Внеклассное мероприятие по химии, интеллектуальная игра Химия вокруг нас


Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области
«Перелюбский аграрный техникум»
Внеклассное мероприятие
интеллектуальная игра
«Химия вокруг нас»

Преподаватель химии Ф.Ф.Курдутова2015г.
Цель: повысить познавательный интерес к науке химии; обогатить кругозор и интеллект студентов дополнительными знаниями; ознакомить с деятельностью ученых-химиков в годы Великой Отечественной войны; расширить знания о том, как сохранить и укрепить здоровье.
Оборудование: высказывание, листы с вопросами, секундомер, портреты ученых, стенд «Химики – ученые в годы Великой Отечественной войны».
Литература: 1.Химия. Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий / авт-сост. Л.Г.Волынова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. -142с.
2.Научно – методический журнал «Химия в школе» №4, №5 - 2007г, №4 - 2010г.
Эпиграф: «О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…» А.С.Пушкин
Форма игры: Брейн – ринг
Команды: студенты 1 и 2 курсы «Агрономия» по 5-6 человек
Предварительная работа: изучение дополнительной литературы об ученых химиков, о веществах, готовят стенд «Химики – ученые в годы Великой Отечественной войны» дают название команды.

План игры
Раунд 1
Имя в истории химии.
Сообщение: «Вклад ученых в годы войны».
Раунд 2
Химические загадки
Раунд 3
Химия и здоровья
Раунд 4
Удивительные вещества и элементы
Раунд 5
Кто больше?
Ход игры
Раунд 1 Имя в истории химии.
(раунд проходит в форме аукциона. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда 10, при условии, что по первой подсказке называет имя ученого – химика. При использовании второй подсказки -9 баллов, и так далее до 5 баллов.)(1.Дмитрий Иванович Менделеев.)
10 баллов. Он родился 8 февраля в городе Тобольске в семье директора местной гимназии и был семнадцатым ребенком в семье.
9баллов. Он с полным правом может считаться отцом химизации отечественной промышленности и сельского хозяйства. На основании детального изучения сырьевой топливной базы России он опубликовал ряд химико – экономических исследований и статей о необходимости подъема отечественной каменноугольной нефтяной промышленности.
8 баллов. Работая в Германии, он провел свои замечательные исследования явлений капиллярности, расширения жидкостей и температуры «абсолютного кипения». Он впервые установил существование критической температуры кипения жидкостей, что оказало огромное влияние на последующее развитие представлений о газах и жидкостях.
7 баллов. Этот ученый проводил многочисленные исследования по сжимаемости газов, по сопротивлению жидкостей, изучал растворы, занимался метеорологией и вопросами воздухоплавания. В связи с последними работами и желая исследовать верхние слои атмосферы, он в 1887 году один, без пилота, поднялся на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения.
6 баллов. Этот ученый принимал активное участие в издании «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона, редактируя в нем химико – технологический и промышленный разделы и выступая в качестве автора ряда статей.
5 баллов. Демонстрация портрета.
(2.Александр Михайлович Бутлеров.)
10 баллов. Он родился 6 сентября 1828 года в городе Чистополе Казанской губернии и, рано лишившись матери, воспитывался в семьи бабушки и дедушки.
9баллов. Его первыми учителями в Казанском университете были Н.Н.Зинин и К.К.Клаус. Под их руководством он получил великолепную лабораторную подготовку.
8 баллов. В последствии этого ученого на кафедру Петербургского университета Дмитрий Иванович Менделеев писал: «…один из величайших русских ученых. Он русский и по ученому образованию, и по оригинальности трудов. Ученик знаменитого нашего академика Н.Н.Зинина, он сделался химиком не в чужих краях, а в Казани, где и продолжает развивать самостоятельную химическую школу… В химии существует его школа, его направление».
7 баллов. После защиты докторской диссертации этот ученый для расширения своего кругозора предпринимает длительную заграничную командировку. В течение года он посещает все лучшие европейские лаборатории, слушает лекции выдающихся химиков и встречается с виднейшими представителями заподноевропейской химической науки; говорит на четырех европейских языках.
6 баллов. Этот ученый принимал горячее участие в развитии и укреплении женского высшего образования в России. Он говорил: «Надо стремиться к тому, чтобы в каждом университетском городе были не только высшие женские курсы, а женские отделения университетов, и по всем факультетам».
5 баллов. Демонстрация портрета.
(3.Николай Николаевич Зинин.)
10 баллов. Этот российский ученый родился 25 августа 1812 года в городе Шушу Елизаветпольской губернии. Лишившись родителей, он с раннего возраста остался на попечении двух старших сестер.
