свои поступки, за благополучие тех, кто связал с ними свою жизнь, эгоцентризм, потребительское отношение к близким, неумение заботиться о них;отсутствие положительного примера семейных отношений осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов;отсутствие дружеской поддержки, моральной, материальной и практической помощи со стороны родственников в момент выбора спутника жизни и начала строительства молодой семьи. В основе указанных причин лежат 4 обстоятельства: 1)отрицательный опыт жизни в родительской семье; 2) стереотипы поведения, которые формируются в условиях д/д; 3) несформированность многих функциональных умений, важных для взрослого ч\ка; 4) отсутствие специальной соц-пед. службы, способной помочь молодой семье. Итог: Основная причина такого положения- это ,несомненно, ориентация российской системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на институциональное, а не семейное устройство.




В нашем д\д апробируется программа «Воспитание семьянина в условиях д\д». Срок её освоения намечен на 4 года. Программа имеет чётко обозначенные цели:1.Сформировать у воспитанников д\д представление о нормальной семье, которое могло бы снизить влияние негативного опыта их кровной семьи:-гендерные отличия супругов;-представления о их функциональных обязанностях;-хозяйственно-бытовая деятельность в семье;-нравственно-этический аспект семейных взаимоотношений2.Воспитать у ребят социально-нравственные качества, способствующие осознанию и полноценному выполнению ролей (матери-отца) в семье; сформировать у них умения ориентироваться в любых жизненных ситуациях. Социальный паспорт воспитанников детского дома {35758FB7-9AC5-4552-8A53-C91805E547FA}Год выпускаКол-во выпускниковКол-во сиротРодители ЛРП Откуда прибыли ПриютИз семьи200712488420089368120091275111Итого:331956619 Состояние жизненного обустройства выпускников в возрасте от 18-23 лет{ED083AE6-46FA-4A59-8FB0-9F97EB10719F}год выпускакол-во выпускниковиз нихработаютучащиесясостоят в бракеофициальный бракимеют детей в бракеимеют детей вне бракаюдюдюдюдюдюд200133-3 -3 2 1   200274322- 3---2 120039362-326 1223 2200493622--2---4-2200512662-1213---2--2006936--101-2------200712754-8132-2-1--20089  2 7  1 22 - 200912  - 12        итого82 29 32 17 4 52 8 20 5 6 5 12 -5 Программа «Воспитание семьянина в условиях д\д» включает 4 блока:

«Семья её функции» «Роль семьи в умственном развитии детей» «Значение домашнего труда в жизни семьи» «Хозяйство семьи и бюджет» Критерии оценки успешности программы: Первый этап мониторинга проводится во время пребывания ребёнка в д\д. Результаты его фиксируются в дневниках наблюдения, картах индивидуального развития детей.Второй этап эффективности программы проводится во время сопровождения выпускника д\д после поступления его в профессиональное учебное заведение.Окончательные выводы делаются в течение последующих лет, когда воспитанник получает профессию, создаёт семью.Источниками таких сведений могут быть встречи с выпускниками, приезд в гости, информация от других воспитанников, переписку и др.


Для реализации программы в нашем учреждении созданы следующие условия: СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С 1 марта 1996 года вступил в силу Федеральный закон, регулирующий семейные отношения, - Семейный кодекс Российской Федерации. Статья 1 Кодекса закрепляет, что «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства». ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА Добровольность брачного союза;равенство прав супругов;взаимное согласие при решении внутрисемейных вопросов;приоритет семейного воспитания детей;забота о развитии и благосостоянии детей;защита прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет, а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. Разыгрываются и моделируются различные ситуации.Выполняются игры, упражнения.Купание и пеленание младенца.Сборы первоклассника в школу.Подсчёт семейного бюджета. Задание: Перед вами лежат заготовки различных цветов. Каждая команда (семья) должна собрать по два цветка любви, и на лепестках этих цветов вы должны написать определения, характеризующие каждый вид любви. Напомню, что любовь бывает: детская, дружеская, супружеская, родительская. Первая «семья»- цветы с детской и дружеской любовью. Вторая- с супружеской и родительской.(участники собирают цветы).Практикум<<Цветы любви>>Нежн.Потреб.Наивн.Уваж.Искрен.Предан.Бескор.Взаимн.Поддерж.Доверит.Верн.Нежн.Поним.Предан.Заботл.Нежн.Постоян.Самоотв.Жертв.Терпел.ДетскаяДружескаяСупружескаяРодительская Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упреками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям.Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их ребенок задержался по очень уважительной причине. Когда он со своим другом шел домой, его друг упал в колодец и мальчик ждал приезда спасателей. Когда же наконец пришла помощь, было уже довольно поздно, и сын быстро побежал домой. А звонили родители этого ребенка и хотели поблагодарить мальчика за помощь и за то, что он не бросил в беде своего товарища.(Реальная ситуация? В чем сложность данной ситуации? Правильно ли поступили родители? Правильно ли поступил мальчик? Как бы поступили вы на месте родителей?)I-ситуация: Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома, Одна из них говорит, что мама только приехала, и сейчас девочка сообщит ей новости за 3 дня.Но как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает её об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость.( В чем сложность данной ситуации? А вы, будучи родителями, как бы отреагировали на данную ситуацию?)II-ситуация: Девочка обращается к матери с вопросами, которые её интересуют. Мать, хотя и не отказывается отвечать на них, но постоянно поглядывает в интересную книжку, которую читала до прихода дочери.Не вникая в проблемы дочери, считая их надуманными, мама отправляет девочку играть с младшей сестрой, хотя у девочки большие проблемы со сверстниками.(Надо ли вникать в такие ситуации? Всегда ли они кажутся нам важными? Пытаемся ли мы перевести «детские проблемы» на свой взрослый уровень?)III-ситуация: {D113A9D2-9D6B-4929-AA2D-F23B5EE8CBE7}ДоходСуммаРасходСумма1234Основные источники: з/п мамыз/п папыПенсия бабушкиПособие на детейСтипендия сына15 тыс.20 тыс.12 тыс.120900Кварт.платаЭл.энерг.ТелефонПитаниеПроездПромтоварыБытовые услугиДосугИтог:Итог:Семейный бюджетСостав семьи:мама,папа,бабушка,сын-студент,дочь( А если необходимо купить очень дорогую вещь: шубу, машину, мебель, квартиру? Как поступить в данной ситуации?)



