Программа курса дополнительного образования Химия вокруг нас


Программа курса дополнительного образования для учащихся 8-9 классовСоставитель: Попова Ольга Александровна учитель химии МАОУ «Лицей № 28 имени Н.А.Рябова» г.Тамбова Цель: Развитие творческих способностей и познавательной активности детей с ограниченными возможностями при изучении химии. Задачи: формирование навыков выполнения химического эксперимента с использованием простейшего оборудования и доступных реактивов;развитие навыков использования информационных технологий;воспитание культуры потребления природных веществ, экологической грамотности, гражданской сознательности;развитие творческих способностей и психо-физических функций: памяти, мышления, воображения, внимания; формирование самостоятельности и ответственности при участии в научно-исследовательской, проектной, конкурсной деятельности; профессиональная ориентация обучающихся в области естественных наук. По окончании изучения программы обучающиеся должныЗнать: 1) роль химии в предотвращении загрязнения воздуха, природных водоемов и почвы; строение молекулы воды, уникальные физические свойства воды как растворителя; причины постоянной и временной жесткости воды и способы ее устранения; 2) свойства неорганических и органических веществ, применяемых в быту; правила хранения и безопасного использования химических веществ в быту; причины химической несовместимости веществ; 3) состав и химические превращения жиров, углеводов, белков, их энергетическую ценность и биологическую роль; характерные реакции углеводов и белков; значение витаминов и пищевых добавок; пути возобновления пищевых ресурсов; 4) свойства полимерных углеводов: крахмала и целлюлозы. Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;экологически грамотного поведения в окружающей среде;оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. проводить простые опыты, предусмотренные программой и в соответствии с возможностями домашнего эксперимента; знать правила техники безопасности при работе с химическими веществами, химической посудой и нагревательными приборами;проводить самостоятельный поиск химической информации; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах с использованием разнообразных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); писать рефераты на заданную тему, делать по ним доклады. Учебно-тематический план № п/п Тема занятия Всего часов В том числе теория практика 1 Мои первые опыты 7 3 4 2 В нашем кухонном шкафу 4 1 3 3 ОчУмелые ручки 6 3 3 4 Чудо-опыты 2 1 1 5 Итоговое занятие 1 1 ИТОГО 20 9 11 Содержание программы Тема 1. Мои первые опытыЛекцияПравила техники безопасности. http://chemworld.narod.ru/practic/tehbez.htmlПонятие индикаторов, их разновидности.Жесткость воды: виды, способы устранения, значение.Практические работы1. Самодельные индикаторы. Приготовление индикаторов из белого и черного винограда, исследование их действия в различных средах.http://s1226.net.ru/chemistry/indikator.htmhttp://portfolio.1september.ru/files/works/57/5774/577494/577494.zip2. Рисование йодом. Качественная реакция на свободный йод. Химическое травление металлов спиртовым раствором йода. http://allforchildren.ru/sci/sci010.php3. Химчистка. Удаление пятен: жирных, от масляной краски, чернильных, свежих пятен от ягод и фруктов, от горячего утюга. http://www.alhimikov.net/byt/Page-2.html http://www.alhimikov.net/byt/Page-3.htmlhttp://www.alhimikov.net/byt/Page-4.html 4. Стирка. Получение твердого мыла. Стирка с применением различных моющих средств. Жесткость воды и способ ее устранения. http://www.alhimikov.net/byt/Page-6.htmlhttp://www.youtube.com/watch?v=q-4FuqOnTSI&feature=relatedhttp://www.youtube.com/watch?v=l7Bfdm_imzM&feature=relatedhttp://www.youtube.com/watch?v=GXu-4uOkmcg&feature=related http://www.youtube.com/watch?v=Kt2tgbEH5Sohttp://www.youtube.com/watch?v=4_0yPavn36U&feature=related Тема 2. В нашем кухонном шкафуЛекцияЖиры, белки, углеводы: содержание и роль в организме, особенности строения и свойств, качественные реакции.Практические работыОпыты с белками. Денатурация белка. Свертывание белка - получение творога. Определение рН раствора сыворотки - обнаружение молочной кислоты.http://www.youtube.com/watch?v=KuPC9Lq0K7c&feature=relatedhttp://www.youtube.com/watch?v=ZC9tHzQdhpQ&feature=relatedhttp://www.youtube.com/watch?v=Nze9SrrUfh4&feature=relatedhttp://www.youtube.com/watch?v=M2uO1u4i2gI&feature=relatedУглеводы. Растворимость глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы.http://www.youtube.com/watch?v=e7cftT1taR8&feature=relatedhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2d27777-5bfd-693c-ba9d-58449cf690f9/index.htm 3. Витамины. Обнаружение витамина С в яблоках. Окисление яблочной кислоты йодом. http://chemworld.narod.ru/public/ascorb.html Тема 3 ОчУмелые ручки ЛекцияРост кристаллов в природе. Как растят кристаллы в лаборатории. Немного о строении кристаллов. Методика выращивания кристаллов. Кристаллы в истории, литературе, биологии, астрологии. Практические работы1. Кристаллы большие и маленькиеhttp://www.alhimik.ru/teleclass/pract/prac064.shtmlhttp://www.youtube.com/watch?v=Ap9yK3xDY-A&feature=related2. Невидимое делаем видимымhttp://chemworld.narod.ru/practic/simpat.html3. Светящиеся растворыhttp://www.youtube.com/watch?v=lW55hqvj-fYhttp://www.youtube.com/watch?v=YhtGQzHbgyw&feature=related Тема 4 Чудо-опыты ЛекцияНеобычные химические опытыПрактическая работа «Чудо-опыты»Опыт №1. «Несгораемый платок»http://www.alhimikov.net/op/Page-9.htmlОпыт №2. «Фараоновы змеи»http://www.youtube.com/watch?v=ArDV-c1l5OE&feature =relatedhttp://www.youtube.com/watch?v=Z5Ta8Zdv-BE&feature =relatedhttp://www.youtube.com/watch?v=yN9pioJWTk0&feature=relatedИтоговое занятиеhttp://video.mail.ru/mail/00leno4ka00/69/105.html Ожидаемые результаты реализации программы: 1. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении химии.2. Овладение навыками простейшего химического эксперимента в домашних условиях.3. Повышение ответственности учащихся за сохранение и укрепление своего здоровья.