9баллов. Во время учебы в Казанском университете на физико – математическом факультете этот человек, проявив блестящие способности к математическим наукам и астрономии, привлек к себе внимание профессоров и ректора университета Н.И.Лобачевского.
8 баллов. Во время своей длительной заграничной командировки в Берлин он изучал математику, слушал лекции известного физиолога и анатома И.Мюллера, занимался у физиолога и гистолога Т.Шванна, интересовался также медициной, посещая для этого клиники и лечебницы.
7 баллов. В Петербурге 26 октября 1868 года было образовано Русское химическое общество, президентом которого единогласно был избран этот человек.
6 баллов. Русское химическое общество в ознаменование памяти этого ученого и другого выдающего русского химика А.А.Воскресенского, скончавшегося в том же году, учредило премию, которая выдавалась раз в четыре года, за лучшее самостоятельные работы по химии, выполненные в России молодыми русскими химиками.
5 баллов. Демонстрация портрета.
(4.Владимир Васильевич Марковников.)
10 баллов. Этот ученый родился 22 декабря 1838 года в деревне Черноречье близ Нижнего Новгорода в семье офицера.
9 баллов. Уже будучи знаменитым ученым, он приступил к изучению состава кавказских нефтей. В своей статье «Исследование кавказкой нефти», выпущенной им совместно с В.Н.Оглобиным в 1883 году, он приходит к выводу о том, что главной частью бакинской нефти (до 80%) являются углеводороды, названные авторами «нафтенами». Впоследствии эта группа углеводородов получила название «ароматические углеводороды», или «арены». Эту и другие работы в области изучения кавказских нефтей Международный нефтяной конгресс присудил этому ученому в 1900 году золотую медаль.
8 баллов. Он не был ученым, замкнутым в своей специальности. Его занимали вопросы минеральной химии и геологии. Он живо интересовался проблемой происхождения глауберовой соли в приволжских соляных озерах и вопросом о происхождении самих соляных озер.
7 баллов. Во время преподавания химии в Московском университете его лабораторий, открывших свои двери женщинам. В числе первых работ, вышедших из этой лаборатории, была работа Ю.В.Лермонтовой «О получении нормального бромистого пропилена».
6 баллов. Он был первым и наиболее талантливым учеником знаменитого русского химика А.М.Бутлерова. С согласия учителя, еще во время учебы в Казанском университете, он издает литографированный курс его лекций по органической химии.
5 баллов. Демонстрация портрета.
Сообщение «Вклад ученых в годы войны».
Раунд 2 Химические загадки
(каждая команда по очереди отгадывает загадку, за правильный ответ получает один балл)
1.Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня – огонь потух.
(кислород)
2.Я блестящий, светло – серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил!
(магний)
3.Я – металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер – переходный.
(алюминий)
4.Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша!
(медь)
5.Нрав у газа, ох, непрост!
Много жизней он унес,
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает.
(хлор)
6.Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете.
Превращаясь в легкий гелий,
Зажигаю Солнце в небе.
(водород)
Раунд 3 Химия и здоровья
(Каждая команда обдумывает вопрос одну минуту, за каждый правильный ответ, команда получают по одному баллу.)
1.На Руси всегда любили и умели пить чай:
Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал.
Какой чай и почему более полезен для здоровья: черный или зеленый?
(Зеленый, так как его приготовления не применяют ферментативную и термическую обработку, при которой теряются полезные свойства чая)
2.Иностранных слов много не только среди химических терминов:
…Винюсь пред вами,
Что уж т так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами.
Назовите химический термин, обозначающий в переводе с латинского «сильный, здоровый».
(Валентность)
3….Полна народу зала,
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота.
Если танцующих в таких условиях людей измерить рН крови, то её среда окажется не близкой к нейтральной, а слабокислотной. Почему?
(В крови увеличивается концентрация углекислого газа. Равновесие реакции между углекислым газом и водой сдвигается в право, в сторону образования гидрокарбонат – иона и иона водорода.)4.Ах, ножки! Где вы ныне?
Где мнете вешние цветы?
Взлелеяны в восточной неге,
На северном, печальном снеге
Вы не оставили следов.
Любили мягких вы ковров
Роскошное прикосновенье.
Какое покрытие для пола более благоприятно для здоровья: ковровое, линолеум или краска? Почему?
(На ковровом покрытии скапливается много пыли, линолеум может выделять вредные для здоровья вещества. Крашеные полы наиболее безобидны. )5.Известно, что в состав меда входит витамины, ферменты, аминокислоты, но больше всего в нем глюкозы и фруктозы. Во времена, когда специальные обеззараживающие средства еще не применялись, для перевязки ран использовали мед. Почему мед обладает дезинфицирующими свойствами?