Воспитанники рисуют свою будущую семью.



ЗдоровьеЛюбовьУют идомашнеехозяйствоРодители идетиДосуг икультураобщенияСемейное счастьеСемья



В ходе подготовки воспитанников к семейной жизни проводятся специальные занятия, на которых им предлагается опросник из трёх вопросов:1)как вы понимаете, что такое семья?;2)зачем нужна семья человеку?;3) как вы понимаете- «счастливая семья»? Формирование теоретических знаний детей о семье и её функциях.ОПРОСНИК «СЕМЬЯ»№П/ПВОПРОСЫВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ1Как вы понимаете, что такое семья?Дают количественный состав, определяют роли, намечают взаимоотношенияРазные определения общности людейИная жизнь, глобально важные понятияДифференциация положительных качеств2Зачем нужна семья человеку?Подростковый максимализм, прямота и конкретностьБоль утраты, пережитого, отчасти выстраданного Необходимая важность и значимость семьи для человека, ребёнкаЧтобы не было никаких проблем3Как вы понимаете – «счастливая семья?»Ответы наделены позитивным содержанием членов семьи, их действиями, взаимоотношением «Тест на удовлетворённость браком»выявил {ED083AE6-46FA-4A59-8FB0-9F97EB10719F}в перспективе у юношей и девушек% удовлетвор.браккол-во человекот 30-40340-50350-60460-70270-80180-90-90-1001{ED083AE6-46FA-4A59-8FB0-9F97EB10719F}У семейных пар% удовлетвор.браккол-во человекот 30-40140-50-50-60160-70570-80280-90390-100- Проблема: Негативные представления о семье большинства выпускников последних 2 – 3 -х лет, определили, что действующая программа не в полной мере отражает процесс воспитания семьянина в контексте социально-нравственного развития личности.Возникла необходимость серьёзных дополнений, которые бы более продуктивно готовили воспитанников к семейной жизни.

Цель исследования: выявление эффективных форм, методов, приемов, формирующих социально-нравственные представления о семьеОбъект исследования: процесс воспитания семьянина в условиях д/д.Предмет исследования: представления о семье воспитанников д/д.Гипотеза исследования: воспитание будущего семьянина в условиях д/д будет успешным, если: в воспитательный процесс будут введены формы, методы, приемы, формирующие социально-нравственные представления о семье.


Задачи исследования: изучение, анализ психолого-педагогической литературы и практики воспитательной работы Внедрение в процесс воспитания будущего семьянина форм, методов и приемов, формирующих социально-нравственные представления о семье обобщение полученного опыта и внесение изменений в блок «Нравственные основы семьи» программы «Воспитание семьянина»

Этапы исследования: 1 этап (2009-20010.г.)-поисково-теоретический-изучение литературы и практики учебно-воспитательной работы по проблеме исследования. Определялись цели и задачи, объект, предмет и гипотеза исследования. 2 этап(2010 - 11.г.)- внедрение в в процесс воспитания будущего семьянина форм, методов и приемов, формирующих социально-нравственные представления о семье3 этап(2011 - 12г.г.) - обобщение полученного опыта и внесение изменений в блок «Нравственные основы семьи» программы «Воспитание семьянина»

Процесс формирования знаний и умений будущего семьянина включает следующие направления:Гендерное поведение мужа и жены;Выполнение родительских обязанностей;Формирование взаимоотношений с другими близкими родственниками (братьями, сестрами, бабушками т.д.)