Маркетинговые исследования в УДОД. Целесообразность применения.
Маркетинговые исследования в УДОД. Целесообразность применения.
Статья Осиповой М.А., методиста дворца творчества им. Н.К.Крупской
Перемены в экономической жизни России затрагивают все области человеческой жизнедеятельности. Особенно это касается образования. В условиях модернизации российского образования требуется поиск резервных возможностей совершенствования его качества. Инновации, как явление, более всего свойственны тем образовательным учреждениям, которые стремятся соответствовать современным требованиям. Особое место в области решения данных проблем занимают учреждения дополнительного образования детей, в которых весь педагогический коллектив нацелен на творческий поиск наилучших путей развития.
Учитывая возрастающую конкуренцию на рынке образовательных услуг, для оценки потенциального спроса Дворец творчества им. Н.К. Крупской на протяжении пяти лет проводит маркетинговые исследования, цель которых состоит в выявлении перспективных потребностей, оценке степени их удовлетворения и прогнозировании потребительского поведения. Анализ спроса на образовательные услуги дает возможность оценить перспективность деятельности учреждения и соответственно сформировать учебную программу.
Таким образом, с учетом новых экономических и социальных условий, можно говорить об актуальности исследования вопроса целесообразности и эффективности применения маркетингового подхода в организации деятельности учреждения дополнительного образования детей.
Интерес к маркетинговому подходу обусловлен, прежде всего, пониманием дополнительного образования детей как особого образовательно-воспитательного пространства, где осуществляется специальная деятельность по выявлению творческих способностей, углублению знаний личности, развитию её интеллектуальных, физических, духовных сфер с учетом индивидуальных особенностей, мотиваций и личностных установок; укреплению здоровья и формированию основ и навыков культуросообразной досуговой деятельности. Приоритетным является принцип признания уникальности или «одаренности» личности.
Залогом успеха деятельности учреждения дополнительного образования детей является степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг.
Составными частями маркетингового подхода в дополнительном образовании детей являются: изучение и формирование спроса на образовательные услуги, формирование рынка образовательных услуг, организация связи производителя услуг и их потребителя, анализ рынка образовательных услуг и стратегическое управление этим процессом.
Сбор и анализ «внутренней» информации (самообследование) является основой для создания системы мониторинга результатов деятельности учреждения образования, а также стимулом развития ОУ, т.к. способность учреждения образования к объективной и полной оценке своих целей, условий их реализации, результатов деятельности, оформлению выводов, корректировке дальнейших задач характеризует его способность к саморазвитию, повышению качества обучения. На основе анализа состояния учреждения разрабатывается план действий.
Основными этапами в подготовке и проведении стратегического планирования в учреждениях дополнительного образования детей являются:
выявление проблемы и формулирование целей исследования;
установка плана сбора первичной и вторичной информации;
разработка плана выборки (кого спросить, какое количество опрашиваемых необходимо, оптимальный способ связи с аудиторией);
проведение опроса и сбор информации;
систематизация и анализ собранной информации;
представление основных результатов исследования.
Построение образа учреждения дополнительного образования детей начинается с определения того контингента обучающихся, на удовлетворение потребностей которого оно будет работать. Таким образом, уточняется миссия учреждения дополнительного образования детей.
Рассматривая актуальные направления развития учреждения, необходимо уделить особое внимание внедрению в учреждении новаций. Понятие «стратегия» неразрывно связано с инновационными процессами, то есть практическим осуществлением качественно новых решений. Инновационными могут быть и дополнительные образовательные программы, нововведения в административно-хозяйственной, финансовой, методической, других сферах жизни организации.
Важной составляющей взаимодействия организации с окружением является получение ресурсов извне: финансовых, материальных, организационных от муниципалитета, предприятий, общественных организаций, от родителей. Сегодня в большинстве своем финансирование учреждений дополнительного образования детей осуществляется муниципальными органами власти. В то же время, в концепции модернизации российского образования предусматривается активно использовать в качестве ресурса финансирования образовательных учреждений - расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения.
В современных условиях важно учитывать новые показатели качества дополнительного образования, среди которых: удовлетворенность населения (потребителя) образовательными услугами, содержательное богатство предоставляемых услуг, высокий технологический и методический уровень проводимых занятий, творческое состояние педагогического коллектива, притягательность и привлекательность образовательного учреждения для потребителей образовательных услуг.
Развитие маркетинга в системе дополнительного образования детей востребовано нынешним состоянием образовательной деятельности в стране, предопределено спецификой учреждений дополнительного образования, характеризующихся мобильностью, динамичностью содержания их работы и наличием возможностей безболезненной перестройки в них управленческих подходов.
Список литературы.
Анджапаридзе Т. В. Маркетинговая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей / Т. В. Анджапаридзе // Методист – М., 2006. - №5
Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М., 2000.
Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг / On-line версия, 2008.
Кожевникова Н.И. Маркетинговые исследования в деятельности УДОД., 2012 г.