(В результате ферментативной реакции из глюкозы образуется пероксид водорода.)
6.Почему при отравлении нефтепродуктами противопоказано принимать жиры, растительные масла, яйца?
(Углеводороды растворяются в жирах и надолго задерживаются в организме)
7.В какой воде более токсичны ионы тяжелых металлов – в мягкой или жесткой – и почему?(В мягкой. В жесткой воде образуется нерастворимые карбонаты, сульфаты, хлориды. При попадании в организм они легче из него выводятся.)8.Всемизвестно, что молочнокислые продукты полезны для здоровья. Какой процесс используют для получения кефира?
(Химический процесс - брожение.)
9.Разные вещества применяют по – разному. Назовите вещество, которое может и спасти человека в случае сердечного заболевания, и мгновенно уничтожить множество людей. Почему оно так действует?
( Нитроглицерин. Его действие зависит от концентрации.)10.Известно, что бром и йод ядовиты. Почему же невропатолог может посоветовать принимать бром, а эндокринолог заявить, что вам не хватает йода?
(Ядовиты простые вещества. Лекарства содержат соединения этих элементов)11.Стоматологи рекомендуют после еды жевать «Орбит» с ксилитом и карбамидом. Для чего в жевательную резинку добавляют эти вещества?
(Ксилит – для создания сладкого вкуса, карбамид – для нейтрализации ионов водорода. Среда во рту должна быть слабощелочной.)12.В состав хрустального стекла входят оксиды кальция, кремния, свинца. Можно ли хранить в хрустальной посуде маринад, кислое варенье? Почему?
(Нельзя. Оксид свинца растворяется в кислотах, а соли свинца токсичны.)Раунд 4 Удивительные и вещества и элементы
( команда отвечает на максимальное количество вопросов за одну минуту. Если ответ не известен команде, произносится слово «дальше» и читается следующий вопрос. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.)1.Какой элемент самый распространенный во Вселенной?
(водород)
2.Кто автор атомно – молекулярного учения?
(М.В.Ломоносов)
3.Как называю соли угольной кислоты?
(карбонаты)
4.Какой металл «болеет чумой»?
(олово)
5.Как называется связь, возникающая между атомами посредством образования общих электронных пар?
(ковалентная, или атомная)
6.Как называют вещества, имеющие одинаковый состав, но разную структуру молекул?
(изомеры)
7.Каково значение постоянной Авогадро?
(6*1023 моль-1 )8.Какой металл называют «летающим»?
(алюминий)
9.Как называю реакцию, протекающую между кислотой и основанием, в результате которой образуется соль и вода?
(реакция нейтрализация)
10.Назовите формулу едкого натра.
(NaOH)
11.Какая женщина – химик была дважды удостоена Нобелевской премии?
(Мария Склодовская –Кюри)
12.Какой цвет приобретает лакмус в щелочной среде?
(синий)
13.Какова атомная масса серы?
(32 а.е.м.)
14.Бинарное соединение, в состав которого входит кислород в степени окисления -2.
(оксид)
15.Как называют атом или ион, принимающий электрон?
(окислитель)
16.Какой тип кристаллической решетки характерен для воды?
(молекулярный)
17.Что стремились открыть древние алхимики?
(философский камень)
18.Как называются вещества, увеличивающие скорость реакции, но сами при этом не тратящиеся? (катализаторы)
19.Назовите формулу известняка?
(CaCO3)
20.Каково значение молярного объема газов при нормальных условиях?
(22,4 л/моль.)
21.Кто сформулировал основные положения теории строения органических соединений? (А.М.Бутлеров)
22.Какой газ обладает запахом тухлых яиц?
(сероводород)
23.Название какой группы элементов переводится с латинского как «рождающие соли»? (галогены)
24.Мельчайшая химически неделимая частица вещества.
(атом)
25.Сложное вещество, молекула которого образована ионами металла и кислотного остатка. (соль)
26.Вещество, изменяющее свой цвет в растворах кислот и щелочей.
(индикатор)
27. Как называют атом или ион, отдающий электрон?
(восстановитель)
28. Кто сформулировал периодический закон химических элементов?
(Д.И.Менделеев)
29.При дыхании какой газ выделяют живые организмы?
(углекислый)
30.Как называют вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток? (электролиты)
Раунд 5 Кто больше?
(Нужно составить больше химических терминов из слово «сульфадиметоксин»)
Сульфат, метил, метан, сульфит, оксид, диметил, ион, кислота, медь, ток, соль, токсин, стекло, октан, атом, сульфид, Подведение итогов.